12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Митлаш Ирина Ивановна84 Россия, Ставропольский край, Светлоград Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Программа внеурочной деятельности «Диалог о правильном питании»
«Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании»
«Диалог о правильном питании» - модель реализации первой части программы «Разговор о правильном питании» /М.М. Безруких, А.Г. Макеева Т.А. Филиппова/
Автор (ФИО) |
Митлаш Ирина Ивановна, учитель начальных классов |
Школа |
МКОУ СОШ №2 г. Светлоград Петровский округ Ставропольский край |
Электронная почта,
|
|
Возраст учащихся |
1 класс (7-8 лет) |
Используемая часть программы: «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания» |
«Разговор о правильном питании» |
Стаж работы в программе |
1 год |
2017 – 2018 г
№ п/п | Содержание | Стр. |
1. | Пояснительная записка | 3-4 |
2. | Общая характеристика программы « Диалог о правильном питании» | 4-5
|
3. | Описание места программы в структуре образовательной программы | 5-6
|
4. | Содержание программы: | 7 |
Календарно – тематическое планирование программы | 8-9
| |
Основные направления педагогической работы, формы, технологии реализации первой части программы «Разговор о правильном питании» | 10-16
| |
5. | Материально-техническое и методическое обеспечение | 17 |
Список литературы для детей | 18-19
| |
6. | Приложение: |
|
Конспект внеурочного занятия «Хлеб пшеничный, ржаной – отец наш родной» | 20-22
| |
Участие родителей в реализации программы «Диалог о правильном питании» | 23-25
| |
Участие школы в реализации программы «Диалог о правильном питании» | 26-33 | |
Народные традиции - «Масленица» | 34-37
| |
Оценка эффективности реализации программы | 38
|
I. Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Диалог о правильном питании» для 1 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями);
2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993);
3.Образовательной программы, разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора института, академика РАО и методического пособия для учителей /Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.:ОЛМА Медиа Групп,2011.
4.Плана по внеурочной деятельности МКОУ СОШ № 2; 5.Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам МКОУ СОШ № 2 по реализации ФГОС.
Актуальность программы - в настоящее время увеличивается кол-во больных детей в стране по причине неправильного питания в семье, пассивного образа жизни.
Цель: формирование необходимости заботы о своём здоровье, о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
1) формирование и развитие представления школьников о здоровом образе жизни, как о важнейшей человеческой ценности;
2) информирование о правилах рационального питания, приобретение знаний и освоение детьми практических навыков ЗОЖ;
3) развитие творческих способностей и кругозора, познавательной деятельности, коммуникативных навыков.
Программа построена на основе принципов:
- доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);
- актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);
- деятельность процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ « ДИАЛОГ О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
«Диалог о правильном питании» - это модель реализации первой части программы «Разговор о правильном питании» /М.М. Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова/. Содержание модели осуществляется на активном использовании литературных произведений образовательного и воспитательного направления, в игровой форме развивается познавательный интерес к проблеме питания и формирования здорового образа жизни. Программа предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, приобретение знаний, отработку навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей. Одно из важнейших условий эффективного проведения внеурочных занятий — поддержка родителей. Поэтому в «Диалоге о правильном питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.
Формы работы: 1. Индивидуальная работа – отработка практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, выполнение проблемных заданий, соблюдение санитарно-гигиенических требований.
2. Групповая работа - сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии.
3. Фронтальная работа – беседа, рассказ, история, чтение статей, информационный материал.
Методы:
1. Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
2. Проблемный.
3. Частично-поисковый – (творческие задания).
4. Объяснительно-иллюстративный.
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Диалог о правильном питании» предназначена для обучающихся в 1 классе и рассчитана на 1 час в неделю, всего 33 часа в год.
Разделы программы: 1.Разнообразие питания. 2. Гигиена питания и приготовление пищи. 3.Этикет. 4. Рацион питания. 5. Из истории русской кухни.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Развитие желания и умения учиться, оптимально организуя деятельность, как условие самообразования и самовоспитания.
2. Способность индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь своё мнение и выражать свою точку зрения
3. Развитие познавательных интересов, целеустремлённость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей.
