План-конспект открытого урока «Попевки и скороговорки для развития дикции в хоре младших классов»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА
(в форме открытого урока)
«Попевки и скороговорки в развитии дикции в хоре младших классов»
Разработчик:
преподаватель по классу "Хор"
МБУ ДО «ГДМШ»
Безгина Анастасия Витальевна
Воркута
2020
ТЕМА УРОКА: Попевки и скороговорки в развитии дикции в хоре младших классов.
ЦЕЛЬ УРОКА: Развитие дикции при помощи упражнений и скороговорок. Развитие воображения и тренировка памяти.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Обучение правильному произношению сложных звуковых сочетаний.
Обучение пропеванию дикционных оборотов в попевках и упражнениях.
Развивающие:
развивать творческое мышление учащихся;
коррекция неправильного произношения;
Воспитательные:
Развитие культуры разговорной речи.
Способствует возникновению интереса к народному творчеству.
Тип урока: комбинированный.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
наглядно-практический (исполнение педагогом упражнений, распевок, скороговорок)
игровой метод;
здоровьесберегающие технологии.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
вопросы и задания, направленные на развитие творческих способностей учащихся;
использование игровых технологий для повышения заинтересованности учащихся в изучаемом материале,
использование физической активности совместно с вокальной деятельностью с целью обеспечения сохранения здоровья учащихся и повышения уровня положительного эмоционального настроя.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
учебный класс;
фортепиано;
ноты.
ПЛАН УРОКА:
Организационный момент.
Дикционные и вокально-хоровые упражнения.
Работа над скороговорками и потешками
Работа над произведением «Рыжий, рыжий, конопатый» слова: Эдуард Успенский, музыка: Евгений Ботяров
Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Педагог: Добрый день, ребята. Тема нашего урока – «Попевки и скороговорки в развитии дикции».
На этом уроке мы с вами поработаем над правильным произношением звуков. И в этой работе нам помогут специальные упражнения и конечно же весёлые скороговорки.
Как вы знаете, скороговорки это особый вид народного творчества. Скороговорки отличаются шуточным характером, который отличается большим количеством сложных для произношения звуковых сочетаний.
Всем нам известны скороговорки с детства. Например, "На дворе трава, на траве дрова..." Вы ведь все ее знаете?
Ответы детей ( в случае если кто-то скажет, что не знает, то попросить детей которые знают - проговорить данную скороговорку для своих товарищей).
Но прежде чем перейти непосредственно к самому интересному - скороговоркам, давайте сначала немного разработаем наши губы и язык. Давайте выполним упражнения.
II. Дикционные и вокально-хоровые упражнения
Разработка мышц нижней челюсти
Упражнение 1.
Произнесите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ». Упражнение проделать 3 раза.
Тренировка мышц неба, губ и языка
Упражнение 2.
Неторопливо произнесите 3 раза подряд согласные «Б-П» и «Г-К»,
Упражнение 3.
Произносите пары слов каждую по 3 раза, четко проговаривая каждую букву.
БОРТ - ПОРТ БАЛКА - ПАЛКА БАР - ДАР ГОРА-КОРА |
ПОЧКА - БОЧКА ПЫЛ - БЫЛ ПАС - БАС ПЫЛЬ-БЫЛЬ |
Упражнение 4
Произносите по 3 раза - каждую группу букв «ТКР», «РКТ».
Упражнение 5.
При поднятом нёбе на выдохе без звука произнесите 3 раза гласные «А», «О», «Э» (как бы согреваясь на морозе)
Упражнение 6
Соедините между собой глухие согласные звуки ("П", "Т", "К"). Следить за тем:
- чтобы каждый звук был четким ("п !","т ! ","к! ")
- чтобы между согласными не выдыхался воздух.
Упражнение 7
На тренировку правильного звучание сочетания гласных.
