Урок «Память об А.С. Пушкине»
Пояснительная записка к презентации
Тема: «Память об А.С.Пушкине»
Цель: воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина,
Ход классного часа
1.Чтение отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на цепях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.(1 сл )
Как вы думаете кто написал эти строки
Дети А С Пушкин
2. Учитель:
Сегодня мы с вами поговорим об А С Пушкине один из известнейших поэтов и автор многих стихотворений(2сл фото)
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке) в день праздника Вознесения.
Будущего поэта крестили 8 июня в церкви Богоявления в Елохове.
Отец Пушкина Сергей Львович и мать Надежда Осиповна,
урожденная Ганнибал, были дальними родственниками. Пылкие страсти, руководившие предками как по отцовской, так и по материнской линии, оказали свое влияние и на Пушкина.
Семья (кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества.
В их доме, точнее, в квартире, которую снимали родители Пушкина, собирались поэты, художники, музыканты. Общая галломания, господствовавшая в обществе, французское воспитание в семье с французами гувернерами (к счастью, их удачно уравновешивали бабушка поэта Мария Алексеевна и знаменитая няня Арина Родионовна), доступ к прекрасным библиотекам отца, а также дяди поэта В.Л. Пушкина и дальних родственников Бутурлиных -
формировали ум и детскую душу Пушкина.
В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания, Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских царей.
Программа занятий в Лицее была обширной, но не столь глубоко продуманной. Воспитанники, однако, предназначались к высокой государственной карьере и имели права окончивших высшее учебное заведение .(3сл)
Немногочисленность учащихся (30 чел.), молодость ряда профессоров, гуманный характер их педагогических идей, ориентированный, по крайней мере, у лучшей части их, - на внимание и уважение к личности учеников, отсутствие телесных наказаний, дух чести и товарищества - все это создавало особую атмосферу. Пушкин сохранил лицейскую дружбу и культ Лицея на всю жизнь.
За 6 лет совместной жизни мальчики очень сильно сдружились между собой и крепко полюбили свой Лицей
А так же свою карьеру поэта А.С. Пушкин начинает в лицее ,в 1814 г ,появлялись лицеистские журналы .
В годы лицея был знаком с Карамзиным и с Батюшковым через семейные отношения ,очень много занимался изучением французской литературы.
Первый журнал в котором печатался поэт «Вестник Европы» и первое произведение ,которое он напечатал «К другу стихотворца »
Вступал в организацию «Арзамас», которая считала себя продолжателем дел Карамзина .
В этой организации Александр Сергеевич приобрёл репутацию поэта много обещающегося .
9 июня 1817 г. начался выпускной экзамен и Пушкин читал свое заказное стихотворение «Безверие». Арзамасец Ф. Вигель писал , что на выпускном экзамене присутствовали члены «Арзамаса»
В честь годы обучения написал стих Лицеиские годы
Вывод именно лицеисткие годы способствовали развитию творчества поэта ,как думайте почему?
Дети отвечают
участие в различных мероприятих и публикациях
Вскоре Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря.
Прошли годы, Александр Сергеевич Пушкин стал известным поэтом, сочинил множество стихотворений, повестей и даже роман в стихах…… «Евгений Онегин», но продолжал любить сказки.
Какие Сказки Пушкина вы знаете?
Дети:
- Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре, князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди";
- "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях";
- "Сказка о рыбаке и рыбке";
- "Сказка о золотом петушке";
- "Сказка о попе и о работнике его Балде".
Учитель: а вы, ребята, помните, как начинается стихи?
Ученик: (читает отрывок из поэмы “Сказка о рыбаке и рыбке”)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод -
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод -
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
"Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь".
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе".
Учитель: какие стихотворения А.С.Пушкина вы знаете?
(Чтение детьми стихотворений)
О Патриотизме
Мы знаем , что Пушкин был патриотом т к он творил свои бессмертные произведения для нашей отчизны с любовью и искренностью и я хочу скинуть один из его стихотворений .
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Духом А С Пушкин был близок к декабристам :отмена крепостного права ,
что это значит ?
Отсутствие прав и свобод ,когда ты находишься в рабстве у своего господина .
Александр был женат на Наталье Николаевне Гончаровой. У них родились дети (слайд 15)– 2 мальчика и 2 девочки.
Однако не всё было так безоблачно…
(4 cл)
За Натальей Николаевной – женой поэта начал ухаживать молодой француз Жорж Дантес. Подобное поведение Дантеса было очень оскорбительным для Пушкина. Он должен был драться, чтобы сохранить честь жены и своё доброе имя.
8 февраля 1837 года на Чёрной речке – в пригороде Петербурга – была назначена дуэль. По знаку секундантов Дантес и Пушкин стали сходиться. Дантес выстрелил первым, Пушкин упал. Поэт жил ещё два дня, но рана была смертельной. 10 февраля Пушкин скончался в возрасте 37 лет. Он был похоронен в тайне, недалеко от Михайловского, имения его матери, в Святогорском монастыре.
Ребята, давайте еще раз вспомним сказки А.С.Пушкина и выполним задания.
(5 сл) Задания группам: найти и подчеркнуть героев сказок.
1.группа – героев из сказки о царе Салтане…
2.группа – героев из сказки о рыбаке и рыбе.
3.группа – героев из сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях.
КАРТОЧКА ( Царь Салтан, старуха, поп, семь богатырей, Гвидон, старик, Балда, царевич Елисей, царевна Лебедь, Чертёнок, чернавка, ткачиха, повариха, рыбка, поповна, Царевна, баба Бабариха, стража, солнце, комар, муха, шмель, столбовая дворянка, бес, месяц, коршун, владычица морская, зайка, ветер)
- Проверим. Молодцы.
-Сказки назвали, героев знаем, а как они выглядели, посмотрим на ваши рисунки.
Задание второе прочитайте любой стих Пушкина который помните?(6 cл)
3. Пушкин умер. Однако он оставил нам прекрасное наследство – свои гениальные произведения – поэмы, стихотворения и, конечно же, сказки.
По-русски говорим мы с детства,
Но волшебство знакомых слов
Мы обретаем, как наследство,
В сиянье пушкинских стихов.
(7 сл)
8 сл спасибо за внимание