4. Способность критично оценивать свои действия и поступки.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1.Личностные УУД: - забота и укрепление собственного здоровья,
- ориентация в предлагаемом ассортименте продуктов питания,
- сознательный выбор полезных продуктов питания,
- соблюдение режима питания,
- определение рациона,
- своевременная корректировка согласно правилам здорового образа жизни.
2. Метапредметными УУД:
- определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности,
- оценивать выполнения действия и вносить необходимые коррективы,
- иметь представления о правилах этикета, связанных с питанием,
- приобретение умений пользоваться знаково-символическими средствами, действием моделирования,
- использовать различные справочные материалы для поиска необходимой информации,
- активное общение со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
2. Предметные УУД: - выполнение правил гигиены питания и приготовления пищи; - соблюдение режима, рациона и разнообразия питания с учётом пределов личностной активности, норм поведения, связанных с этикетом в области питания и традиций русской кухни.
VI. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Диалог о правильном питании»
I. Разнообразие питания Путешествие в страну продуктов. Сказочные фокусы современной кухни. Вкусная фантазия на столе. Всякому нужен обед, полдник и ужин. Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты. Кулинарный поединок. |
II.Гигиена питания и приготовления пищи По секрету всему свету. Все ли Все ли грибы полезны, что в рот полезли? Что есть поесть? Самые лучшие приправы к обеду. Сидит девица в темнице, а коса на улице. Правила доктора Айболита. Бабушкины рецепты. Праздник сказочной фантазии. |
III. Этикет Правила поведения в гостях. Дома ешь, что хочешь, а в гостях, чего велят. На вкус и цвет товарищей нет. Без обеда не красна беседа. Вкусные традиции моей семьи – аппетитные пироги. |
IV. Рацион питания Береги платье снову, а здоровье смолоду. Плох обед, если хлеба нет». Тебе вершки, а мне корешки. Льётся молочная река, кисельные берега. |
V. Из истории русской кухни (2 ч.) Гречневая каша – матушка наша. Хлеб пшеничный, ржаной – отец наш родной. |
Календарно-тематическое планирование программы «Диалог о правильном питании»
№ п/п | тема занятия | кол-во часов | дата |
1. | I. Разнообразие питания (7 ч.) Путешествие в страну продуктов. Сказка «Хочу всё съесть, что есть». | 1 ч. |
|
2. | Сказочные фокусы современной кухни. Сказка «Антиспортин, животоболин, нехватовитамин и ожирин». | 1 ч. |
|
3. | Вкусная фантазия на столе. Рассказ «Удивительный сон». | 1 ч. |
|
4. | Всякому нужен обед, полдник и ужин. С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала». | 1 ч. |
|
5. 6. | Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты. Сказка «Как овощи на грядке спорили». Сказка «Яблоки, сливы, груши – нет десерта лучше». | 2ч. |
|
7. | Кулинарный поединок. Притча «Всё в твоих руках». | 1 ч. |
|
8. | II.Гигиена питания и приготовления пищи (10 ч.) По секрету всему свету. Сказка - быль «Завещание отца о вкусной пищи». | 1 ч. |
|
9. | Все ли грибы полезны, что в рот полезли? Сказка «Приключения колобка». | 1 ч. |
|
10. | Что есть поесть? Н. Носов. « Мишкина Каша». | 1 ч. |
|
11. | Что есть поесть? В. Драгунский. «Куриный бульон». | 1 ч. |
|
12. | Самые лучшие приправы к обеду. Рассказ – притча. | 1 ч. |
|
13. | Сидит девица в темнице, а коса на улице. Сказка «Семья Морковкиных». | 1 ч. |
|
14. | Правила доктора Айболита. К.Чуковский «Айболит». | 1 ч. |
|
15. | Рецепт суворовской каши. Русская сказка «Каша из топора». | 1 ч. |
|
16. | Бабушкины рецепты. Рассказ-сказка «Где блины, тут и мы». | 1 ч. |
|
17. | Праздник сказочной фантазии. Масленица пришла, нам блины принесла. | 1 ч. |
|
