План урока по теме «Колебательный контур» (11 класс)

1
0
Материал опубликован 1 October 2017

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по теме:Электроёмкость. Конденсаторы.


 

ФИО

Глотова Александра Вильевна

Место работы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Шиловская средняя общеобразовательная школа №3 муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области

Должность

Учитель физики

Предмет

Физика

Класс

11

Тема и номер урока в теме

Колебательный контур.

Урок № 2 Электромагнитные колебания

Базовый учебник

Мякишев Г.Я., Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин Физика. 11кл. М.; Просвещение», 2012 г.


 

Используемые технологии: Проблемное обучение, исследовательские методы обучения, информационно- коммуникационные.

Форма урока : Комбинированный урок: Объяснение с элементами беседы, парная исследовательская работа с источниками информации.

Цель урока: Формирование результатов:

Предметных:

понимание физических процессов, происходящих в колебательном контуре, знание назначения, устройства, принципа действия колебательного контура, формул для расчёта энергии электрического поля конденсатора, катушки индуктивности, периода колебаний, умение систематизировать информацию, находить нужную информацию

Метапредметных: умение анализировать и систематизировать информацию из разных источников, получать необходимую информацию из справочных источников информации, пользоваться информационно-коммуникационными технологиями для решения задач

Личностных: формирование коммуникационных компетенций в ходе парной работы, мотивационных компетенций, развитие памяти, логического мышления.


 

Оборудование:

Средства ИКТ: мультимедиа проектор, интерактивная доска.

Демонстрационное оборудование: программа «Практикум», датчик напряжения осциллографический, соленоид, лампа 3,5 В 0,25 А, гальванометр (амперметр демонстрационный), трансформатор универсальный, источник напряжения, соединительные провода, набор конденсаторов, колебательный контур на панели.

Лабораторное оборудование: нетбуки с загружеженными ЭОРми с федерального сайта образовательных ресурсов:

http://physik.ucoz.ru/load/flehsh_animacii/mekhanika/interaktivnyj_risunok_quot_kolebanija_gorizontalnogo_majatnika_quot/22-1-0-207

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/88e6eb49-5eb3-40b3-90b0-5c833b3353dc/9_61.swf

Раздаточный материал (приложения к плану урока): информация, лист отчёта.

Образовательные цифровые ресурсы: Флипчарт для интерактивной доски

План урока:

Организационный момент. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний.

Изучение нового материала:

лекция с элементами беседы;

практическая работа (получение новых знаний продуктивно самостоятельно.

Рефлексия

Домашнее задание, подведение итогов.


 


 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАУРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (мин.)

Организационный момент. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний.

3 мин

Объяснительно-иллюстративные метод. Объяснение с элементами беседы. Фронтально.

Коллективно воспринимают информацию. Отвечают на вопросы. Репродуктивно.

 

Ребята, посмотрите фрагмент передачи на канале Россия 24

На экране стр. 1 флипчарта (видео)

Обсерватория в Карачаево- Черкесии зарегистрировала странный электромагнитный сигнал из космоса

   

Что мы видим? Что вы поняли из слов ведущего?

Было зафиксировано электромагнитное излучение, которое можно идентифицировать как специально посланный кем-то сигнал.

 

Т.е. это электромагнитная волна, которую излучил какой-то источник?

Да

 

Давайте вспомним, что такое ЭМ волна?

Распространение ЭМ поля.

 

А что такое ЭМ поле

Электромагнитное поле - особый вид материи, совокупность магнитного и электрического полей

 

Что такое ЭМ колебания

Электромагнитные колебания - взаимосвязанные колебания электрического и магнитного полей

 

Как можно получить ЭМ колебания? Сегодня мы об этом поговорим, тема урока:

стр. 2 флипчарта

   

Изучение нового материала (лекция с элементами беседы)

13 мин

Объяснительно – иллюстративный метод. Фронтально.

Демонстрация опыта.

Разрядка конденсатора через лампу.

Вывод: конденсатор накапливает энергию, на мгновение становится источником тока для лампы.

Коллективно воспринимают информацию, записываю в тетради.

 

Демонстрация опыта.

Изменим опыт: вместо лампы подключим катушку, которую соединим с гальванометром. Мы наблюдаем колебания стрелки гальванометра, т.е. изменение силы тока на катушке или электрические колебания (затухающие)

   
     

Демонстрация опыта.

