План внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании. Две недели в Лагере здоровья» (3 класс)
План внеурочной деятельности по программе
«Разговор о правильном питании».
«Две недели в Лагере здоровья» 3 класс
Пояснительная записка
Цель: формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
❑ расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;
❑ формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
❑ формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
❑ пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
❑ просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.
Ожидаемые результаты:
❑ полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
❑ дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учетом границ личностной активности корректировать несоответствия;
❑ дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определенной степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.
Формы:
❑ сюжетно-ролевые игры (темы 4, 5, 6, 9);
❑ чтение по ролям (все темы);
❑ рассказ по картинкам (темы 1, 4, 5, 6, 13);
❑ выполнение самостоятельных заданий (все темы);
❑ игры по правилам — конкурсы, викторины (темы 1 , 5, 6, 9, 10);
❑ мини-проекты (темы 2, 13, 7, 11, 12, 13);
❑ совместная работа с родителями (3, 5, 6, 8)
Содержание программы
Раздел / тема |
Содержание |
Введение (2 часа) |
Знакомство с героями в Лагере Здоровья |
Из чего состоит наша пища (2 часа) |
Поиск информации в дополнительных источниках об основных группах питательных веществ — белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме. Коллективная беседа о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах, о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья. Формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками (газетами, книгами, журналами); оформление дневника здоровья, составление меню, оформление стенгазеты «Из чего состоит наша пища». Игра - исследование «Меню сказочных героев». |
Здоровье в порядке – спасибо зарядке (2 часа) |
Комплекс упражнений для утренней зарядки Роль физической активности в укреплении здоровья, развитии силы и выносливости |
Закаляйся, если хочешь быть здоров (2 часа) |
Здоровье, закаливание, закаливание воздухом, закаливание водой |
Как правильно питаться, если заниматься спортом (2 часа) |
Найти из дополнительных источников информацию о зависимости рациона питания от физической активности. Оценка своего рациона питания с учетом собственной физической активности. Подготовка и выступление с сообщениями на тему «Роль питания и физической активности для здоровья человека». Оформление дневника «Мой день», обсуждение в группах лучшего дневника. |
Где и как готовят пищу (2 часа) |
Знакомство с предметами кухонного оборудования, их назначением; формирование у обучающихся представлений об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне; Знакомство обучающихся с одним аз основных принципов устройства кухни — строгим разграничением готовых и сырых продуктов; формирование навыков осторожного поведения на кухне, предотвращающего возможность травмы; Экскурсия на кухню в школьной столовой, ролевые игры. Конкурс «Сказка, сказка, сказка». Конкурс кроссвордов. |
Блюда из зерна (2 часа) |
Расширение знаний обучающихся о полезности продуктов, получаемых из зерна; формирование представлений о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион. Поиск информации о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием; формирование уважения к культуре собственного народа и других народов; Ролевая игра «Испечем мы каравай», конкурс «Хлебопеки». Праздник «Хлеб – всему голова». |
Молоко и молочные продукты. (2 часа) |
Коллективное обсуждение представлений о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; расширение представлений об ассортименте молочных продуктов и их свойствах; формирование представлений о молоке и молочных продуктах как основных в рационе питания у разных народов, знакомство с молочными блюдами, которые готовят в разных регионах страны. Игра-исследование «Это удивительное молоко». Игра «Молочное меню», викторина «Все из молока». |
Что можно есть в походе (2 часа) |
