Конспект классного часа «Воспитание толерантности» (5–6 класс)

0
0
Материал опубликован 8 October 2018

Классный час на тему: « Воспитание толерантности».

“В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений”

В.П. Максаковский

“Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный”

Н.А. Добролюбов

Сегодня на классном часе мы обсудим: что такое дружба народов? Какая бывает дружба народов? Нужна ли нам дружба народов, живущих в России? При каких условиях возможна дружба народов?

Стихотворение:

Каких народов только нет

В стране великой нашей

Как пестрый солнечный букет

Калмыки и Чуваши,

Татары, Коми и Мордва,

Башкиры и Буряты –

Всем скажем добрые слова

Любому будем рады.

(Карта России)

Учитель: посмотрите на карту. Мы уже говорили с вами, что наша страна очень большая и многонациональная. И хотя все люди разные и говорят на разных языках, у них один большой дом – Россия. Наша страна очень большая. На многие километры протянулась она с севера на юг и с запада на восток. Когда на юге России (показывает указкой на карте г. Сочи) весной тепло, светит солнце, на севере (показывает указкой г. Мурманск)лежит снег; когда на Дальнем Востоке (показывает указкой г. Владивосток) школьники идут в школу, в Москве еще полночь, люди спят.

Прекрасен горный край Кавказа

Здесь разные народы

На крайнем севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне

Вот рыболов тунгусский

Но больше всех у нас в стране

Кого? Конечно русских.

Учитель: На берегу какой реки стоит наш город?

Ученики: Наш город Казань стоит на берегу реки Волга.

Учитель: Волга протекает с севера на юг. Территория, прилегающая к Волге называется Поволжье. Где живут люди разных национальностей. На севере находится Республика Татарстан, там живут татары. На юге Астраханская область и республика Калмыкия, где живут казахи и калмыки. А в центре Поволжья основная часть населения русские.

Учитель: Какие народы в составе Российской Федерации вы знаете?

Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, называемых Востоком и Западом. На протяжении своей многовековой истории, Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы.

Так, рано возникшая и гораздо более долго, по сравнению с Западом, существовавшая у славян территориальная община, определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию (когда представители иных племен, "чужаки", могли спокойно селиться в славянских общинах). В то же время славяне, чисто внешне принимая "чужие" обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским.

В формировании русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов. Все это свидетельствует о поражающей жизнеспособности славянских народов, которая и определила своеобразие славянского мировоззрения – гораздо более оптимистического, чем на Западе и на Востоке; гораздо более восприимчивого к влияниям и в то же время способного переосмыслить и своеобычно усвоить любое из них.

Таким образом, получается, что многонациональность нашей страны определялась уже в самом начале её зарождения. Но тогда славяне не были предрасположены к шовинизму (крайней форме национализма, проявление агрессии по отношению к другим народам)

Вследствие своей уникальности в отношении национального состава, наша страна имеет множество политических, социальных, экономических проблем.

Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить свое селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в свое войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали называть другом.

Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека, который всегда разделит с тобой и радость и горе, и придет тебе на помощь.

Учитель: А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами? Кто награждается Орденом Дружбы народов? (работа с документом)

Ученики:

- граждане России;

-предприятия, учреждения, организации, воинские части и соединения, республики, края, области, города;

- Орденом Дружбы народов могут быть награждены и лица, не являющиеся гражданами нашей страны.

Учитель: Слово «дружба» в нашей жизни встречается постоянно. Подумайте и назовите объекты, в названии которых есть слово «дружба».

Ученики: например, в Москве на ВДНХ есть фонтан дружбы народов. Названия населенных пунктов, названия трудных участков горных переходов (перевал Дружба на ледник Джамансу).

Учитель: Дружба с животными. Кто дружит с ними и в чем это выражается?

Дружба в семье. Между кем?

Спортивный клуб, команду можно назвать «Дружба», интересные мероприятия в стране, городе, классе говорят о дружбе между людьми.

Очень много существует пословиц о дружбе.

Прочитайте пословицы – они нам пригодятся для дальнейшего задания.

Предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицу».

- Человек без друзей, (что дерево без корней);

- Нет друга – ищи, (а нашел – береги);

- Дружба крепка не лестью, (а правдой и честью);

- Скажи мне, кто твой друг, (и я скажу, кто ты);

- Не тот друг, кто на пиру гуляет, (а тот, кто в беде помогает);

- Дружба и братство (дороже богатства).

Учитель: Почему люди разных национальностей в большинстве своем испытывают взаимною неприязнь друг к другу?

Изучение понятий патриотизм и национализм, толерантности.

Учитель: что такое патриотизм?

ПАТРИОТИЗМ (карточка с термином размещается на доске) – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина) – любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

Обратите внимание: в этом определении нет никакого намека на дискриминацию других народов, ущемление чьих-то прав. Тем более, ненависть к другому народу не означает, что этот человек является патриотом.

Патриотизм переходит в шовинизм, когда человек не имеет возможности помогать своей стране и стремится угнетать другую.

ШОВИНИЗМ (карточка с термином размещается на доске) – крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть. Чаще всего это происходит не между суверенными государствами, а путем ущемления прав и достоинств нации, проживающей рядом, в России.

Для того чтобы понять причину межнациональных разногласий, нужно определить значение таких понятий, как “нация”, “национальность” и “национализм”. Именно большое количество существующих наций (народов, народностей, этносов, этнических общин) и определяет данную проблему.

НАЦИЯ (карточка с термином размещается на доске) – (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей.

Учитель:  что такое национальность и как ее определить?

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ (карточка с термином размещается на доске) – принадлежность к той или иной нации – не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился.

НАЦИОНАЛИЗМ (карточка с термином размещается на доске) – идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.

Не зря очень многие мыслители всех времен и до сих пор часто рассуждают об этой проблеме и всегда сходятся в одном:

“Национализм может быть огромным. Но великим – никогда”.

Станислав Ежи Лец

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей.

 

 Выводы:

·                     Национальность определяется не местом рождения, а национальностью родителей

·                     Каждая нация уникальна в своем роде и имеет право на самоопределение

·                     Своей национальной принадлежностью нужно гордиться

·                     национальные вопросы должны решаться законным путем с помощью переговоров;

·                     шовинизм, как форма национализма, ни разу не привел к улучшению жизни граждан, а почти всегда приводил к конфликтам;

·                     компромисс – самый эффективный способ решения национальных проблем;

·                     каждый человек в отдельности, который является националистом, несет ответственность за разгоревшуюся вражду.

Учитель: Сегодня мы попытались разобраться в очень сложной и серьезной проблеме, весьма актуальной в нашей стране, проблеме межнациональных отношений. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и отношения между его жителями зависят от каждого из нас. Приглядитесь друг к другу повнимательнее: я уверена, что вы найдете много общего, и подумайте на досуге о том, как вы относитесь к другим людям. Может быть, в вашем поведении тоже стоит кое-что подкорректировать.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.