По образованию учитель географии и биологии, по призванию - педагог. Люблю путешествовать и заниматься активным туризмом. Занимаюсь военно-патриотическим воспитание подрастающего поколения. Имею художественное образование и диплом "менеджмент управления".
Цель: сформировать представление о толерантном отношении
Задачи:
Образовательные:
познакомить с понятием «толерантность» и выявить основные черты толерантного поведения;
Воспитательные:
воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
воспитывать интернационализм;
Развивающие:
продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
способствовать развитию у воспитанников самосознания, терпимости, умению уважать других, принимать и быть добрым по отношению к «особенным» людям;
развивать коммуникативных навыков;
Развитие умения анализировать и делать выводы;
Организационный момент:
Создать обстановку для беседы и общения. Убрать парты и расставить стулья кругом, освободив центр кабинета, для проведения игры. Выставить компьютер, подключить проектор, колонки для звука.
Ход занятия:
№ слайда
Скриншот
Действие учителя
Действия учащихся
1
Звучит музыкальная композиция «Дорогою добра»
Учитель включает музыкальную композицию.
Сегодня же предлагаю Вам затронуть очень важную, в нынешнее время, тему добра.
По телевиденью, в интернете, газетах не однократно можно встретить кричащие заголовки о расизме, геноциде, унижении чести и достоинства «особенных» людей.
Учащиеся внимательно слушают музыкальную композицию, настраиваются, получают особый эмоциональный окрас занятия.
2
- Песня «Дорогою добра» - светлое и вдохновляющее творение, представляющее доброту и оптимизм главными жизненными ориентирами. Удивительно, но простые советы, отражённые автором в музыке ещё в «восьмидесятых», остаются актуальными до сих пор : «Иди всегда дорогою добра…»
3
Добро – это настолько обширное понятие, что говорить о нем можно бесконечно!
Сегодня предлагаю Вам затронуть очень важную, в нынешнее время, тему добра.
По телевиденью, в интернете, газетах не однократно можно встретить кричащие заголовки о расизме, геноциде, унижении чести и достоинства «особенных» людей.
Как вы думаете какая же цель нашего сегодняшнего занятия?
Учитель озвучивает цель занятия
Сейчас я хочу задать вопрос, но не хочу услышать от Вас ответ. Я хочу, чтобы каждый ответил сам себе в конце занятия. Внимание! А какую в жизни дорогу выбрали Вы? (риторический вопрос)
Учащиеся акцентируют внимание на риторическом вопросе, получают мотивацию к изучению данного материала
4
Обидеть человека очень легко. Достаточно понять, что он чем-то отличается от других, и заставить всех поверить в то, что это плохо. Обычно люди навешивают ярлыки на других по трем причинам: страх, зависть, конкуренция.
Давайте поиграем в игру.
Объясняет правила игры: Встаем в круг. Разворачиваемся так, чтобы ваша спина смотрела в центр. На Ваши спины я наклею цвета. После чего дам команду, а Ваша задача объединиться в группы по цветам. (Указываю где какой цвет территориально формирует свою группу. Одному из игроков наклею белый круг, таким образом, он останется без группы).
Выполняют правила игры.
5
Учитель задает вопросы «белой вороне».
Обращается к остальным учащимся: «Может кто-то хочет поделиться ситуация из своей жизни?».
Ведут диалог, желающие кратко делятся своими историями
6.
Учитель задает вопросы ребятам
Отвечают на вопросы. Учатся выражать свое мнение.
7.
Показываем слайд после получения ответов от учеников.
Учитель задает вопрос ребятам?
Из мира животных в мир людей выражение «белая ворона» пришло в значении «непохожий» «отличающийся от других», не плохой и не хороший, а просто другой. Но каждый из Вас может проявить терпимость к этому «непохожему»… проявить сострадание, уважение, понимание… проявить толерантность!
А как стать толерантным человеком ?
Слушают внимательно учителя
Отвечают на вопросы
Обсуждают ответы со слайда
8.
Показ картинок детей-инвалидов
Давайте разберем несколько ситуаций. Ситуация 1.
Учитель показывает картинки и предлагает выбрать один из вариантов поведения в данной ситуации.
Дети проявляют сострадание, обсуждают ситуацию 1. Высказывают свое мнение.
9.
Учитель приводит пример – ситуация 2. Дает пояснения о разнице в вероисповедании, об особенностях поведения и обычаях в других религиях.
Дети, обсуждают ситуацию 2. Высказывают свое мнение.
Примечание для жюри конкурса и коллег, которых заинтересует данная разработка: Следующий слайд и ситуация 3 на усмотрение учителя. В моем случае с учащимися класса были очень дружеские, доверительные отношения. И я, как учитель биологии, обсуждала с ними вопросы, связанные с половым созреванием. Не все дети могут общаться на данную тему со своими родителями. Данная ситуация не доставила мне каких-либо неудобств, не вызвала у детей бурю эмоций. И, нужно отметить, что в современном мире общество открыто обсуждает данный вопрос. Моя задача – это не пропаганда… я не поддерживаю данное течение, но толерантно отношусь к ЛЮДЯМ, это их выбор. Моя задача – услышать мнение учащихся.
10.
Учитель приводит пример – ситуация 3.
Если требует ситуация, то делится своим мнением по данному вопросу.
Обмениваются мнениями.
11.
16 ноября отмечается Международный день толерантности. Это не значит, что именно в этот день люди должны быть терпимы друг другу. Толерантность должна быть образом жизни. Давайте подведем итоги сегодняшнего занятия. Какие мы можем сделать выводы?
Дети делают выводы.
12.
Рефлексия
Если мы хотим быть толерантными к людям, то должны жить в согласии с собой, принимать себя таким, какие мы есть. Элементарно для того, чтобы не завидовать, не конкурировать и не казаться быть лучше, чем есть на самом деле.
Любое суждение в вашу сторону – это оценка. Исключительно субъективная. А значит, на каждую оценку можно найти альтернативную оценку. Том числе и противоположную. Предлагаю каждому из Вас назвать один самый главный недостаток, которым вы отличаетесь от других, к которому окружающие люди должны толерантно относится… и попробовать его переоценить.
Я начну…
Мой большой недостаток – это вечно все контролировать. Хотя, переоценю и скажу, что я ценю возможность управлять ситуацией. Да, у меня есть способности управленца. Да, мне нравится следить за результатом.
Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Каждый из Вас может оказаться «белой вороной» в той или иной ситуации, помните всегда об этом!
Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
Мы молодцы, мы достигли поставленной цели и теперь вы можете ответить себе на поставленный в начале занятия вопрос: «А какую дорогу выбрали вы?».
Ребята выполняют упражнение
13.
Видео-караоке «дорогою добра».
Ну и в завершении этого занятия, хочется, чтобы мы с Вами оставались всегда таким дружным коллективом, чтобы, не смотря ни на что, помогали друг другу, принимали и уважали, какими бы мы «особенными» не были. Чтобы каждый из Вас выбрал свою дорогу, дорогу добра… Чтобы каждый нес в себе позитив, стремился за солнцем и был примером для окружающих.
Давайте встанем в круг, обнимемся и все вместе исполним песню (караоке), с которой началось наше сегодняшнее занятие.