План - конспект урока по литературному чтению Н.Н. Носов «Телефон», 3 класс

7
1
Материал опубликован 6 May 2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье

 

План-конспект урока

по литературному чтению

3класс

ТЕМА: Н. Н. Носов «Телефон»

Учитель: Малышева Лариса Алексеевна

Цели урока: дидактические: расширить знания детей о жизни  и творчестве Н. Носова; повторить правила телефонного общения; развивать навыки работы в парах; коррекционные: формировать информационную компетентность: учить анализировать содержание прочитанного, подтверждать высказывание цитатами из текста, воспроизводить с соответствующей интонацией;воспитательные: прививать любовь и интерес к книге, к чтению.

 Планируемые результаты: Предметные: называть особенности юмористического текста; приводить примеры комических ситуаций, поступков. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение; участвовать в работе группы; находить нужную информацию в тексте, подтверждать свои высказывания текстом. Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; гордиться своей страной, её людьми , их талантами; относиться к себе с юмором, осознавать смысл своих поступков, действий.

Оборудование: презентация, аудиозапись, выставка книг

                                    Ход урока.

Организационный момент.

- Ребята, начинаем урок литературного чтения.

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

И, как всегда, настроимся на хорошую и плодотворную работу. Улыбнёмся друг другу.

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил

II. Речевая разминка.

КТО ХОЧЕТ РАЗГОВАРИВАТЬ, слайд 1

ТОТ ДОЛЖЕН ВЫГОВАРИВАТЬ.

ВСЕ ПРАВИЛЬНО И ВНЯТНО,

ЧТОБ БЫЛО ВСЕМ ПОНЯТНО.

Прочитать медленно, выговаривая каждое слово четко.

О чем скороговорка?

Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.

Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя важные слова.

III. Проверка домашнего задания.

Что было задано на дом? ( Ответы учащихся)

Физкультминутка

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет,

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять-

Хомка хочет сильным стать!

IV.Работа по теме урока.

- У каждого из вас сегодня есть такая игрушка, без которой вы не можете обойтись. Она нужна, если срочно надо что-то спросить у мамы или у своего друга.

- Что это такое?

- Телефон.

- Сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа, который так и называется «Телефон».

- А фамилию автора этого рассказа я предлагаю вам вспомнить и назвать.

Я вам в этом помогу.

-У него есть самый яркий персонаж сказок, который ничего не знает, любит обижать сказочных человечков: Пилюлькина, Винтика, Шпунтика, Торопышка, Знайку, собака Бульку и других.

- Кто этот герой?

- Незнайка (кукла – «Меня зовут Незнайка».

- Кто знает фамилию автора? (Н.Н. Носов)

-Что вы о нём знаете?

- Мы читали его произведения «Заплатка», «Живая шляпа», «На горке».

Он пишет смешные рассказы о детях и для детей. Читая его книги нельзя удержаться от смеха.

Работа по выставке книг и биографии Н.Н. Носова. Слайд 2

1908 – 1976гг. - «У этого талантливого человека – вечно юная, по детски чистая, чудесная душа. Он пишет для детей и о детях». Но читают его люди всех возрастов. Н.Н. Носов – писатель – юморист, кинорежиссёр.

- В 1938 году был опубликован его самый первый рассказ «Затейники» в журнале «Мурзилка».

- Затем появились сборники рассказов «Весёлые рассказы», «Витя Малеев в школе и дома», «Весёлая семейка» и многие другие.

- Наибольшую популярность получила трилогия:

«Приключения Незнайки и его друзей» - 1954 год; «Незнайка в Солнечном городе» - 1959 год;

«Незнайка на Луне» - 1965 год.

- В его рассказах рассказывается о таких машинах, приборах, инструментах которым только предстояло появиться в жизни людей. Значит, умел писатель заглянуть в будущее. Читая его книги нельзя удержаться от смеха.

- Сегодня вы познакомитесь с интереснейшей историей, которая случилась однажды с настоящими мальчишками.

Продолжаем знакомиться с произведениями Н. Носова. Сегодня прочитаем рассказ «Телефон».

  Знаете ли вы, кто  и когда изобрел телефон? Слайд 3

История изобретения телефона очень интересна. Более 130  лет  тому назад американский инженер Александр Белл подал заявку на изобретение прибора « Для передачи по телеграфу звуков голоса», другими словами – телефона. В тот же день физик Грей сделал такую же заявку. Первым изобретателем телефона считается Белл, потому что принёс заявку на два часа раньше Грея.

Телефон Белла имел массу недостатков: голос передавался тихо, всё хрипело, шумело и хлюпало во время разговора, но изобретатель так упорно трудился над своим детищем, что вскоре оно заговорило чётче и громче.

- Во время раскопок одного из дворцов в Перу археологи обнаружили лежащего на боку  «предка» … телефона. Он представлял собой два сосуда из тыквы, соединенные бечевкой.

