12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Evgenia73150
Учитель начальных классов МОУ Газимуро-Заводская СОШ Забайкальского края. Стаж работы-28 лет. Высшая квалификационная категория.
Россия, Забайкальский край, Газимурский Завод
3

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе.

План-конспект урока литературного чтения в 4 «а» классе.

Учитель: Елгина Е.В.

Тема: Басни русских баснописцев.

Цель: Познакомить с баснями русских баснописцев.

Задачи:

Предметные:

Дать понятие о бродячих сюжетах в баснях баснописцев разных стран.

Закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «баснописец». «олицетворение».

Учить работать с текстом басни: правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни.

Учить сравнивать басни разных баснописцев: форма, содержание, сюжет, мораль.

Читать по ролям диалоги героев.

метапредметные:

Создать условия для развития познавательной активности учащихся, умения понимать прочитанное, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Способствовать развитию связной речи, мышления, воображения обучающихся.

личностные:

Способствовать формированию желания читать, стремлению к познанию через организацию работы в сотрудничестве.

Воспитывать негативное отношение к легкомыслию, беспечности, лени, черствости и эгоизму.

Оборудование: ноутбук, проектор, магнитные карточки.





Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап

Задаёт эмоциональный настрой.

Морально готовятся к началу урока.

2.Речевая разминка

Учитель предлагает детям собрать рассыпавшиеся пословицы:

Труд человека кормит, а лень портит.

Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Делу время – потехе час.

(Они записаны на магнитных листах и в хаотичном порядке прикреплены на доске.)

Проводит беседу о смысле пословиц.

Выходят трое учащихся и каждый на своей стороне доски собирает пословицу.


Принимают участие в работе над смыслом пословиц.

3. Подготовка детей к восприятию произведения

Предлагает учащимся в парах заполнить карточки, в которых нужно соединить животное качество, которое ему присуще.

Лиса

грубость

Медведь

Хитрость

Осёл

жадный

Волк

беззащитность

Ягнёнок

упрямство

Выводит учащихся на беседу о том, в каких случаях в животных мы узнаём людей?

Попробуйте определить тему урока. А кто помнит, что такое басня? Если забыли, то откройте с.38 и прочитайте.

-Попробуйте дать определение: что такое басня?

-Чем отличается басня от сказки? (есть мораль).

-Так же в баснях присутствует аллегория, а что это такое прочитайте сами на с 40.

-Каких баснописцев вы знаете?

-Какие басни уже читали? Сегодня будем работать с новыми тремя баснями. А почему сразу с тремя вы узнаете чуть позже.

Договариваются о совместной работе. Работают на листках в парах.




Участвуют в беседе.



Определяют и озвучивают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.






4. Этап первичного чтения текста

Включает аудиозапись басни.

Организует беседу по прочитанному:

-Что произошло со стрекозой? Почему?

-Как повел себя муравей? Во всем ли он прав?

-Радужная или мрачная картина возникает? Почему?

-За что злится на стрекозу автор?

(за беспечность, легкомыслие)

-Перечитайте диалог стрекозы и муравья.

-Как автор их называет?

(кумушка, голубчик

-Почему у автора меняется настроение?

(жалеет стрекозу, дает ей надежду)

-Какой нам показывает Крылов стрекозу? (легкомысленная и безответственная).

-А муравей? Какой он?

-Чему учит эта басня?

(Басня учит думать о будущем, правильно планировать дела, не быть расточительным).

Есть ли мораль? Какая? (всегда наступает такой момент, когда за свое безделье придется расплатиться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться).

Запишите в тетрадь мораль этой басни.

Перед чтением басни Хемницера организует словарную работу. С.42

Читает басню И.И. Хемницера « Стрекоза».

Организует беседу по прочитанному:

-Отличается ли эта басня от басни И.А. Крылова?

-Какая здесь стрекоза? (глупая, ленивая).

-А какой муравей?

-Какими словами автор рисует картину жизни стрекозы?

(жалуется, просит взаймы, осознает свои ошибки).

- Чему учит эта басня?

(учит помогать в трудную минуту, даже глупому человеку).

Знакомит с третьей басней Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи». Для этого предлагает хорошо читающему ученику прочить басню.

Проводит беседу по прочитанному:

- А в этой басне какая стрекоза? (легкомысленная и беспечная).

-А какие муравьи?

-Чему учит эта басня?

(учит думать о будущем, правильно планировать дела, не быть расточительным).

Организует работу в группах для знакомства с биографиями баснописцев.

Предлагает детям разделиться на 3 группы и получить задания.

