Аналитическая справка об участии в экспериментальной и инновационной деятельности
Достоверность информации подтверждаю. Директор МБОУ «СОШ с.Альняш» ________________ Е.Ю.Хасанова «__» _____________ 2016 года |
Аналитическая справка об экспериментальной и инновационной деятельности учителя химии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ с.Альняш» Ким Риммы Михайловны |
Принимаю активное участие в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса в школе - в межаттестационный период входила в состав рабочих групп по разработке следующих документов:
Положение О Методическом совете. Утверждена приказом директора школы №19 от 15.09.2011 г.
. Утверждена приказом директора школы №19 от 25.11.2011 г.
Положение «Об учебно-исследовательской деятельности учащихся МБОУ «СОШ с.Альняш».
Программа развития МБОУ «СОШ с.Альняш» на 2011-2015 годы «Индивидуализация образовательного процесса в контексте реализации ФГОС».Утверждена приказом директора школы № 21 от 05.09.2011.
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «СОШ с.Альняш» на 2013-2014 учебный год. Утверждена на заседании педагогического совета школы 30.08.2013 г, протокол №1.
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «СОШ с.Альняш» на 2015-2016 учебный год. Утверждена на заседании педагогического совета лицея 31.08.2015, протокол №1.
Программу развития «Школа для каждого» на 2016-2018 годы. Утверждена на заседании педагогического совета 01.01.2016. протокол №.3.
Проект: «Создание инклюзивного развивающего пространства в МБОУ «СОШ с. Альняш», 31.10.2014, протокол №1.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования МБОУ «СОШ с. Альняш», соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Протокол №5 от 15.05.2014.
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. На уроках и во внеурочной деятельности реализую различные технологии полностью или отдельные их приёмы.
Образовательные технологии и их результативность.
Технология |
Результат использования |
Учебно-исследовательская технология |
Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на уроке и во внеурочное время. Презентация результатов в виде реферата, исследовательской и творческой работы. Участие в олимпиадах и конкурсах. Развитие навыков публичного выступления. |
Технология игрового обучения |
Активизация деятельности учащихся. Увеличение накопляемости оценок. Отработка коммуникативного аспекта. |
Технология развития критического мышления через чтение и письмо |
Происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления. Появляется возможность объединения отдельных дисциплин. Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения. Формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения. |
Обучение в сотрудничестве |
Развитие коммуникативных навыков, взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке товарищей. |
Дебаты |
Сознательно стимулируют творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. Развивают навыки, необходимые для общения. Вырабатывают критическое мышление. |
Концентрированное обучение |
Позволяет победить хроническую нехватку времени, делает образовательный процесс более интенсивным. Активизирует познавательные интересы, способствуя формированию личности. |
Интегрированные уроки |
Помогают преодолеть недостатки предметного обучения и способствуют формированию у учащихся целостной картины мира. |
Информационно-коммуникативные технологии |
Разработка учащимися обучающих презентаций. Запрос на расширение доступа к ИНТЕРНЕТ. Использование электронных версий тестов по химии. |
Лекционно-семинарско-зачетная система, тестирование |
Помогает адаптироваться в дальнейшем в вузах. Предусматривает формирование общеучебных умений и навыков. |
Здоровьесберегающие технологии и методики |
Решают проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебного процесса. |
Планируя применение образовательных технологий, исхожу из того, что каждый ученик на протяжении периода обучения должен поработать во всех педагогических технологиях. При этом учитываются:
- возрастные особенности учащихся;
- преемственность технологий;
- возрастание доли самостоятельности учащихся;
Широко использую в деятельности социоигровые приёмы: работу в парах и подгруппах, способствующие формированию социальной компетентности у учащихся. Считаю, что такие средства обучения как моделирование, ТРИЗ, решение кроссвордов, шарад, головоломок, применение ребусов, проектной деятельности способствуют формированию деятельностной компетентности у детей. Различные средства ТСО, применяемые мной в педагогическом процессе помогают управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. К ним относятся: интерактивная доска, диапроектор, видеокамера, ноутбук, цифровой фотоаппарат, мобильный телефон, диктофон. Кроме того, для выполнения практической части работы учащиеся применяют цифровую лабораторию POLYTECH. Данное оборудование применяю и в исследовательской деятельности школьников.
Для повышения эффективности обучения применяю учебно-исследовательскую деятельность школьников, что является инновационной педагогической технологией.
Для реализации учебно-исследовательской технологии необходимы следующие условия: комбинация элементов традиционных методик с инновационными подходами, проблематизация учебного материала, акцент на практической значимости материала.
Педагогическая деятельность в этом направлении включает следующие компоненты:
входящий контроль, диагностика уровня обученности и выбор перспектив развития;
планирование учебно-исследовательской деятельности на основе «зоны ближайшего развития»;
создание условий для исследования через систему уроков;
дифференциация и индивидуализация домашних заданий;
выстраивание индивидуальной образовательной траектории (учащихся и учителя);
внеурочная индивидуальная работа с учащимися по написанию творческих и исследовательских работ, подготовка к олимпиадам, конкурсам, фестивалям и научно-практическим конференциям;
самооценка и анализ эффективности работы, перспективное планирование на основе данных о результативности.
