План-конспект индивидуальной профориентационной консультации для подростка
План-конспект индивидуальной профориентационной консультации для подростка
Цель: оказание помощи в осознании особенностей своей личности, интересов, склонностей с последующей разработкой профессионального плана.
1 встреча.
Приветствие, установление контакта с оптантом.
Этап сбора информации. Сбор сведений, необходимых для построения плана консультации: формулирование запроса, оценка степени определённости оптанта в выборе профессии, оценка степени осведомлённости оптанта о рынке современных профессий, выявление актуальных профориентационных проблем.
Вопросы для обсуждения:
Есть ли профессии, которые оптант рассматривает для себя в дальнейшем?
Что оптант знает о требованиях профессий разных типов к человеку?
Что оптант знает о структуре социального запроса на приток кадров в сфере труда?
Что оптант знает о системе профессиональных учебных заведений и типичных перспективах профессионального роста человека?
С какими проблемами оптант сталкивается при построении профессионального пути?
Что оптант хочет получить в результате консультации?
Диагностический этап. Психологическая диагностика при помощи методик: дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО) [3], Методика «Профиль» (методика «Карта интересов» в модификации Г. В. Резапкиной) [6], тест «Тип личности» (тест К. Юнга) [2].
Завершение встречи.
2 встреча.
Приветствие.
Обсуждение и разбор результатов диагностики.
Информирование клиента о современных профессиях, подходящих ему на основании проведённой диагностики, информирование относительно спроса на профессии на рынке труда и перспектив подходящих оптанту профессий, разбор профессиограмм на предмет соответствия требований профессий возможностям оптанта.
Оценка возможностей оптанта, если он выбирает профессии, пользующиеся высоким спросом и потому предъявляющие высокие требования к конкурентоспособности будущего специалиста.
Разработка и обсуждение профессионального плана.
Вопросы для обсуждения:
Какие профессии подходят клиенту?
Какая профессия наиболее близка?
Чему и где нужно учиться для достижения цели? Какие существуют перспективы достижения профессионального мастерства?
Какие могут возникнуть препятствия при достижении цели? Какие существуют пути их преодоления?
Какие возможности и ограничения есть на данный момент у клиента? Чему ещё стоит научиться?
Какие существуют альтернативные варианты и пути их достижения?
Ответы на возникшие вопросы и рефлексия по поводу проделанной работы.
Завершение встречи.
Список использованных источников
1. Атлас новых профессий. URL: https://atlas100.ru/catalog/ (дата обращения: 21.10.2022)
2. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. 416 с.
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2012. 509 с.
4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2003. 480 с.
5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профориентация. М.: Академия, 2006. 496 с.
6. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2006. 124 с.
7. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. СПб.: Питер, 2004. 464 с.