План работы по осуществлению экспериментальной деятельности с применением инновационного образовательного ресурса ЯКласс
План работы по осуществлению экспериментальной деятельности с применением инновационного образовательного ресурса ЯКласс
Цель – освоение учебных материалов портала «ЯКласс» и возможных методик/
вариантов их использования в учебном процессе.
Ход исследования
1. Первичное знакомство с материалами, содержащимися на портале «ЯКласс».
«ЯКласс» - это вспомогательный инструмент для школьного образования, обладающий широким спектром возможностей как для учителя, так и для ученика. На портале содержатся теоретические материалы, практические задания и тесты по многим предметам, изучаемым в начальной школе: русский язык , математика, информатика, , English Language — Secondary School, природоведение.. По каждой теме курса разработаны проверочные, тестовые и контрольные работы.
2. Регистрация на портале (алгоритм регистрации – см. на сайте)
3. Работа на портале «ЯКласс».
1) Работа в режиме презентации (возможна только при условии регистрации на портале).
2) Организация индивидуальной работы по модели «один ученик – один компьютер» («один компьютер» - это условно, потому что подойдет любое мобильное устройство с выходом в интернет: ноутбук, планшет, айфон, мобильный телефон):
- выбор задания по степени сложности;
- из предыдущей темы;
- на повторение (из любой ранее пройденной темы).
Таким образом, можно дифференцировать задания и подобрать подходящее для детей, нуждающихся в дополнительных занятиях по предмету; заниматься с учащимися, которые по каким-либо причинам не могут посещать учебное заведение, но должны и готовы учиться; выстроить индивидуальный маршрут изучения предмета с одаренными детьми и т.д.
Отметим, что работа на «ЯКлассе» успешно решает проблему дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода в обучении.
3) Выполнение тестового задания с использованием возможностей портала:
блок теоретического материала по теме + ход выполнения задания + возможность переделывать задание бесчисленное количество раз до достижения желаемого результата (задание каждый раз будет другое).
4) Раздел «Результаты учащихся» и изучение его возможностей:
- подробная статистика результатов;
- рекомендация отметки;
- показ хода работы каждого ученика в режиме onlain: приступил к работе или нет, какое задание выполняет в данный момент, каков результат работы.
Если задание выполнено с ошибками, то достаточно кликнуть мышкой на номере задания – и на экране появится выполненное учеником задание, то есть учитель не просто получает готовый результат в процентах или привычной пятибалльной системе, но имеет возможность увидеть ошибки и, соответственно, разобрать их и повторить тему.
Ученик может проделать эту работу и самостоятельно: функция «проверка» включена, правильный вариант указывается, шаги решения для всех заданий есть. Как известно, именно самостоятельный анализ выполненной работы позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, познавательную активность и дисциплинированность школьников.
Надо отметить, что резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы является доминантой внедрения компьютера в образование.
5) Организация домашней работы с использованием материалов портала «ЯКласс».
- воспользоваться готовым вариантом из раздела «Домашнее задание»;
- создать свою домашнюю работу, собрав несколько разных заданий или тестов;
- отправить домашнюю работу всем ученикам или выборочно;
- наблюдать за ходом выполнения учащимися заданий;
- возможность экономить время на проверку;
- возможность просматривать и распечатывать отчёты о выполненном домашнем задании;
6) Раздел «Проверочные работы» и изучение его возможностей.
Отметим, что на портале самостоятельно можно создавать работы в зависимости от предполагаемого типа контроля: проверочные, контрольные, домашние, самостоятельные. Экономится время на поиск подходящих заданий: нужно только выбрать уже готовые и разбитые по тематике и степени сложности задания. Созданную проверочную работу можно назначить для выполнения как всему классу, так и одному или нескольким ученикам, пропустившим или не выполнившим данную работу. За ходом выполнения созданной и назначенной работы можно наблюдать в режиме onlain. Все созданные учителем проверочные работы автоматически накапливаются в профиле учителя в разделе «Проверочные работы». Таким образом, можно создавать свой банк проверочных работ, экономя время на их создании, задавая ранее созданные.
7) Реализация здоровьесберегающей технологии в учебном процессе.
Для лучшего усвоения учебного материала и непричинения вреда здоровью учащиеся не должны слишком много времени уделять выполнению домашних заданий. С учетом требований по безопасности для здоровья рекомендуются определенные затраты времени на подготовку к занятиям дома для соответствующего возраста школьника, но проследить, сколько времени ребенок затратил на выполнение домашнего задания, очень сложно (опрос родителей, тестирование детей, наблюдение и пр.)
Несомненное достоинство портала в том, что можно с точностью до секунды ответить на вопрос, сколько времени дети проводят за компьютером, выполняя задания и набирая баллы. Система отслеживает, сколько попыток было сделано и сколько конкретно времени затрачено на выполнение задания, что позволяет, во-первых, увидеть индивидуальный темп работы ребенка, во-вторых, корректировать объем заданий или ограничить время их выполнения (такая функция тоже есть: достаточно на таймере поставить время, которое вы отводите ребенку на выполнение домашнего задания).
Примечание:
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», на выполнение домашнего задания отводится:
1-й класс – домашнего задания нет;
2–3-й классы – 1,5 часа в день;
4–5-й классы – 2 часа в день;.
8) Рейтинговая система работы. Топы.
За каждое выполненное задание начисляется определенное количество баллов, формируется рейтинг участников по количеству набранных баллов (раздел «Топы»). Дети соревнуются между собой, с другими классами, интересуются, какое место в рейтинге занимает учебное заведение.
IV. Из опыта работы. Наблюдения. Выводы.
Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс, – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат. Таким образом, мобильное обучение на «ЯКлассе» позволяет качественно изменить контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом, способствуют формированию у учащихся рефлексии; обучающая программа помогает наглядно представить результат своих действий.
В результате работы на «ЯКласс» у обучающихся заметно повысился уровень мотивации, направленной на результативность и успех. На наш взгляд, причин несколько:
- элемент соревновательности: за каждое выполненное задание начисляется определенное количество баллов, формируется рейтинг участников по количеству набранных баллов (раздел «Топы»). Дети соревнуются между собой, с другими классами, интересуются, какое место в рейтинге занимает лицей;
- привлекательная для многих учащихся интерактивная форма работы, позволяющая сразу видеть результат и абсолютно объективную оценку;
- элемент новизны и любопытство;
- возможность переделать задание, добиваясь желаемого результата, как следствие –отсутствие страха ошибиться,
- возможность повторить любую тему практически по любому предмету.
Ученик, увлеченно работающий за компьютером, не боится заданий возрастающей сложности, и выполняет гораздо больший объем работы.
Для родителей интерактивная форма работы привлекательна в первую очередь тем, что ребенок использует компьютер не для игр и/или общения в соцсетях, а как рабочий инструмент и объект обучения, тем более что увидеть результаты «независимой экспертизы знаний» своего ребенка по любому предмету по любой теме за любой период они могут в любое время (все результаты система сохраняет).
В результате апробации мы пришли к выводу, что использование тренажеров «ЯКласс» на уроках и при выполнении домашнего задания повысило уровень грамотности учащихся, вычислительных навыков, логического мышления, знаний об окружающем мире.
Бесспорно, мобильное обучение облегчает работу учителя и повышает эффективность обучения.
Конечно, «ЯКласс» - это не панацея, и обучение по модели «ученик-учитель» ни одна компьютерная технология не заменит, но как вспомогательный инструмент он эффективен.