Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» для 3–4 классов

7
1
Материал опубликован 2 March 2019

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» для 3–4 классов.

МБОУ «СОШ с. Майское»

РСО-Алания,

Пригородного района.

Автор:

учитель начальных классов

Тангиева Хулимат Хусеновна

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о здоровье и правильном питании» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы М.М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева "Разговор о правильном питании"- М.: ОЛМА Медия Групп,2013г.

Для реализации программы используется учебно-методический комплект:

М.М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г., Макеева. Разговор о здоровье и правильном питании: Рабочая тетрадь/ М: Nestle.2018

М.М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева. Разговор о здоровье и правильном питании/ Методическое пособие. – М: Nestle. 2018

Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности обучающихся в

1-4классах, направлена на оздоровление обучающихся и приобщение их к правильному образу жизни, обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. Программа способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.

Конвенции о правах ребенка сказано, о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни. Здоровье детей – это здоровье нашей нации. Научить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа о питании реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Программа практических умений и навыков в области питания. Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье.

Цель и задачи программы

Цель: формирование культуры здорового образа жизни с выделением главного компонента - культуры питания.

Задачи:

развивающие:

популяризация знаний о здоровом и правильном питании ;

формирование теоретических знаний в процессе изучения программы и совместной деятельности семьи и школы об основах рационального правильного питания;

развитие познавательного интереса и самостоятельной активности в процессе изучения, исследования, анализа и практических действий о правильном питании;

воспитательные:

осознание здоровья как главной человеческой ценности и важности правильного питая как составной части сохранения и укрепления здоровья;

выработка потребностей в соблюдении санитарно-гигиенических норм;

воспитание воли и настойчивости, аккуратности в организации правильного питания и соблюдения режима дня, стремления к активной практической деятельности по реализации знаний о здоровом образе жизни через коллективную, групповую работу

образовательные:

ознакомить обучающихся с правилами ведения здорового образа жизни и заботы о своем здоровье ;

сформировать систему знаний, умений, навыков по основам правильного питания.

 

 


 

Общая характеристика курса

Курс рассчитан на четыре года обучения в начальной школе при одном занятии в неделю.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний.

Программа построена на основе следующих принципов:

доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

демократичности (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме);

актуализации знаний и умений (ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);

деятельностной основы внеурочной деятельности (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

рассматривание рисунков, фотографий;

свободное и тематическое рисование;

моделирование и анализ ситуаций;

игры конкурсы, викторины;

беседа;

иллюстрирование;

кулинарная мастерская;

инсценирование интересных стихов и сказок о продуктах;

работа в малых группах;

экскурсия на кухню школьной столовой;

наглядная демонстрация с помощью презентаций;

Основные принципы программы

возрастная адекватность - используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;

научная обоснованность - содержание УМК базируется на данных исследований в области возрастной физиологии, гигиены питания. педагогики;

практическая целесообразность - содержание УМК отражает наиболее актуальные проблемы , связанные с формированием у детей навыков здорового образа жизни;

необходимость и достаточность предоставляемой информации - учащимся предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться;

модульность структуры - УМК может быть реализован на базе традиционных образовательных областей, в факультативной работе, во внеклассной работе;

вовлеченность родителей в реализацию программы


 

Результаты изучения программы

 

Личностными результатами освоения учащимися программы являются:

проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;

овладение установками, нормами и правилами правильного питания;

готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания,

сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о здоровье и правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.

 


 

Метапредметными результатами освоения программы являются

способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

способность к сотрудничеству и коммуникации;

способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;

способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания;

Предметными результатами освоения программы являются:

Полученные знания позволяют детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные; дети смогут оценивать себя (рацион, режим питания, режим дня) с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни; дети могут планировать свой режим дня, учитывая важность физической активности, соблюдений гигиенических правил и норм.

В познавательной сфере:

формирование знаний о продуктах, их составе

ознакомление с питательными свойствами продуктов, содержащихся в них витаминов и минеральных веществ;

обучение навыкам выбирать качественные и полезные продукты и умение оценивать предоставленную о продукте информацию

формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.

В трудовой сфере:

соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

В мотивационной сфере:

выраженная готовность в потребности здорового питания;

осознание ответственности за качество правильного питания.

В эстетической сфере:

дизайнерское проектирование блюд с точки зрения здорового питания;

освоение навыков сервировки стола.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: Осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Критерии оценивания

Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.

Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.

Умение работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.

Исполнительские способности.

Умение пользоваться понятиями и терминами: режим дня, оздоровительная гимнастика, "режим питания", "усвоение пищи", "калорийность продукта", "белки","жиры","углеводы", "минеральные вещества и витамины".

Владение правилами поведения за столом.

Описание ценностных ориентиров содержания программы


 

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, понимание необходимости заботы о физическом здоровье.


 

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.


 

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.


 

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений, следование традициям своего народа.


 

Описание места программы

На занятия внеурочной деятельности по программе «Разговор о здоровье и правильном питании» спортивно-оздоровительной деятельности в 3-4 классах отводится 68 внеурочных часов

(3 класс-34 часа; 4 класс-34 часа по 1 часу в неделю).

Содержание программы.