- Мы прочитали три басни разных авторов, которые жили в разное время и что общего вы заметили?

Подводит к определению «бродячего» сюжета.

«Бродячими» сюжетами литературоведы называют те сюжеты, которые встречаются в разных эпохах, в различных странах в устном народном творчестве, в литературных произведениях. Бродячие сюжеты из басен Эзопа переработал И,И. Хемницер, потом И.А. Крылов, а потом и Л.Н. Толстой. Из выступлений своих одноклассников вы увидели, что баснописцы жили в разное время.

Слушают.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.


Зачитывают слова о стрекозе (попрыгунья ползет, пропела, не успела)

Находят описание (помертвело, злой тоской, зима катит, нужда, голод, не поет)

Находят в басне описание жизни стрекозы летом (без души, обогрей, мягких муравах, голову вскружило.

Записывают в тетрадь мораль басни.

Высказывают свои мнения о том, какая мораль в этой басне.








Принимают участие в беседе по прочитанному, отвечают на вопросы.



Работают в группах, выходят к доске и читают биографии баснописцев.

5.Этап вторичного чтения текста.

Предлагает учащимся организоваться в группы по 3 человека и потренироваться в чтении по ролям басни И.А. Крылова.

Отрабатывают чтение по ролям.

6.Этап первой ступени анализа произведения.

Предлагает заполнить таблицу.

Работают в паре. Договариваются о распределении ролей и заполняют таблицу.

7.Этап второй ступени анализа произведения. Анализ эмоционально образного содержания текста.

Организует учащихся на чтение по ролям. Предлагает троим ученикам прочитать басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» у доски.

Выходят к доске и читают выразительно по ролям.

8. Этап обобщения прочитанного.

С какими произведениями мы сегодня познакомились? Что вы узнали про эти басни? В начале урока мы записали три пословицы. Скажите, подходят ли они к теме урока?


Участвуют в заключительном диалоге.

9. Домашнее задание

Выучить басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» наизусть.


Биография Ивана Андреевича Крылова.

Иван Андреевич Крылов – русский писатель, поэт-баснописец, сатирик, переводчик, Статский Советник, член-академик Императорской Академии Наук. Родился в 1769 года в Москве в семье отставного офицера. Ранние годы писателя прошли в разъездах, грамоте учился дома, так как у отца была большая библиотека книг. Крылов не получил хорошего образования, так как рано начал работать, потому что семья жила очень бедно. В 1782 г. Крылов переехал в Петербург, где начал заниматься литературой и иностранными языками. В 1805 г. Иван Андреевич перевел на русский язык две басни Лафонтена, а в 1809 г. он выпустил свою первую книгу басен и сразу стал знаменитым.

Биография Ивана Ивановича Хемницера.

Иван Иванович Хемницер родился в 1745 году. Отец его, штаб-лекарь, был образованным человеком и заботливо относился к воспитанию сына. На шестом году мальчик уже был отдан в обучение пастору в Астрахани. В 1755 году семья переехала в Петербург. Здесь молодой Хемницер был помещен к одному из учителей врачебного училища. Но врачом он не стал, а поступил солдатом в пехотный полк и прослужил 12 лет. После службы занялся литературной деятельностью. Он любил читать басни древнегреческого баснописца Эзопа, сам их переводил и сочинял свои в стихах. В 1779 году появился первый сборник басен Хемницера. Всего существует 28 изданий его басен.

Биография Л.Н. Толстого

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в родовом имении Толстых ‒ Ясной Поляне.

Родители умерли рано, и с 13 лет Лев жил у тети в Казани. Первое образование он получил дома, его учили грамоте, иностранным языкам. В 1844 стал учиться в Казанском университете, но не окончил его и по совету брата отправляется служить в армию. Во время службы он начал заниматься писательским творчеством. После военной службы он вернулся в Ясную поляну. Там он сам сеял на полях урожай, помогал крестьянам бороться с голодом, участвовал в строительстве школ для крестьянских детей. Писатель очень любил детей. Он собирал крестьянских ребятишек воле себя, читал им сказки, мастерил поделки из шишек и палочек, даже ходил с ними купаться на речку. Для детей он написал «Азбуку», а также создал такие известные сказки, как «Филиппок», «Лев и собачка», «Три медведя

Заполни таблицу.

Название басни, фамилия автора, заголовок

Форма записи текста (стихотворная, прозаическая)

Мораль басни

Стрекоза


Муравей

(муравьи)
















Пара:

Опубликовано


Комментарии (1)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 25.09.20 в 17:47 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за работу! Приглашаю в гости на мою страничку.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.