План-конспект открытого урока «Попевки и скороговорки для развития дикции в хоре младших классов»

3
0
Материал опубликован 28 April 2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА

(в форме открытого урока)

«Попевки и скороговорки в развитии дикции в хоре младших классов»

 

Разработчик:

преподаватель по классу "Хор"

МБУ ДО «ГДМШ»

Безгина Анастасия Витальевна

 

Воркута

2020

 

ТЕМА УРОКА: Попевки и скороговорки в развитии дикции в хоре младших классов.

ЦЕЛЬ УРОКА:  Развитие дикции при помощи упражнений и скороговорок. Развитие воображения и тренировка памяти.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

Обучение правильному произношению сложных звуковых сочетаний.

Обучение пропеванию дикционных оборотов в попевках и упражнениях.

Развивающие:

развивать творческое мышление учащихся;

коррекция неправильного произношения;

Воспитательные:

Развитие культуры разговорной речи.

Способствует возникновению интереса к народному творчеству.

Тип урока: комбинированный.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

наглядно-практический (исполнение педагогом упражнений, распевок, скороговорок)

игровой метод;

здоровьесберегающие технологии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

вопросы и задания, направленные на развитие творческих способностей учащихся;

использование игровых технологий для повышения заинтересованности учащихся в изучаемом материале,

использование физической активности совместно с вокальной деятельностью с целью обеспечения сохранения здоровья учащихся и повышения уровня положительного эмоционального настроя.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

учебный класс;

фортепиано;

ноты.

ПЛАН УРОКА:

Организационный момент.

Дикционные и вокально-хоровые упражнения.

Работа над скороговорками и потешками

Работа над произведением  «Рыжий, рыжий, конопатый» слова: Эдуард Успенский, музыка: Евгений Ботяров

Подведение итогов урока.

 

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

Педагог: Добрый день, ребята. Тема нашего урока – «Попевки и скороговорки в развитии дикции».

На этом уроке мы с вами поработаем над правильным произношением звуков. И в этой работе нам помогут специальные упражнения и конечно же весёлые скороговорки.

Как вы знаете, скороговорки это особый вид народного творчества. Скороговорки отличаются шуточным характером, который отличается большим количеством сложных для произношения звуковых сочетаний.

Всем нам известны скороговорки с детства. Например, "На дворе трава, на траве дрова..." Вы ведь все ее знаете?

Ответы детей ( в случае если кто-то скажет, что не знает, то попросить детей которые знают - проговорить данную скороговорку для своих товарищей).

Но прежде чем перейти непосредственно к самому интересному - скороговоркам, давайте сначала немного разработаем наши губы и язык. Давайте выполним упражнения.

II.  Дикционные и вокально-хоровые упражнения

Разработка мышц нижней челюсти

Упражнение 1.

Произнесите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ». Упражнение проделать 3 раза.

Тренировка мышц неба, губ и языка

Упражнение 2.

Неторопливо произнесите 3 раза подряд согласные «Б-П» и «Г-К»,

Упражнение 3.

Произносите пары слов каждую по 3 раза, четко проговаривая каждую букву.

БОРТ - ПОРТ

БАЛКА - ПАЛКА

БАР - ДАР

ГОРА-КОРА

ПОЧКА - БОЧКА

ПЫЛ - БЫЛ

ПАС - БАС

ПЫЛЬ-БЫЛЬ

Упражнение 4

Произносите по 3 раза - каждую группу букв «ТКР», «РКТ».

Упражнение 5.

При поднятом нёбе на выдохе без звука произнесите 3 раза гласные «А», «О», «Э» (как бы согреваясь на морозе)

Упражнение 6

Соедините между собой глухие согласные звуки ("П", "Т", "К"). Следить за тем:

 - чтобы каждый звук был четким ("п !","т ! ","к! ")

- чтобы между согласными не выдыхался воздух.

Упражнение 7

На тренировку правильного звучание сочетания гласных.

