Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №21 имени А.М. Достоевского»
СОГЛАСАВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по ВР Директор средней школы №21
________Л.Н. Первушина __________В.А. Киселев
«__»_________2016г. «__»___________2016г.
План воспитательной работы
6 «Г» класса
на 2016/2017 учебный год
«Зажги свою звезду»
Классный руководитель
М.А. Лончаков
Ярославль, 2016г.
Пояснительная записка
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встаёт сейчас, поскольку связана с резкими изменениями требований к человеку со стороны общества. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Вот почему закономерен рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, непосредственно работающих с подростками и молодежью, но и в широких общественных кругах. В связи с этим возрастает роль образовательных учреждений – школ, как стабильных образовательных институтов общества.
Основная задача воспитания школьников - формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этой задачи важно взаимодействие школы и семьи, так как семье принадлежит важная роль в решении задач воспитания.
В современной школе значительно возрастает роль классного руководителя, так как он не только руководит, направляет, но и воспитывает.
Самой трудной и самой значимой деятельностью учителя считаю – воспитательную, так как воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене и вне урока, и дома.
Задачей воспитательной работы в классе считаю:
- сплочение детского коллектива;
- организацию деятельности ребят, обеспечивающую активную позицию всех ее участников;
- развитие индивидуальных особенностей каждого;
- привлечение родителей к участию в школьной жизни детей.
Особое внимание, считаю, необходимо уделить созданию общей атмосферы дружбы, приветливости, вежливости и радости за успехи товарищей.
НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
БЛОК «Я – ЧЕЛОВЕК»
Духовно – нравственное.
Воспитание семейных ценностей.
Здоровьесберегающее.
БЛОК «Я-ГРАЖДАНИН»
Гражданско – патриотическое.
Правовое воспитание и культура безопасности.
Формирование коммуникативной культуры.
Социокультурное и медиакультурное.
БЛОК «Я-ПОЗНАЮ И СОЗДАЮ»
Интеллектуальное.
Культуротворческое и эстетическое.
Экологическое.
Профориентационное – воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
Развитие самоуправления.
Программа составлена на основе:
Закона Российской Федерации «Об образовании»; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Программы развития МОУ средней школы № 21 г. Ярославля;
Основной образовательной программы основного общего образования МОУ средней школы № 21 г. Ярославля
Формы и методы реализации программы:
Классный час
Классное собрание
Тренинги общения
Экскурсии
Ролевые игры
Совместная деятельность родителей и их детей
Коллективная творческая деятельность
Акции и проекты
Посещение театров, музеев, выставок
Этапы реализации программы:
Сбор информации, анализ классного коллектива
Организационный
Внедрения
Рефлексия
Сроки реализации программы:
Программа воспитания обучающихся 6 «Г» класса «Зажги свою звезду» рассчитана на один учебный год – 2016-2017. В мае 2017 года будут подведены итоги реализации программы.
Формируемые компетентности:
Адекватная самооценка.
Уверенность в себе.
Умение говорить, слушать.
Способность анализировать свое поведение.
Умение планировать свою деятельность.
Осознание собственных индивидуальных особенностей.
Умение объективно оценивать свои способности.
Формирование навыков межличностного взаимодействия.
Воспитательные технологии:
педагогика сотрудничества (авторский коллектив во главе с В.А.Караковским);
технология коллективного творческого дела (автор И.П.Иванов);
технология самоуправления (автор И.П.Иванов);
Ценностные ориентиры содержания воспитательной работы:
Формирование основ гражданской идентичности личности.
Формирование психологических условий развития общества, кооперации сотрудничества.
Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её саморегуляции.
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Приоритетное направление воспитательной работы: формирование потребности в самопознании и саморазвитии личности. Особенности организации воспитательной работы:
коллективная творческая деятельность (КТД)
индивидуальный образовательный маршрут
личное портфолио обучающегося
портфолио класса (в электронном виде)
оформление информационного стенда «Наш класс»
Анализ воспитательной работы в 5 «Г» классе за 2015-2016 учебный год.