(Настойка осциллографического датчика:

Режим: ждущий

Разверстка: 5

Чувствительность: 5 )

Осциллограмма напряжения на конденсаторе показывает периодические изменения напряжения или электрические колебания (затухающие)

   

Цепь состоящая из конденсатора и катушки индуктивности является источником электромагнитных колебаний и называется колебательный контур

стр. 3 флипчарта

Демонстрация колебательного контура

   

Физпауза

2 мин

Изучение нового материала (практическая работа)

24 мин

Запишите формулы для кинетической энергии и потенциальной энергии пружины.

У вас на столе табличка 1 а, в которую нужно записать, как изменяется(↑↓)кинетическая и потенциальная энергия при колебаниях в определённые промежутки времени.

(Выводит таблицу на экран).

А что можно сказать про полную энергию при колебаниях.

Парная работа. Продуктивно. Выполняют исследовательскую практическую работу, используя оборудование нетбуки с загруженными ПО

Записывают формулы на доске.

Заполняют таблицу на карточке.

Поясняют таблицу.

Полная энергия сохраняется.

 

Система, в которой возникают колебания, называется колебательный контур. Он состоит из последовательно соединенных катушки и конденсатора. А теперь давайте разберёмся, какая энергия, в какую преобразуется при колебаниях в контуре. Вспомните формулу электрической энергии конденсатора и магнитной энергии катушки вам нужно заполнить таблицу1 б, в которую нужно записать, как изменяется (↑↓) магнитная и электрическая энергия при колебаниях в определённые промежутки времени.

Для этого вы должны ответить на вопросы, используя текст учебника.

( Парами работают над таблицей1б).

А теперь проверим, что у вас получилось. Выводит таблицу на экран.

Все правильно заполнили? У кого возникли трудности?

 

Домашнее задание, подведение итогов.

Рефлексия

§28, 29

3 мин

Приложение к плану урока

Таблица 1 (а) Механические колебания

 

Горизонтальный пружинный маятник (в момент t = 0 максимально отклоняем из положения равновесия).

Кинетическая энергия. Ек

0

(max)

0

max

0

Потенциальная энергия. Еп

(max)

0

max

0

max

Полная энергия E

Еп + Ек = const

Не изменяется

Еп + Ек = const

Не изменяется

Еп + Ек = const

Не изменяется

Еп + Ек = const

Не изменяется

Еп + Ек = const

Не изменяется

Еп + Ек = const

Не изменяется

Еп + Ек = const

Не изменяется

Еп + Ек = const

Не изменяется

Еп + Ек = const

Не изменяется

Время колебаний, t

0

0 < t < T/4

t = T/4

T/4 < t < T/2

t = T/2

Т/2< t <3T/4

t =3T/4

3Т/4<t> </t>

t = T

Таблица 1 (б) Электрические колебания

 

Колебательный контур(в момент t = 0 заряжаем конденсатор).

Магнитная энергия катушки.

Wм

0

               

Электрическая энергия конденсатора Wэ

(max)

               

Полная энергия контура

Wм + Wэ= const

Wм + Wэ= const

Wм + Wэ= const

Wм + Wэ= const

Wм + Wэ= const

Wм + Wэ= const

Wм + Wэ= const

Wм + Wэ= const

Wм + Wэ= const

Время колебаний, t

0

0 < t < T/4

t = T/4

T/4 < t < T/2

t = T/2

Т/2< t <3T/4

t =3T/4

3Т/4<t> </t>

t = T

Таблица 1 (а). Механические колебания

 

Горизонтальный пружинный маятник (максимально отклоняем из положения равновесия).

Кинетическая энергия. Ек

0

               

Потенциальная энергия. Еп

Eп

(max)

               

Полная энергия E

Еп + Ек = const

Не изменяется

               

Время колебаний, t

0

0 < t < T/4

t = T/4

T/4 < t < T/2

t = T/2

Т/2< t <3T/4

t =3T/4

3Т/4<t> </t>

t = T

Таблица 1 (б). Электрические колебания

 

Колебательный контур (заряжаем конденсатор).

Магнитная энергия катушки.

Wм

0

               

Электрическая энергия конденсатора Wэ

(max)

               

Полная энергия контура

Wм + Wэ= const

               

Время колебаний, t

0

0 < t < T/4

t = T/4

T/4 < t < T/2

t = T/2

Т/2< t <3T/4

t =3T/4

3Т/4<t> </t>

t = T

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.