Четко произнесите каждую пару гласных звуков по 1 разу. Следить за правильным положением губ при произнесении ярко выраженных звуков:

а- челюсть опущена, рот широко открыт;

о- рот открыт и округлен;

и - рот приоткрыт и губы растянуты в "улыбке";

у - губы вытянуты вперед "трубочкой" .

 

АИ

ЭИ

ОИ

УИ

АЭ

ЭА

ОЭ

УЭ

АО

ЭО

ОА

УА

АУ

ЭУ

ОУ

УО

 

Педагог: А теперь, давайте пропоем каждую пару звуков сначала в восходящем движении, а потом в нисходящем движении (расстояние секунда, терция).

 

III.  Работа над скороговорками и потешками

Педагог: Ребята, а теперь давайте с вами разучим скороговорки. И начнем с самой известной "На дворе трава." Давайте сначала медленно и чётко проговорим слова данной скороговорки:

На дворе трава, на траве - дрова. Не руби дрова посреди двора.

Повторить вместе со всеми детьми скороговорку 3 раза, после чего попросить их проговорить скороговорку самостоятельно, без помощи учителя. Потом ускорить темп скороговорки.

Педагог: Теперь давайте разучим на выбор одну из скороговорок ("Чёрный кот" или "Грека и рак") - сейчас я вам их прочитаю, и мы проголосуем

 

Черный кот

Грека и рак

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход

В дымоходе чернота

Отыщи-ка там кота

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап!

 

Педагог: Теперь давайте внимательно послушаем скороговорку и представим то, о чём в ней говорится.

Представили? (если кто то из учеников ответит "нет", то объяснить, используя в качестве помощников тех учащихся, кто представил).

Повторить с детьми скороговорку 3 раза. Следить за чётким произнесение звуков. Попросить детей проговорить скороговорку самостоятельно, в медленном темпе.

Педагог: А теперь давайте попробуем спеть эту скороговорку. Я вам ее сейчас спою, и потом мы споём вместе. (Учитель поёт скороговорку, и затем предлагает детям спеть её всем вместе).

Чёрный кот

t1619636625aa.png

t1619636625ab.png

 

Грека и рак

t1619636625ac.png

 

t1619636625ad.png

 

Педагог: А теперь давайте вспомним шуточную попевку "Горошина"

Пропеть попевку 2 раза, обращая внимание на чёткость произношения звуков "х", "р"

Шуточная Попевка – скороговорка:

 

t1619636625ae.png

 

t1619636625af.png

t1619636625ag.png

 

Педагог: Ребята, а давайте изобразим события, описываемые в этой песенке-потешке?

 

Слова

Действия

По дороге Петя шёл

Дети шагают на месте

И горошину нашёл

Дети слегка приседают и сжимают кулачки

А горошина упала

Дети разжимают кулачок и показывают пустую руку

Покатилась и пропала

Ох, ох, ох, ох!

Хватаются за щёки и качают головой из стороны в сторону

Где же вырастет горох?

Пожимают плечами разводя руками

 

IV. Работа над произведением «Рыжий, рыжий, конопатый» слова: Эдуард Успенский, музыка: Евгений Ботяров.

Педагог: А сейчас давайте поработаем над 3 куплетом и припевом песни "Рыжий, рыжий, конопатый", (который тоже является скороговоркой).

 - проговорить текст нараспев, тщательно проговаривая все звуки, сначала вместе с педагогом (1 раз) и затем дети проговаривают текст самостоятельно (2 раза).

- охарактеризовать настроение мелодии и слов 3 куплета (ласковое, ободряющее), выделить голосом слова Солнца (сменить интонацию).

- исполнить 3 куплет и припев в медленном темпе,

V. Подведение итогов урока. 

Педагог: Сегодня мы с вами поработали над развитием правильного произношения сложных звуковых сочетаний.

Домашнее задание — Повторить дома разученную сегодня скороговорку, и повторить слова 3 куплета песни «Рыжий, рыжий, конопатый».

Спасибо за работу. До свидания!

 

Используемая методическая литература:

Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000

Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987

Пособие «Работа с детским хором», ред. В.Соколова.

Пособие «Школа хорового пения», вып. 2, М.: 1987.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.