Уверена, что учебно-исследовательская технология позволяет формировать у учеников творческий потенциал, целеустремлённость, мобильность, коммуникабельность, конкурентоспособность.
В своей работе использую разнообразные виды совместной деятельности: эксперимент, интегрированные, с элементами соревнования, в форме экскурсии, позволяющие выстроить оптимальную систему работы с детьми и реализовать цель и задачи обучения. Для успешной подготовки к ГИА в 9 и 11 классах считаю целесообразным применять тестовую технологию и формировать у учащихся специфические навыки тестирования. Применяю тесты, составленные в соответствии с федеральными образовательными стандартами и которые позволяют выявить навыки практического использования знаний.
Активно использую интернет-технологии в образовательной деятельности. Пользуюсь электронными изданиями, ориентированными на предметно-профессиональную деятельность. Уверена, что именно использование интерактивных и компьютерных технологий на уроках химии дали возможность повысить качество знаний, умений и навыков учащихся. Несмотря на то, что численность детей в нашей школе небольшая (150 детей), мои ученики ежегодно уже в течение многих лет являются участниками, победителями и призерами на районных, областных, Всероссийских дистанционных олимпиадах, молодёжных предметных чемпионатов.
В классах учатся ребята, по-разному ориентированные на учебный процесс, поэтому очень важна в данном случае уровневая дифференциация. Считаю, что именно разноуровневое обучение помогает многим нашим ученикам получить знания на профильном уровне (обучаясь в общих классах) и продолжать обучение в высших учебных заведениях.
В настоящее время большое внимание обращаю на возможности дистанционного обучения химии. Особенно это стало актуально в тот период, когда из-за суровых морозов и в период эпидемии гриппа и ОРВИ школу закрывают на карантин. Со всеми этими учащимися я связана электронной почтой и через систему электронных дневников и журналов, посредством которых учащиеся от меня получают задания по сбору и анализу определенной информации, по сбору информации в сети Интернет, по подготовке электронного реферата, провожу тестирование и анализ творческих работ. Использую дистанционное обучение и при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ. Так, в 2009-2013 году, как куратор, назначенный директором школы, сопровождала учеников 9-11 классов в проекте «Телешкола», а в 2014 году принимали участие в проекте НОЦ г. Чайковский по дистанционному обучению сельских школьников.
Мощным средством поддержки профессиональной деятельности считаю профессиональные сообщества. Для успешной педагогической деятельности использую сетевое взаимодействие с коллегами: пополняю страницы своих мини-сайтов наработками, использую опыт других педагогов в своей практике, участвую в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах для учителей, различных телекоммуникационных проектах, обучающих семинарах, конференциях.
Приведу примеры сетевых педагогических сообществ, в которых я активно работаю в течение многих лет, и которые дают практическую возможность повышать свой педагогический уровень:
Завуч. Инфо. Адрес сайта: http://www.zavuch.info/
Сеть творческих учителей. Адрес сайта: http://www.it-n.ru/
ПроШколу.ру Адрес сайта:http://www.proshkolu.ru/
Педсовет.org Адрес сайта:http://pedsovet.org/
Открытый класс. Адрес сайта:http://www.openclass.ru/
Профессиональное сообщество педагогов «Методисты.ру»
Адрес сайта: http://metodisty.ru/
Сайт Интернет-сообщества учителей. Адрес сайта:http://pedsovet.su/
Сайт К-уроку.ru Адрес сайта:http://www.k-yroky.ru/
Учительский портал Адрес сайта:http://www.uchportal.ru/
«Интернет-государство учителей», Интер ГУ.ru. Адрес сайта:http://intergu.ru/
Инфрмационно-образовательный портал RusEdu».
Адрес сайта:http://rusedu.net/
Образовательный портал Ucheba.com Адрес сайта:
http://www.ucheba.com/index.htm
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Адрес сайта:http://nsportal.ru/
Одним из инновационных направлений в образовании в настоящее время является робототехника. В этом направлении работаю с учащимися с 6 по 11 класс, веду кружок 1час в неделю. Для реализации программы в школе есть в наличии образовательный модуль VEX IQ. Ребята погружаются в занимательный мир роботов, в сложную среду информационных технологий. Работа кружка началась только с сентября 2015 года, и уже в этом году наши ребята трижды занимали призовые места на муниципальной олимпиаде по робототехнике и 1 место на заключительном фестивале «Робофест».
Вывод. Применение инновационных технологий в школе способствуют более углубленному образованию школьников. Вследствие этого у учеников увеличивается эффективность образовательного процесса, повышается качество и количество творческих работ, появляется стремление к получению дополнительных знаний по химии и осознается важность и необходимость школьного образования для поступления в ВУЗ. Для самого педагога это прежде всего возможность для профессионального роста, повышения уровня самообразования для успешной педагогической деятельности.
Учитель химии Ким Римма Михайловна 13.06.2016