Воспитательная работа в 5 «Г» классе велась в рамках основных направлений воспитательной работы в школе.
В 2015-2016 учебном году передо мной как классным руководителем стояли следующие воспитательные задачи:
создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации;
формировать социальную адаптацию, навыки уверенного поведения обучающегося;
выявить интересы, склонности и способности обучающегося;
помочь каждому ученику обрести свой образ посредством проявления творческой активности в разрабатываемых и реализуемых КТД классного сообщества;
помочь осознать необходимость самосовершенствования, постановки целей.
В начале учебного года передо мной стояла главная задача – обеспечить адаптацию вчерашних учеников начальной школы к условиям среднего звена. Отличительной чертой средней школы, на мой взгляд, является ставка учителей на большую долю самостоятельности детей, как в учебе, так и во внеклассной жизни. Успешно и безболезненно прошло привыкание учеников к новым учителям и их требованиям.
В 5-м классе был сформирован практически новый коллектив из-за слияния параллели пятых классов. Моей задачей было обеспечить комфортное ощущение каждого ученика этого коллектива в условиях средней школы.
Как и во всяком коллективе в классе есть дети с лидерскими качествами и дети, выпадающие из коллектива по тем или иным причинам. Поэтому во внеклассные мероприятия пытался вовлечь абсолютно всех детей. Думаю, что мне это удавалось. Ребята активно участвовали в конкурсе «Я-талантлив», принимали участие в акции «Сохраним деревья живыми», в конкурсе «Мой веселый снеговик», школьном конкурсе «Смотра строя и песни» (1 место) и городском конкурсе «Смотра строя и песни» «Салют! Победа!» (1 место).
Формированию коллектива, кроме творческих дел, способствовало и проведение регулярных классных часов: «Я-талантлив», «Мой класс - моя семья», «Памяти павших будьте достойны! «Я за ЗОЖ. Спортивное ориентирование» и другие. На классных часах рассматривали вопросы культуры поведения, правил поведения в школе, в общественных местах. Большую помощь в адаптации и сплочении коллектива оказал психолог школы. Методы воспитательного воздействия, формы и средства педагогического влияния были разными: от бесед, практических занятий до игр, деловых разговоров. Учащиеся адекватно реагировали на замечания и беседы.
Воспитательное взаимодействие осуществлялось с учителями – предметниками, которые оказывали учащимся помощь в учебе. В классе 100% успеваемость. Из 28 учащихся 4 закончили год на «4» и «5». В следующем учебном году необходимо продолжить работу по сохранению и повышению качества обученности в классе.
В классе 50% учащихся занимаются дополнительным образованием. Необходимо и в следующем году поддерживать их интерес к спорту и дополнительному образованию.
С родителями учащихся организовал тесную связь. Родители принимают активное участие в делах класса: в организации чаепитий, посещение родительских классных и общешкольных собраний. За год было проведено 5 родительских собрания. Проводились индивидуальные беседы с родителями учащихся, доводились до их сведения успехи и проблемы учащихся в образовательном процессе, совместно решались вопросы воспитания.
Общие выводы об итогах воспитательной работы в классе:
1. Классный коллектив сложился, сложился и актив класса.
2. Высока общественная и познавательная активность учащихся в классе. Причины низкой активности отдельных учащихся: неумение планировать и организовать свою деятельность, излишняя застенчивость.
3. Почти все учащиеся класса посещали занятия кружков и секций.
4. Классные часы, собрания, беседы, экскурсии, их тематика были направлены на реализацию воспитательных задач и целей. Они планировались с учетом календарных праздников, планом общешкольных мероприятий.
5. Большинство учащихся класса принимали активное участие в школьных мероприятиях
6. В течение всего года велась работа с учителями – предметниками, работающими в классе.
7. Индивидуальная работа проводилась со всеми учащимися, но особенно с теми, кто имеет проблемы с успеваемостью, поведением.