Поиск дополнительной информации о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности включения их в рацион питания; расширение представлений об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих растений. Знакомство с флорой края, в котором обучающиеся живут, ее богатстве и разнообразии, необходимости заботиться и сохранять природные богатства. Обсудить правила поведения в лесу, позволяющие избежать ситуаций, опасных для здоровья. Игра «Походная математика». Игра-спектакль «Там на неведомых дорожках». |
Вода и другие полезные напитки (2 часа) |
Беседа «Как утолить жажду» Ценность разнообразных напитков. |
Что и как можно приготовить из рыбы (2 часа) |
Поиск дополнительной информации об ассортименте рыбных блюд, их полезности; расширение представлений детей о местной фауне, животных, которых человек использует в пищу. Коллективное обсуждение навыков правильного поведения в походе, оформление памятки юного походника. Игра-исследование «Рыбное меню». Конкурс рисунков «В подводном царстве». |
Дары моря (2 часа) |
Обсуждение в коллективной беседе представлений о морских съедобных растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены. Подготовка и защита проектов «День Нептуна». Поиск дополнительной информации о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма. Викторина «В гостях у Нептуна». |
Кулинарное путешествие по России (3 часа) |
Коллективная беседа о том, что кулинарные традиции являются частью культуры народа, расширение представлений о кулинарных традициях своего народа. Конкурс рисунков «Вкусный маршрут». Игра-проект «Кулинарный глобус». |
Спортивное путешествие по России (2 часа) |
Национальные спортивные игры |
Олимпиада здоровья (2 час) |
Олимпиадные задания о ЗОЖ |
Проекты «Дневник физического развития» (2 часа) |
Выполнение и защита проектов «Дневник физического развития» |
Итоговое повторение (1 час) |
Поле чудес «Будь здоров» |
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во час |
Дата |
Давайте знакомиться |
|||
1 |
Знакомство с героями. |
1 |
|
1 |
В лагере Здоровья |
1 |
|
Из чего состоит наша пища |
|||
3 |
Питательные вещества и их роли для организма человека |
1 |
|
4 |
Рациональное питание. Составление меню |
1 |
|
Здоровье а порядке - спасибо зарядке |
|||
5 |
Комплекс упражнений для утренней зарядки |
1 |
|
6 |
Роль физической активности в укреплении здоровья, развитии силы и выносливости |
1 |
|
Закаляйся, если хочешь быть здоров |
|||
7 |
Закаливание. Правила закаливания воздухом |
1 |
|
8 |
Закаливание. Правила закаливания водой |
1 |
|
Как правильно питаться, если занимаешься спортом |
|||
9 |
Зависимость рациона питания от физической активности человека |
1 |
|
10 |
«Пищевая тарелка» спортсмена |
1 |
|
Где и как готовят пищу |
|||
11 |
Кухня. Техника безопасности |
1 |
|
12 |
Экскурсия на кухню в школьной столовой |
1 |
|
Блюда из зерна |
|||
13 |
О продуктах и блюдах, приготавливаемых из зерна |
1 |
|
14 |
Блюда из зерна. Составление меню |
1 |
|
Молоко и молочные продукты |
|||
15 |
Молочные продукты и их польза |
1 |
|
16 |
Викторина «Все из молока» |
1 |
|
Что можно есть в походе |
|||
17 |
Блюда из дикорастущих растений. Растения Бавлинского района |
1 |
|
18 |
Кроссворды «Дикорастущие растения» |
1 |
|
Вода и другие полезные напитки |
|||
19 |
Вода, питьевой режим |
1 |
|
20 |
Полезные напитки, источники питьевой воды |
1 |
|
Что и как можно приготовить из рыбы |
|||
21 |
О пользе и значении рыбных блюд |
1 |
|
22 |
Рыбное меню. Рыбы водоемов нашего края |
1 |
|
Дары моря |
|||
23 |
Морепродукты |
1 |
|
24 |
Подготовка и защита проектов «День Нептуна». |
1 |
|
Кулинарное путешествие по России |
|||
25 |
Кулинарные традиции и обычаи народов России |
1 |
|
26 |
Кулинарные традиции и обычаи народов Татарстана |
1 |
|
27 |
Традиционная русская и татарская кухни |
1 |
|
Спортивное путешествие по России |
|||
28 |
Национальные спортивные игры |
1 |
|
29 |
Национальные спортивные игры |
1 |
|
Олимпиада здоровья |
|||
30 |
Олимпиадные задания о ЗОЖ |
1 |
|
31 |
Олимпиадные задания о ЗОЖ |
1 |
|
Проекты «Дневник физического развития» |
|||
32 |
Проекты «Дневник физического развития» |
1 |
|
33 |
Защита проектов «Дневник физического развития» |
1 |
|
Итоговое повторение |
|||
34 |
Поле чудес «Будь здоров» |
1 |