Индивидуальный план самообразования
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида».
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2015 - 2018 годы.
Автор: Зенкова Г.А.
Воспитатель.
Образование: высшее
Бийский государственный педагогический институт - 1998г.
Квалификация: Учитель русского языка и литературы.
Специальность: Педагог.
Курсы повышения квалификации: 2015 год
Введение
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога!
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».
Н.И. Пирогов
Проблемы общества, идеалы, мораль, культура, традиции и т.д. могут изменяться из века в век. А суть нравственности и культуры почти не меняется. Доказательством актуальности темы служат работы исследователей по культурно-нравственному воспитанию Я. А. Каменского, Г. Песталоцци, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и многих других мы встречаем понятия «воспитание нравов», «духовное воспитание», «идейно-нравственное воспитание». Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает у личности формирование доброжелательных отношений к людям.
Цели самообразования:
1. Выявление эффективности внеклассной работы в формировании нравственных качеств у подростков.
2. Воспитание в детях самостоятельности принятых решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
3. Повышение уровня воспитательного процесса.
4. Повышение квалификации в постоянном самообразовании.
5. Систематическое изучение и внедрение передового педагогического опыта.
6. Изучение специальной литературы и публикаций педагогических материалов, а также из интернета и средств массовой информации.
7. Совершенствование знаний и применение их на практике.
Общешкольная тема:
«Системный подход к решению задач социализации учащихся школы».
Индивидуальная тема самообразования
« Нравственно-этическое воспитание учащихся»
Цели:
1. Формирование нравственно-этических ориентиров.
2. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
3. Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.
Задачи:
Создание качественной воспитательной среды на основе традиционных культурно-нравственных ценностей.
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками.
Субъективное психо - эмоциональное благополучие обучающихся и воспитанников.
Перечень вопросов по самообразованию:
1. Установление эмоционального контакта между участниками группы.
2. Составление плана работы.
3. Моделирование навыков и знаний, приобретаемых воспитанниками для будущей успешной социализации в обществе.
4. Создание в группе надлежащих условий для обеспечения воспитания личности.
5. Формирование знаний и умений, необходимых в быту и в жизни.
6. Продолжить изучение выбранной темы.
Ожидаемые результаты:
1. Воспитанники должны усвоить основные понятия, такие как - нравственность, этика, мораль, культура, воспитанность, вежливость, толерантность, достоинство, совесть;
2. Соблюдать правила нравственного поведения в школе, в общественных местах;
3. Научиться анализировать свои поступки.
Направление самообразования:
Основные направления |
Действия |
Сроки реализации |
Практическое |
1. Изучение практических материалов по выбранной теме. 2. Поиск и ознакомление с литературой в интернете. 3. Просмотр определенных телепередач. 4. Изучение информационно-компьютерных технологий. 5. Общение с коллегами и обмен опытом. 6. Прохождение курсов повышения квалификации. |
2015-2018
Периодически
В течение года В течение года В течение года По требованию |
Психологическое |
1. Индивидуальный подход к каждому мальчику. 2. Изучение современных психологических методик. 3. Применение диагностик и тестов. |
Регулярно В течение года В течение года |
Психолого-педагогическое |
1. Ознакомление в интернете информацией по психологии и педагогике. 2. Применение полученных знаний на практике.
|
В течение года |
Методическое |
1. Знакомиться с новыми методами воспитания. 2. Принимать участие в семинарах, педсоветах и МО воспитателей. 3. Посещение предметных выставок и тематические экскурсии. 4. Посещение занятий и мероприятий коллег. 5. Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег. 6. Успешное прохождение аттестации. |
В течение года В течение года В течение года В течение года |
Информационно-технологические |
1. Изучение информационно-компьютерных технологий. 2. Обзор имеющейся в интернете информации, необходимой в работе. |
В течение года В течение года |
Основные этапы работы по самообразованию:
Этапы |
Содержание работы |
Сроки |
Практическая деятельность |
Диагностический |
Изучение имеющегося опыта и литературы по проблеме. |
2015-2018 |
1.Курсы повышения квалификации. 2. Участие и выступление на заседании МО. 3. Изучение литературы по данной теме. 5. Изучение интернет ресурсов по данной теме. |
Прогностический |
1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. |
2015-2018 |
1.Выступление на заседании МО. 2.Подготовка мероприятий и конкурсов. 3. Изучение интернет ресурсов по данной теме. |
Практический |
1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. |
2015-2018 |
1.Выступление по теме. 2.Открытые уроки. 3.Участие в открытых уроках. |
Обобщающий |
1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. |
2015-2018 |
1. Доклад по самообразованию. 2. Использование имеющегося опыта. |
Внедренческий |
Распространение опыта работы. |
2015-2018 |
1. Консультативная помощь воспитателям и воспитанникам. 2. Публикация методических разработок. |
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ослабление внимания государства и общества к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания, в целом, привело к изменению психологии обучающихся. У детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, культуре и патриотизме. Наряду с девальвацией ценностей, , происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения. Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, культура и образование, как и духовно-нравственные ценности, отодвигаются на периферию их ценностных ориентаций.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания культурно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
В чрезвычайно сложной ситуации оказываются воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, проживающие в интернатах круглогодично. Кроме проблем с воспитанием нравственных качеств личности, практические и научные исследования в России, свидетельствуют о том, что многие выпускники школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, неумение строить жизнь по духовно-нравственным, социально-культурным нормам и правилам, непонимание социальных взаимоотношений между людьми затрудняет процесс социальной адаптации и интеграции воспитанников. Вышеизложенные проблемы усугубляются при наличии у воспитанников отклонений в интеллектуальном и психическом развитии.
Формы работы с детьми:
Беседы, игры нравственного и нравственно - этического содержания,
проведение совместных праздников, просмотр фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
Экскурсии, целевые прогулки, тематические вечера.
План реализации темы:
Используемая литература:
1. Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. — М., 1986.
2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Нач. школа. - 2005 - №11 - с. 68-71
3. Астанов В.М., Лебединский О.И., Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. Детский практический психолог.
4. Воронкова В.В. Воспитатель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007.
5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации нравственно-этического образования в современных условия. Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - с. 9-12
6. Петрусинский В. В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М., Новая школа, 1994.
Предполагаемые результаты самообразования:
1. Повышение качества воспитания.
2. Разработка дидактических материалов, тестов, наглядности,
3. Обобщение опыта по исследуемой теме.
4. Овладение способами самопознания и самоанализа накопленного опыта.
Учебная исследовательская работа:
1. Включить в перспективный план деятельности примерные темы занятий и мероприятий.
2. Участие в системе методической работы.
3. Установить творческое сотрудничество с коллегами по вопросам темы самообразования.
4. Изучить передовой опыт воспитателей школы-интерната по применению инновационных технологий.
5. Участие в заседаниях МО и педагогических советах.
6. Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.