Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию с использованием экспериментальной деятельности для детей средней группы
Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию с использованием экспериментальной деятельности для детей средней группы
Программное содержание: дать детям представление о том, какое большое значение имеет вода для всего живого на земле; научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы; прививать навыки экологически грамотного поведения в быту; расширять знания детей о разных состояниях воды в природе, о её качествах; учить методом экспериментов определять состояние воды; развивать наблюдательность, умение делать выводы; прививать бережное отношение к воде; активизировать и обогащать словарь детей.
Ход занятия
Воспитатель: Посмотрите ребята, как много у нас сегодня гостей. Поэтому даже плохая погода не должна испортить нам настроение. Ведь гости в доме – это всегда приятно. Ведь так, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда улыбнитесь гостям и друг другу.
Воспитатель: Вот и настроение наше улучшилось!
Воспитатель: Ребята, вы не забыли какое сейчас время года?
Дети: Осень. Поздняя осень.
Воспитатель: Верно, ребята, осталось несколько осенних дней и что наступит?
Дети: Зима.
Воспитатель: А сейчас стоят ненастные дни, дует холодный ветер. Послушайте как сильно он шумит. Посмотрите, даже несколько листочков залетело к нам в группу (Входит Капитошка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите это кто к нам пришёл? Ты кто?
Капитошка: Я – Капелька!
Воспитатель: А зачем ты к нам пришла и что это за яркие камешки ты принесла?
Капитошка: Я пришла навестить своих сестричек – капелек, которые живут у вас в группе. А для вас, ребята подарок – загадка. Вам он нравится?
Дети: Да!
Капитошка: Тогда пообещайте мне не очень огорчиться, если эти красивые капеьки не смогут вам пригодиться?
Воспитатель: Что – ты, Капитошка. Они такие красивые мы можем украсить ими игрушку, а может быть даже елочку, ведь скоро Новый год!
Капитошка: Я ещё раз вас прошу не грустить, если у вас из этого ничего не выйдет. Обещаете?
Дети: Да!
Капелька: Давайте ребята, покажем Капитошке, где найти моих сестричек?
Воспитатель: Давайте Ребята, покажем Капитошке, где живут капельки, что у нас делают и какую пользу приносят. (Дети идут по группе, делают остановки) В уголке природы: возле растений.
Дети: Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут им нужна вода.
Дети: В воде живут рыбки в аквариуме, рыбки без неё погибнут, им нужно много воды.
Капитошка: Какая чистая вода в аквариуме, рыбкам уютно в нём. Молодцы ребята, вы хорошо ухаживаете за рыбками.
Дети: Нашей Надежде Сергеевны нужна вода, чтобы мыть посуду, полы, убирать в группе.
Дети: Вода нужна, чтобы мыть игрушки. Стирать куклам белье. Вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо.
Капитошка: А зачем надо мыть руки, лицо?
Дети: На грязных руках много микробов. Если они попадут в рот, можно заболеть.
Дети: Вода нужна чтобы мы могли её пить. Потому что человек не может жить без воды.
Воспитатель: Вот, Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу.
Капитошка: Честно говоря, когда я шёл к вам, то хотела забрать капельки с собой. Но теперь я поняла, что вам без них, действительно, не обойтись.
Воспитатель: Спасибо тебе, Капитошка, что оставляешь нам наших помощников. Ведь они проделали огромный путь, прежде чем попасть к нам. Вода из большой реки очищается и течет по трубам. Эти трубы называются водопроводными, по ним поступает вода в наши дома, и к нам в детский сад. Чтобы мы могли пить чистую воду, мыть руки и лицо.
Капитошка: Знаете, ребята, ведь кажется, что воды очень много, но на самом деле нет. Воду нужно беречь – не тратить её зря. Если вы помыли руки не забывайте закрывать кран.
Воспитатель: Капитошка, наши ребята, бережно относятся к воде, знают. какую пользу она приносит. Вот слушайте!
Дети: (пословицы о воде)
1 ребёнок – Закрути сильнее кран, чтобы не вытек океан.
2 ребёнок – Водичка – страшная сестричка.
3 ребёнок - Из маленького ручейка большая река начинается.