18. | III. Этикет (7 ч.) Правила поведения в гостях. Русская сказка «Три медведя». | 1 ч. |
|
19. 20. | Дома ешь, что хочешь, а в гостях, чего велят. Русская сказка «Лиса и журавль» | 2 ч. |
|
21. | На вкус и цвет товарищей нет. Стихотворение «Абрикос и другие». | 1 ч. |
|
22. 23. | Без обеда не красна беседа. Притча «Счастье, здоровье и не только». | 2 ч. |
|
24. | Вкусные традиции моей семьи – аппетитные пироги. Сказка «Колосок». | 1 ч. |
|
25. 26. | IV. Рацион питания (7 ч.) Береги платье снову, а здоровье смолоду. Сказка о здоровом питании. Сказка про умное здоровье. | 2 ч. |
|
27. 28. | Плох обед, если хлеба нет. Сказка «Зёрнышко». Плох обед, если хлеба нет. Сказка «Зёрнышко». | 2 ч. |
|
29. | Тебе вершки, а мне корешки. Русская сказка «Мужик и медведь». | 1 ч. |
|
30. 31. | Льётся молочная река, кисельные берега. Русская сказка «Гуси – лебеди». | 2 ч. |
|
32. | V. Из истории русской кухни (2 ч.) Гречневая каша – матушка наша. Сказка «Крупенечка». | 1ч. |
|
33. | Хлеб пшеничный, ржаной – отец наш родной. Сказка «Хрум и Хрумыч». | 1 ч. |
|
Предполагаемые результаты 1-го года обучения
Обучающиеся должны знать: полезные продукты, правила этикета, роль правильного питания в здоровом образе жизни.
После первого года обучения обучающиеся должны уметь: соблюдать режим дня, выполнять правила правильного питания, выбирать в рацион питания полезные продукты.
V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оборудование: компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
№ п/п | Источники информации: |
1. | Программа «Разговор о правильном питании» / Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. |
2. | Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с. |
3. | Для детей младшего школьного возраста. Русские народные сказки. Ставрополь, кН. Изд-во, 1977. 127 с. |
4. | Кондова С. Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М.,1990, 185.
|
5. | Интернет - ресуосы: http://detochki- |
6. | Витамины/ Под ред. Смирнова М.П..-М.: Медицина, 1974.140 с. |
7. | Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13 , 1- 15 июля/ 2005. с. 16-28 Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2004. с. 5-8 Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2005. с. 5-47 |
№ п/п | Список литературы для детей. | Авторы: |
1. | Сказка «Хочу всё съесть, что есть». | В обработке И. Митлаш |
2. | Сказка «Антиспортин, животоболин, нехватовитамин и ожирин». | В обработке И. Митлаш |
3. | Рассказ «Удивительный сон». | Ирис Ревю |
4. | Стихотворение «Про девочку, которая плохо кушала». | С. Михалков |
5. | Сказка «Яблоки, сливы, груши – нет десерта лучше». | Троцкая Н. В. |
6. | Сказка «Как овощи на грядке спорили». | Троцкая Н. В. |
7. | Притча «Всё в твоих руках». | Ирис Ревю |
8. | Сказка - быль «Завещание отца о вкусной пищи». | сказка народов Бирмы |
9. | Сказка «Приключения колобка». | Т. Николаев |
10. | Рассказ « Мишкина Каша». | Н. Носов. |
11. | Рассказ «Куриный бульон». | В. Драгунский |
12. | Рассказ – притча «Самые лучшие приправы к обеду». | Ирис Ревю |
13. | Сказка «Семья Морковкиных». | Ирис Ревю |
14. | Сказка «Айболит». | К. Чуковский |
15. | Сказка «Каша из топора». | Русская народная сказка |
16. | Сказка «Три медведя». | Русская народная сказка |
17. | Сказка «Лиса и журавль». | Русская народная сказка |
18. | Стихотворение «Абрикос и другие». | Б. Заходер |
19. | Притча «Счастье, здоровье и не только». | Ирис Ревю |
20. | Сказка «Колосок». | Русская народная сказка |
21. | Сказка про умное здоровье. | Ирис Ревю |
22. | Сказка о здоровом питании. | Ирис Ревю |
23. | Сказка «Зёрнышко». | В обработке И. Митлаш |
24. | «Мужик и медведь». | Русская сказка |
25. | «Гуси – лебеди». | Русская сказка |
26. | Сказка «Крупенечка». | Н.Телешов |
27. | Сказка «Хрум и Хрумыч». | В обработке И. Митлаш |