3 класс

п/п

Тема и содержание занятия

кол-во

часов

сроки выполнения

по плану

факти

-чески

1

Вводное занятие. Повторение правил питания.

1

05.09

 

2

Экскурсия на кухню. На какой полнее какие продукты хранятся в холодильнике.

1

12.09

 

3

Путешествие в страну «Вкусляндия».

1

19.09

 

4

Правила сервировки стола. Практическая работа.

1

26.09

 

5

Командная игра- конкурс «Накрываем стол».

1

03.10

 

6

Молоко и молочные продукты. Какую пользу приносят молочные продукты для растущего организма.

1

10.10

 

7

Откуда в магазин попадает молоко.

1

17.10

 

8

Люди каких профессий работают на ферме и какую работу выполняют.

1

24.10

 

9-10

Блюда из зерна. История хлеба. Труд хлебороба.

2

07.11

14.11

 

11

Проект «Хлеб - всему голова!».

1

21.11

 

12-13

Почему часто и много не стоит есть пирожные и торты. Продукты необходимые для приготовления теста.

2

28.11

05.12

 

14

Что можно есть в походе.

1

12.12

 

15

Орехи. Какие орехи растут в нашем регионе.

1

19.12

 

16-17

Из каких продуктов собрать походный рюкзак.

2

26.12

 

18

Вода и другие полезные напитки.

1

16.01.

2019

 

19

Какую воду нельзя пить и использовать для приготовления пищи.

1

23.01

 

20

Составление и разгадывание кроссворда «Напитки»

1

30.01

 

21

Проект «Вода-Это жизнь!»

1

06.02

 

22-23

Пресноводные рыбы. Что и как можно приготовить из рыбы.

2

13.02

20.02

 

24

Эстафета поваров. Урок-игра.

1

27.02

 

25-26

Кулинарное путешествие по России.

Проект «Шашлык и Осетинские пироги»

2

06.03

13.03

 

27

Просмотр фильма из проекта «Поедем поедим»

путешествие по республике РСО-Алания.

1

20.03.

 

28

Конкурс рисунков «Вкусный маршрут».

1

03.04.

 

29

Спортивное путешествие по России.

1

10.04

 

30

Составление недельного меню.

1

17.04

 

31-32

Спортивный конкурс «Венок из пословиц».

Составление кроссворда «виды спорта».

2

24.04

08.04

 

33

Проект «Мы за чаем не скучаем».

1

15.04.

 

34

Подведение итогов года. Тест.

1

22.04.

 
         
 

 

                                                          Содержание программы.

4 класс

п/п

Тема и содержание занятия

кол-во

часов

сроки выполнения

по плану

факти

-чески

1

Давайте знакомиться! Вводный урок.

1

07.09

 

2

Почему и как нужно заботиться о своём здоровье.

1

14.09

 

3

Какую роль в сохранении и укреплении здоровья играет питание.

1

21.09

 

4

Как победить недуг. Проект «Люди поборовшие тяжёлые болезни».

1

28.09

 

5

Какой должен быть правильный режим питания.

1

05.10

 

6

Составление индивидуального режима и обсуждение в группах режим своих сверстников.

1

12.10

 

7

«Движение-это жизнь». Что именно даёт физическая нагрузка тебе?

1

19.10

 

8

Продукты разные нужны - блюда разные важны.

1

26.10

 

9

Какие продукты нужно выбирать для отдельного рациона.

1

09.11

 

10-11

Белки, жиры, углеводы, витамины - пищевые вещества.

2

16.11

23.11

 

12

Продукты-источники углеводов.

1

30.11

 

13

продукты- источники жиров

1

07.12

 

14

Проект. «Моё любимое блюдо» выяснить источником каких пищевых веществ является это блюдо.

1

14.12

 

15

Калорийность продуктов.

1

21.12

 

16

От чего зависит потребность в энергии.

1

18.01

 

17

Где и как мы едим. Система общественного питания. Фаст - фуд.

1

25.01

 

18

Правила поведения в кафе или столовой.

1

01.02

 

19

Какой вред наносят организму перекусы?

1

08.02

 

20

Продукты для длительного похода или экскурсии.

1

15.02

 

21

Потребитель - кто он? Какие правила необходимо соблюдать, когда ты делаешь покупки в магазине.

1

22.02

 

22

Основные отделы магазина.

1

01.03

 

23-24

Почему необходимо изучать этикетку на товаре?

Состав, срок годности товара.

1

15.03

22.03

 

25

Что можно приготовить себе и друзьям. Бытовые приборы и безопасное поведение на кухне.

1

05.04

 

26

Как правильно хранить продукты.

1

12.04

 

27

Какие условия нужно соблюдать, чтобы сохранить продукты дольше.

1

19.04

 

28-29

Приготовление пищи и правила сервировки стола.

2

26.04

 

30

Кухни разных народов.

1

03.05

 

31

Традиционные блюда нашего региона.

1

10.05

 

32

Игра-проект «Кулинарный глобус».

1

17.05

 

33

Кулинарная история. Истории из литературных произведений.

1

24.05

 

34.

Как питались на Руси и в России. КВН между командами.

1

30.05

 
         
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересная и нужная программа! Спасибо!

14 May 2019

Похожие публикации