Четко произнесите каждую пару гласных звуков по 1 разу. Следить за правильным положением губ при произнесении ярко выраженных звуков:
а- челюсть опущена, рот широко открыт;
о- рот открыт и округлен;
и - рот приоткрыт и губы растянуты в "улыбке";
у - губы вытянуты вперед "трубочкой" .
АИ |
ЭИ |
ОИ |
УИ |
АЭ |
ЭА |
ОЭ |
УЭ |
АО |
ЭО |
ОА |
УА |
АУ |
ЭУ |
ОУ |
УО |
Педагог: А теперь, давайте пропоем каждую пару звуков сначала в восходящем движении, а потом в нисходящем движении (расстояние секунда, терция).
III. Работа над скороговорками и потешками
Педагог: Ребята, а теперь давайте с вами разучим скороговорки. И начнем с самой известной "На дворе трава." Давайте сначала медленно и чётко проговорим слова данной скороговорки:
На дворе трава, на траве - дрова. Не руби дрова посреди двора.
Повторить вместе со всеми детьми скороговорку 3 раза, после чего попросить их проговорить скороговорку самостоятельно, без помощи учителя. Потом ускорить темп скороговорки.
Педагог: Теперь давайте разучим на выбор одну из скороговорок ("Чёрный кот" или "Грека и рак") - сейчас я вам их прочитаю, и мы проголосуем
Черный кот |
Грека и рак |
Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход В дымоходе чернота Отыщи-ка там кота |
Ехал Грека через реку, Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку цап! |
Педагог: Теперь давайте внимательно послушаем скороговорку и представим то, о чём в ней говорится.
Представили? (если кто то из учеников ответит "нет", то объяснить, используя в качестве помощников тех учащихся, кто представил).
Повторить с детьми скороговорку 3 раза. Следить за чётким произнесение звуков. Попросить детей проговорить скороговорку самостоятельно, в медленном темпе.
Педагог: А теперь давайте попробуем спеть эту скороговорку. Я вам ее сейчас спою, и потом мы споём вместе. (Учитель поёт скороговорку, и затем предлагает детям спеть её всем вместе).
Чёрный кот
Грека и рак
Педагог: А теперь давайте вспомним шуточную попевку "Горошина"
Пропеть попевку 2 раза, обращая внимание на чёткость произношения звуков "х", "р"
Шуточная Попевка – скороговорка:
Педагог: Ребята, а давайте изобразим события, описываемые в этой песенке-потешке?
Слова |
Действия |
По дороге Петя шёл |
Дети шагают на месте |
И горошину нашёл |
Дети слегка приседают и сжимают кулачки |
А горошина упала |
Дети разжимают кулачок и показывают пустую руку |
Покатилась и пропала |
|
Ох, ох, ох, ох! |
Хватаются за щёки и качают головой из стороны в сторону |
Где же вырастет горох? |
Пожимают плечами разводя руками |
IV. Работа над произведением «Рыжий, рыжий, конопатый» слова: Эдуард Успенский, музыка: Евгений Ботяров.
Педагог: А сейчас давайте поработаем над 3 куплетом и припевом песни "Рыжий, рыжий, конопатый", (который тоже является скороговоркой).
- проговорить текст нараспев, тщательно проговаривая все звуки, сначала вместе с педагогом (1 раз) и затем дети проговаривают текст самостоятельно (2 раза).
- охарактеризовать настроение мелодии и слов 3 куплета (ласковое, ободряющее), выделить голосом слова Солнца (сменить интонацию).
- исполнить 3 куплет и припев в медленном темпе,
V. Подведение итогов урока.
Педагог: Сегодня мы с вами поработали над развитием правильного произношения сложных звуковых сочетаний.
Домашнее задание — Повторить дома разученную сегодня скороговорку, и повторить слова 3 куплета песни «Рыжий, рыжий, конопатый».
Спасибо за работу. До свидания!
Используемая методическая литература:
Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000
Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987
Пособие «Работа с детским хором», ред. В.Соколова.
Пособие «Школа хорового пения», вып. 2, М.: 1987.