Ученые пришли к выводу, что тыквенному переговорному устройству не меньше 1000 лет.

- Просмотрите рассказ. Как он построен?

- Что такое диалог?

- Посмотрите на иллюстрацию. О ком этот рассказ? Между кем будет вестись диалог?

А сейчас послушайте аудиозапись (слушают)

Какой по характеру этот рассказ?

Повторное чтение и углублённый анализ

- Над чем вы смеялись, когда читали и слушали?

Понравился вам рассказ?

Назовите героев рассказа?

Прочитайте, как у ребят появился телефон.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали,

Вправо ниже наклоняйся (4 наклона),

Влево тоже наклоняйся (4 наклона).

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем,

И урок мы продолжаем!

Какие правила телефонного общения  вы знаете?

Почему подолгу нельзя разговаривать по телефону?

Правила разговора и пользования телефоном. Слайд 4

- Как вы считаете, существуют общепринятые правила разговора и пользования телефоном? Назовите.

1. Телефонные разговоры никогда не начинаются с вопроса «Кто говорит?»

2. Звонящий хорошо сделает, если начнёт разговор со слов «Здравствуйте» и только

потом обратится с просьбой.

3. Звонящий поступит правильно, если в начале разговора спросит, не помешал ли

и могут ли ему посвятить несколько минут.

4. Если телефон механически отключился, перезванивает тот, кто звонил.

Заканчивает разговор.

5. Если на пятый – шестой звонок не отвечают, повесьте трубку.

6. Нельзя давать посторонним номер телефона знакомых тебе людей, без их на то согласия.

По этому поводу есть стихотворение А.Л.Барто «Почему телефон занят?» слайд 5

Придут домой ученики –

И начинаются звонки.

Звонки без передышки.

А кто звонит? Ученики,

Такие же мальчишки.

- Андрей, что задано, скажи?

Ах, повторяем падежи?

Всё снова по порядку?

Ну, ладно, трубку подержи,

Я поищу тетрадку.

- Ребята, а кому из вас знакома эта ситуация?

Чтобы читать по ролям отыщите в тексте слова, которые помогут передать характер, поступки героев (работа с текстом, отметка карандашом слов: замечательную игрушку, объяснила нам, примчались, помчался, кричит, закричу, говорит, говорю).

- Просмотрите текст, каких знаков в конце предложении больше? (отметьте). – Для чего они нужны в рассказе?

Чтение ещё раз рассказа по ролям.

- Алло! Алло!

- Алло!

- Слышно что – нибудь?

- Слышно. А тебе слышно?

- Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?

- Хорошо. А тебе?

- И мне хорошо! Ха - ха - ха! Слышно как я смеюсь?

- Слышно. Ха - ха - ха! А тебе слышно?

- Слышно. Послушай, сейчас я к тебе приду.

Учитель. Вы узнали героев этого диалога?

- Получился ли разговор у мальчишек? Почему?

Что Мишка сделал со своим телефоном? (Он сначала разобрал, чтобы посмотреть, как он устроен. А собрать его правильно не смог, даже порошок рассыпал. Потом он из телефона сделал электрический звонок. А затем разобрал батарею и остался без него.

Чем закончился рассказ? (мальчик ночью решил узнать, как получается электричество, встал и разобрал свой телефон. Понял, понял. Как получается электричество. Потом лёг быстро заснул.)

 V. Закрепление пройденного материала.

-Чтобы вы умели правильно общаться по телефону, я приготовила для вас памятку «Правила телефонного общения». Слайд 6

1.До того, как вы снимете трубку, подумайте: действительно ли этот телефонный звонок необходим.

2.Выбирайте наиболее удобное для звонков время, чтобы не причинить собеседнику неудобства.

3.Позвонив, поздоровайтесь и сразу же представьтесь.

4.Если человека, которому вы звоните, не оказалось дома, попросите передать ему, кто звонил, по какому вопросу, по какому номеру и в какое время он может перезвонить вам.

5.Если разговор прервался, то повторный звонок делает тот, кто звонил первый раз.

6.Разговор должен быть кратким и по делу.

7.Задавать вопрос: «Кто звонит?»- некорректно.

8.Отвечайте вежливо тому, кто позвонил ошибочно.

Чтение памятки про себя.

Беседа по содержанию памятки:

Соблюдали ли ребята эти правила?

VI. Рефлексия. Слайд 7

Перед вами лежат 3 цвета карандашей:

Зелёный цвет– Мне все понятно. Я молодец!

Желтый цвет – У меня не все получилось, но я старался!

Красный цвет – Мне надо быть внимательнее!

VII. Домашнее задание.

Найти рассказ В. Драгунского «Друг детства», Синквейн «Мишка» или нарисовать телефон будущего

VIII. Итог урока.

 Что особенно понравилось на уроке?

Чему научил вас рассказ «Телефон»?

Кто из героев больше всего понравился? Чем?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии