План-конспект урока алгебры по теме «Первообразная и интеграл» (11 класс)
Цель урока: |
проверить знания обучающихся по теме «Первообразная и интеграл». |
|||
Задачи: |
Обучающие: повторить теоретический материал; отработать навыки нахождения первообразных, вычисления интегралов. |
Развивающие: развивать навыки самостоятельного мышления, внимание, память. |
Воспитательные: формировать умение работать в команде; формировать чувство ответственности за результат выполненной работы. |
|
Тип урока: |
обобщение знаний. |
|||
Технология построения урока: |
проблемное обучение; обучение в сотрудничестве; игра. |
|||
План урока: |
Организационный момент. Мотивация (2 мин) Проверка домашнего задания: «Проверим рюкзаки» (з мин) Разминка (7 мин) Математическая эстафета (8 мин) Привал (5 мин) Тайны и загадки острова… (10 мин) Кроссворд (6 мин) Подведение итогов (2 мин) Рефлексия (1 мин) Выставление отметок (1 мин) |
|||
УМК: |
учебник «Алгебра и начала математического анализа» 11 класса, (профильный уровень), Мордкович А.Г., М.: Мнемозина, 2011 г. |
|||
Средства обучения: |
доска; проектор; компьютер. |
|||
Деятельность учителя: |
Деятельность обучающихся: |
|||
Организационный момент. Мотивация (2 мин) |
||||
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим знания по теме «Первообразная и интеграл». Для этого вы отправитесь в необычное морское путешествие на кораблях «Ньютон» и «Лейбниц». Вам необходимо будет исследовать остров под названием «Интеграл», раскрыть все его тайны и загадки. Предлагаю вам разделиться на две команды и отправиться в путешествие. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Команда, которая правильно разгадает все тайны и загадки данного острова, станет победителем. Счастливого пути! Слайд 1 |
Учащиеся делятся на две команды, выбирают капитанов и занимают свои места за столами, на которых стоят таблички с названием команд: «Ньютон» и «Лейбниц». |
|||
Проверка домашнего задания: «Проверим рюкзаки» (з мин) |
||||
Перед далеким плаванием нужно проверить насколько хорошо вы подготовились. Повесьте, пожалуйста, плакаты, ка которых вы заранее подготовили решение домашней задачи (Найти площадь фигуры, ограниченной линиями: ) |
Каждая команда вывешивает по плакату с решенной задачей и ребята сами проверяют верность решения задачи. (Команда «Ньютон» проверяет решение задачи команды «Лейбниц» и на оборот). |
|||
Разминка (7 мин) |
||||
Каждый человек, готовясь к путешествию, начинает свой день с зарядки, то есть с разминки. Предлагаю вам тоже провести разминку. На слайде вы видите номера вопросов. Каждая команда по очереди выбирает вопрос, нажимая на любую цифру. За правильный ответ вы получаете один балл. Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 |
Команды отвечают на те номера вопросов, которые они выберут.
Предполагаемый ответ: А.
Предполагаемый ответ: А.
Предполагаемый ответ: D.
Предполагаемый ответ: В.
Предполагаемый ответ: Е.
Предполагаемый ответ: B.
Предполагаемый ответ: B.
Предполагаемый ответ: B. |
|||
Математическая эстафета (8 мин) |
||||
Теперь в путь! Добраться до острова «Интеграл» будет нелегко, на пути вас ждет следующее задание. В каждом ряду на последней парте находится листок с заданиями (на каждую парту по два вопроса). Первая пара ребят выполнив любые два задания, передает листок с заданиями впереди сидящим ребятам. Когда я (учитель) получу листок с правильно выполненными заданиями, работа будет считаться оконченной. Так же эти задания вы видите на слайде, можно решить не только свои задания, но и проверить решения членов своей команды. Команда, которая быстрее всех принесет мне листок с правильно решенными заданиями, победит! Слайд 11 |
Учащиеся выполняют задания.
|
|||
Привал (5 мин) |
||||
Устали? Тогда устроим привал! Сейчас мы с вами вспомним некоторые сведения из истории интегрального счисления. Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 |
Четверо учеников с места читают презентацию. Остальные слушают. |
|||
Тайны и загадки острова… (10 мин) |
||||
Вот вы и прибыли на остров «Интеграл»… В следующем задание вы должны разгадать тайны и загадки - задачи этого острова. Решение задачи запишите в тетрадь, при решении можете советоваться всей командой. Слайд 16 Скажите, чьей формулой вы пользовались для решения задачи? |
Решают задачу. Предполагаемое решение: Прямую можно построить по точкам (2;0) и (0;-2). Абсциссу вершины параболы находим из условия . Получаем: ; ; . Если , то . Следовательно, вершиной параболы служит точка (2;-2), а осью параболы – прямая . Возьмем две пары точек, симметричных относительно оси параболы: ()1;-1 и (3;-1), (0;2) и (4;2) и построим параболу по пяти точкам. Рис 1. Площадь фигуры, ограниченной линиями Парабола и прямая пересекаются в точках А и В, для отыскания абсцисс этих точек надо решить уравнение: . Найдем последовательно: ; , . Фигура, площадь которой надо найти, ограничена линиями (снизу) и (сверху). Можно считать, что с боков эта фигура ограничена прямыми и . Значит, для вычисления площади фигуры можно Ответ: . Отвечают: Формулой Ньютона-Лейбница. |
|||
Кроссворд (6 мин) |
||||
Давайте сделаем последнее исследование острова «Интеграл», ответив на некоторые вопросы. Слайд 17 |
Учащиеся отвечают на вопросы кроссворда. Предполагаемые ответы: 1) Первообразная. 2) Прямая. 3) Единица. 4) Контрольная. 5) Двенадцать. 6) Корень. 7) Площадь. 8) Интеграл. 9) Зачет. 10) Лейбниц. 11) График. 12) Функция. |
|||
Подведение итогов (2 мин) |
||||
Капитаны команд уже подсчитали количество набранных балов. По их итогам мы выберем победителей. Слайд 18 |
Капитаны озвучивают количество баллов. |
|||
Рефлексия (1 мин) |
||||
Понравилось ли вам принимать участие в сегодняшнем морском путешествии и разгадывать тайны острова? |
Ученики отвечают. |
|||
Выставление оценки (1 мин) |
||||
По итогам урока учитель выставляет оценки. |
Подают дневники для выставления оценок. |
Данная тема урока «Первообразная и интеграл» в 11 классе направлена на обобщение знаний учащихся, которые они изучили в данном разделе. На этом уроке рассматривается материал, который способствует закреплению знаний и умений школьников.
На уроке использовались следующие современные образовательные технологии: игра, как способ познания (эта технология хорошо подходит для обобщающих уроков, в ней задействованы все учащиеся); проблемное обучение (учащимся предлагается решить задачу на нахождение площади, ограниченной линиями двумя способами); информационные технологии (на уроке активно используются компьютер, интерактивная доска для просмотра презентации); обучение в сотрудничестве (класс разделен на две команды).