8.Активно работал родительский комитет класса. Взаимодействие классного руководителя с родителями принесло положительные результаты.
9. План воспитательной работы, составленный на 2015 - 2016 учебный год, в целом реализован. Итоги воспитательной работы за год позволили выявить проблемы, над которыми предстоит активно поработать в следующем учебном году: формирование сознательного отношения к учебе, воспитание культуры поведения в школе и вне ее, активизация работы классного самоуправления, привлечение всех родителей к воспитательной работе с классом.
Социально-педагогическая характеристика класса
Состав класса, основная общеобразовательная программа.
Уровень сформированности общеучебных навыков коллектива и отдельно учащихся.
-
6 «Г» классе обучается 28 человек: 11 девочек и 17 мальчиков.
Подавляющее большинство детей имеют средние способности к усвоению учебного материала. Достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса у _____________________________________
Активны в урочной и внеурочной деятельности ____________________________
В классе есть дети, которым нужна постоянная помощь и поддержка взрослых (учитель, психолог, социальный педагог): ___________________________-
Выявились ученики, у которых темп и качество работы низкие: ___________________--, а так же те, кто плохо справляется с дисциплиной на уроках и переменах: ____________________________
Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнения домашних учебных заданий. Родители, заинтересованы школьной жизнью. Неблагополучных семей пока не выявлено.
3. Уровень сформированности навыков самоуправления коллектива и отдельно учащихся.
Самоуправление, как процесс освоения учащимися различных социальных ролей, норм и позиций посредством включения их в социально-культурную деятельность, позволяющую им самосовершенствоваться и овладевать духовными и социальными ценностями, активной жизненной позицией, в классе постоянно развивается. В этом учебном году тайным голосованием выбран новый актив класса, «работает» система временных поручений.
Староста класса _______________, заместитель старосты __________________.
4. Физическое и психическое здоровье детей.
По данным медицинских обследований у 40% учащихся подготовительная медицинская группа, 2 человека имеют специальную медицинскую группу «А» и «Б», есть дети с ослабленным зрением: ___________________
Эмоциональный фон детского коллектива яркий и неординарный. В целом атмосфера в классе доброжелательная, отношения между одноклассниками хорошие.
Социальный статус класса.
Прогнозируемые результаты.
-
В классе есть неполные семьи. Есть семьи, где детей воспитывают отчимы. Многодетные семьи: _________________________________
Сохранение и укрепление психического здоровья шестиклассников.
Выявление подростком своих положительных качеств, потенциалов, способностей.
Осознание подростком своей индивидуальности в коллективе.
Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
Улучшение межличностных отношений между сверстниками.
Сплочение классного коллектива.
Мониторинг занятости обучающихся
ФИ учащегося |
Духовно-нравственное |
Социальное |
Общекультурное |
Обще-интеллектуальное |
Спортивно-оздоровительное |
Итого |
||
В школе |
Вне школы |
Всего |
||||||
Мониторинг активности обучающихся
№п\п |
ФИ учащегося |
I четверть |
II четверть |
|||||||||||
ДК Радий» 20.09.16 |
Музей школы 22.09.16 |
Я-талантлив (танцы) 28.09.16 |
Экскурсия г.Мышкин 29.09.16 |
Игра «Знаешь ли ты школу?» 01.10.16 |
Конкурс чтецов 13.10.16 |
|||||||||
1 |
+ |
+ |
||||||||||||
2 |
+ |
+ |
||||||||||||
3 |
+ |
|||||||||||||
4 |
+ |
+ |
||||||||||||
5 |
+ |
+ |
||||||||||||
6 |
||||||||||||||
7 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
8 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
10 |
+ |
+ |
||||||||||||
11 |
+ |
+ |
||||||||||||
12 |
+ |
+ |
||||||||||||
13 |
+ |
+ |
||||||||||||
14 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
15 |
+ |
+ |
||||||||||||
16 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
17 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
18 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
19 |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
20 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
21 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
22 |
+ |
+ |
||||||||||||
23 |
||||||||||||||
24 |
+ |
+ |
||||||||||||
25 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
26 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
27 |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
28 |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Мониторинг активности обучающихся
№п\п |
ФИ учащегося |
III четверть |
IV четверть |
|||||||||||
1 |
||||||||||||||
2 |
||||||||||||||
3 |
||||||||||||||
4 |
||||||||||||||
5 |
||||||||||||||
6 |
||||||||||||||
7 |
||||||||||||||
8 |
||||||||||||||
9 |
||||||||||||||
10 |
||||||||||||||
11 |
||||||||||||||
12 |
||||||||||||||
13 |
||||||||||||||
14 |
||||||||||||||
15 |
||||||||||||||
16 |
||||||||||||||
17 |
||||||||||||||
18 |
||||||||||||||
19 |
||||||||||||||
20 |
||||||||||||||
21 |
||||||||||||||
22 |
||||||||||||||
23 |
||||||||||||||
24 |
||||||||||||||
25 |
||||||||||||||
26 |
||||||||||||||
27 |
||||||||||||||
28 |
||||||||||||||
Мониторинг успеваемости обучающихся |
||||||
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
год |
||
Отличники |
||||||
С одной «4» |
||||||
На «4» и «5» |
||||||
С одной «3» |
||||||
Неуспевающие |
||||||
Взаимодействие с родителями
№п\п |
ФИ ученика |
Родительские собрания |
Тема и дата родительских собраний |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
1 |
||||||||
2 |
+ |
|||||||
3 |
||||||||
4 |
||||||||
5 |
||||||||
6 |
+ |
|||||||
7 |
+ |
|||||||
8 |
+ |
|||||||
9 |
+ |
|||||||
10 |
||||||||
11 |
||||||||
12 |
+ |
|||||||
13 |
||||||||
14 |
||||||||
15 |
||||||||
16 |
+ |
|||||||
17 |
+ |
|||||||
18 |
+ |
|||||||
19 |
+ |
|||||||
20 |
||||||||
21 |
||||||||
22 |
+ |
|||||||
23 |
+ |
|||||||
24 |
||||||||
25 |
+ |
|||||||
26 |
+ |
|||||||
27 |
+ |
|||||||
28 |
||||||||
Итого |
15 |
План воспитательной работы на 2016 -2017 учебный год
Задача - доминанта |
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
БЛОК «Я – ЧЕЛОВЕК» |
01.09. Линейка посвященная Дню знаний Беседа: «Каков я в школе» (Правила поведения в школе, в классе) 14.09. Кл.час «Учиться – всегда пригодиться». 03.10 Кл.час «О чем может рассказать дневник школьника» |
Кл. час « Мой родной город» Изготовление поздравительной газеты к новому году. Акция «игрушку на новую елку» |
Кл. час «Здоровье – это главное жизненное благо» |
Беседа «Покорители КОСМОСА» ко Дню космонавтики Кл.час «Памяти павших будьте достойны! |
БЛОК «Я-ГРАЖДАНИН» |
22.09.Посещение школьного музея «Нашей школе 115 лет» |
Профилактическая беседа перед новогодними праздниками «Осторожно петарда!» |
Конкурс «Смотра строя и песни» |
Городской конкурс «Смотра строя и песни» «Салют! Победа!» Беседа о правилах поведения на дороге. |
БЛОК «Я- ПОЗНАЮ И СОЗДАЮ» |
28.09. «Я-талантлив» (танцевальный тур) 29.09.Экскурсия в г. Мышкин 01.10. Интеллектуальная игра «Знаешь ли ты школу?» 13.10. Поездка в кино 12.10 «Я-талантлив» (конкурс чтецов) Выборы классного актива и организация самоуправления в классе Участие в школьном туре олимпиад |
Изготовление новогодних украшений для кабинета. Участие в акции по сбору макулатуры |
«Трудовой десант» - субботник по очистке и благоустройству территории школы |
Ожидаемые результаты
Первый уровень результатов – приобретение учащимися знаний, первичного понимания реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.