План-конспект открытого занятия «Времена года» «Моделирование на занятиях по экологии»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждения детский сад№54
План-конспект открытого занятия
«Времена года»
«Моделирование на занятиях по экологии»
Подготовила
Воспитатель:
Пьянкова М.К.
Рп.Михайловка
2022год.
Теме: «Времена года»
Цель: формирование умения составлять по схемам времена года
Задачи:
1. Образовательная
- Формировать знания детей о временах года и их характерных признаках.
-Познакомить с моделью маленького человечка теплой воды. 2. Развивающая
- Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи с опорой на повторяемость природного цикла.
3. Воспитательная
-Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю.
Методы:
Словесные: беседа, загадки, народные приметы
Наглядные: мультимедийная презентация «Времена года»,
Моделирование, картинки времён года.
Практические: дидактическая игра «Когда это бывает?», Дидактическая игра: «Дерево из крышек».
Физминутка «Прогулка по временам года»
Игра с мячом.
Предварительная работа:
Чтение рассказа «Четыре желания»;
Рассматривание иллюстраций;
Народные приметы по временам года.
Загадывание загадок.
Организационный момент:
(Дети стоят в кругу с воспитателем.)
Воспитатель: сегодня у нас необычное занятие, так как проходит оно не в стенах нашей группы, а ещё к нам на занятие пришло очень много гостей. Давайте дружно поприветствуем гостей, собравшихся в этом зале. Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы.
Солнцу красному - привет!
Небу ясному - привет!
Люди взрослые и малыши, вам привет от всей души!
Воспитатель:
У меня в руках маленькая записная книжка мальчика Мити из рассказа «Четыре желания». Ребята, вы помните его желания?
-Да
-Что он хотел в этих желаниях?
-Он хотел, чтобы всегда была зима (лето, осень, весна)
-Ребята, а так может быть, чтобы всегда была только зима?
-Нет
- Это хорошо, что есть и зима, и лето, и осень, и весна. Каждое время года по-своему интересно и необходимо. Вот я сейчас и хочу узнать с чем вы связываете каждое время года. Что оно для вас?
-(ответы детей)
-Сегодня эта записная книжка оказалась у меня в руках не случайно, у Мити очень много вопросов по временам года, которые записаны в ней. Он просит нас помочь найти на них ответы. Вы не против?
-Нет.
-А я посмотрю, что у Мити в записной книжке. (Смотрит) Ой, да здесь загадки, а ответов на них нет. Отвечать придется нам.
Загадки:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет
Когда это бывает?
(зима)
Она приходит с ласкою
И без кисти
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
Когда это бывает?
(весна)
Солнце припекает,
Рожь поспевает
(лето)
Пришла без красок
И разукрасила все листья
(осень)
Выставляются схемы времен года.
Воспитатель:
-О чем же эти загадки?
-О временах года.
-Сколько их?
-Четыре
-Сейчас я все четыре времени года соединю вместе. Посмотрите, получилась схема целого года. Обозначьте, пожалуйста, времена года символами (кругами красного, белого, желтого и зеленого цвета)
-Почему вы выбрали этот цвет? -(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в очень интересную игру.
Д/игра: «Когда это бывает?». (Дети сидят за столами, им раздаются цветные карточки: белые- зима; зелёные-весна; красные –лето; жёлтые- осень. Свои ответы, дети сопровождают поднятием карточек. Воспитатель предлагает, когда это бывает.)
Д/игра: «Дерево из крышек»
Воспитатель:
-Слушайте следующую загадку:
Двенадцать братьев друг за другом ходят,
Друг друга не обходят. (Месяцы)
-Действительно у каждого времени года есть детки - братья месяцы. Они тоже обозначены соответствующими символами. Только они разбежались. Нужно их собрать и соотнести с временем года.
(дети выполняют)
-Назовите их, по сколько «деток» в каждом времени года и сколько месяцев в году?
Физминутка:
-Я знаю, что у вас есть любимое занятие в каждое время года. Встаньте все, пожалуйста, я приглашаю вас в удивительную прогулку по временам года.
Зимой- играем в снежки
Летом - загораем на пляже
-Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу, все лежу и лежу, и на солнышко гляжу
Осенью - летаем как листочки
Весной -радуемся дождю, прячемся под зонтом и убегаем на места
-Дождик, дождик, веселей
Капай, капай не жалей
Зря в окошко не стучи
Нас смотри не замочи.
Воспитатель:
-Чтобы дождик нас, действительно не замочил, бегите на места
-У Мити есть просьба: ему надо помочь разобраться в признаках времен года. Он их путает. Я даже знаю, как ему помочь. Нужно Мите подарить модели признаков времен года. Только сначала мы повторим, что обозначает здесь цвет каждого кружочка:
Зеленый - растения, черный- почва, голубой - вода, влага, красный - тепло, желтый -свет, продолжительность дня и ночи.
Ребята, а сейчас я вам загадаю модельную загадку о временах года.
Черный круг заменен белым. Какая это модель года?
-Ребята, как вы догадались, что это модель зимы
-ответы детей.
Следующая загадка: Зеленый круг заменен жёлтым Какое это время года?
-Осени
-(зеленый круг заменен желтым)
-Почему весной зеленый круг большой, а осенью - маленький?
-Деревья «голые», нет травы.
-Почему летом желтый круг большой, а зимой маленький?
-Летом дни длиннее, а ночи короче, а зимой наоборот.
-Ребята, обратите внимание, а круги голубого цвета и зимой, и летом, и осенью, и весной одинаковые. Почему?
-Вода в реках и озерах есть во все времена года, вода в виде дождя летом, осенью, весной, в виде снега зимой.
-Какая вода в реках летом? -Теплая
-Осенью и весной?
-Холодная
-Зимой?
-на реках лед
-Вода из чего состоит?
-Из капелек
-Из капелек, из маленьких человечков. Вот они, вы узнали их?
-Да. Это человечки холодной, горячей воды и льда.
-Но летом вода теплая, а человечка теплой воды у нас нет. Как его можно получить? -Надо человечка горячей воды соединить с человечком холодной.
-Правильно. Вот познакомились с маленьким человечком теплой воды. Все эти модели воды я положу Мите в блокнот, чтобы он тоже их знал. Ой, здесь еще что-то написано, но только не закончены предложения. Давайте попробуем их закончить, (читаются приметы, народные мудрости).
Народные приметы определение по временам года
-Холодная зима — к теплой весне.
-Лето очень теплое — зима будет холодная.
-Осень дождливая — весна будет ясная.
-Весна очень теплая — лето будет холодное.
-Один год зима теплая, другой — холодная.
-Осень короткая — зима будет долгая.
Итог:
Игра в кругу с мячом (обратная связь):
- О чем мы сегодня говорили?
- Перечислите последовательность времён года.
- Что вам понравилось, запомнилось?
-Вот и помогли мы Мите разобраться с временами года, и чтобы он все понял и ничего не забыл, мы все, о чем говорили запишем ему в блокнот.
а модели подарим. Ребята, а давайте Мите нарисуем стихотворения в таблицу, а он отгадает про какое время года в нём говорится.
-Я, думаю Митя будет нам благодарен.