4 ребёнок – Чистая вода, болезни беда.
5 ребёнок – Будь здоровым, как вода, а богатым, как земля.
6 ребёнок – Не загрязняй криницу, ещё захочешь напиться.
Капитошка: Верно, ребята, загрязнять водоёмы легко, а вот чтобы очистить их надо много труда приложить. В грязных водоёмах погибает всё живое. Поэтому нужно беречь реки, озера, моря, не загрязнять их.
Воспитатель: Ребята, постойте. Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Дети: Нет. В одной ёмкости вода чистая, а в другой – грязная.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому, что воду надо пить чистую, кипяченную. В ней нет микробов.
Воспитатель: Давайте попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку и вложим в нее листок специальной бумаги и начнем пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получилось?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: А что стало с бумагой!
Дети: Она стала грязной.
Воспитатель: Ребята, бумага послужила фильтром. Значит, если воду пропустить через фильтр, то какой она станет?
Дети: Чистой.
Воспитатель: Ребята, вам понравился наш опыт с водой?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда мы с вами сделаем ещё один. Вот два стаканчика. В одном стакане вода, а в другом – молоко. А теперь, я покажу вам вот эту картину. А ты, Капитошка, пожалуйста, не смотри сейчас на картинку, а попробуешь узнать что на ней, когда мы тебя попросим. Возьмём стакан с молоком и поставим его на картинку. Видим мы ее?
Дети: Нет!
Воспитатель: Теперь поставим стакан с водой. Посмотри Капитошка, ты видишь картинку?
Капитошка: Да. На ней нарисован.
Дети: Потому что она прозрачная.
Воспитатель: Знаете, ребята, а ведь прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Хотите попробовать? Ребята подойдите к рабочим столам. Прежде чем вы начнёте работать, давайте назовём времена года.
Воспитатель: Ну, а теперь вспомните яркие краски каждого времени года. Всем будут разные задания. Вспомните, какие краски напоминают вам об осени, зиме, весне, лете.
Капитошка: Какие яркие и разные краски. Я, действительно, вспомнил все времена года.
Воспитатель: А теперь, ребята подойдите к этому столу. Кто знает, что здесь стоите?
Дети: Это камешки, это листочек, это песок, а это похоже на сахар, а это наверное соль.
Воспитатель: Да, ребята, вы не ошиблись. Все правильно назвали. Но здесь ещё стаканчик с водой. Давайте посмотрим, чтобы будет со всем эти, если опустить в воду.
Дети: Сахар растворился.
Вывод: Есть вещества, которые растворяются в воде, а есть, которые не растворяются.
Капитошка: Ребята, вы очень многое и интересное знаете о воде. Я бы хотел чтобы вы поиграли с моими капельками.
Игра «Кому нужна вода»
Капитошка: Молодцы, ребята! Я вижу вы хорошо все усвоили. Ну, вот остался ещё один опыт, который я приготовил вам. Давайте посмотрим на яркие камешки, которые я принёс. Что с ними произошло?
Дети: Они превратились в разноцветную воду.
Капитошка: Ребята, а что же это за камешки были?
Дети: Это был лед.
Капитошка: Ну, а почему они стали водой?
Дети: Потому, что у нас тепло, а лед в тепле тает.
Капитошка: Верно, ребят. Лед – это замершие капельки воды. Все эти камешки – льдинки были из окрашенной воды, в тепле лед растаял. Но я убедился, как много вы знаете и умеете, тогда вы обязательно сами приготовите себе такие красивые камешки. Что для этого надо сделать?
Дети: Заморозить цветную воду.
Воспитатель: Ну, вот, Капитошка, ты заметил какие наши ребята наблюдательные, любознательные. Они, действительно, очень заботливые и добрые. Стараются не причинять вреда нашей природе, а наоборот охраняют её. А ведь всё что вокруг нас – вода, солнце, воздух, земля – это Матушка – природа. И от нас, людей, зависит, какой она будет в будущем.
Воспитатель: И в конце нашей встречи Капитошка, ребята расскажут наше любимое стихотворение.
Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась.
И на ягодах сверкала хрусталем роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый золотистый дождь.