12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Панюта Василий Виктрович635
Россия, Алтайский край, р.п. Степное Озеро

План – конспект урока литературного чтения в 3классе.

Тема: Л. Н. Толстой «Акула»

Цель: познакомить учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Акула».

Задачи:

Образовательные – развивать технику чтения, учить составлять характеристику героя и находить опорные слова для пересказа.

Развивающие – развивать умение анализировать произведение, развивать произвольное внимание, мыслительные операции, речь, воображение.

Воспитательные – воспитывать интерес к чтению художественных произведений, воспитывать смелость, мужество, решительность, ответственность, прививать общечеловеческие ценности.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Оборудование:

Мультимедийный проектор.

Географическая карта мира

Компьютер.

Экран

Презентация, выполненная в программе «Power Point»

Выставка книг.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.

- Добрый день, ребята! К нам сегодня на урок заглянуло солнышко. Давайте улыбнёмся ему и с хорошим настроением отправимся в путешествие по увлекательной стране под названием «Литература». - Сегодня во время нашего путешествия мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, будем работать с текстом, слушать, рассуждать, запоминать.

 

2.

Проверка домашнего задания.

- Прежде, чем отправиться в путь, давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.

- Что было задано на дом?

( чтение по цепочке)

Выразительное чтение стихотворения М.Карим «Эту песню мама пела»

Оценивают сами учащиеся – с комментированием.

3.

Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, отгадайте загадки.

1.Вильнёт хвостом

Туда – сюда-

И нет её,

И нет следа (рыба)

2. У неё во рту пила,

Под водой она жила (щука)

- Что вы можете рассказать об этой рыбе?

- А какие ещё бывают рыбы?

- Ребята, а какую морскую хищную рыбу вы знаете?

-А, что вы знаете об акуле? (Слайд №11)

- Ребята, об этой удивительной рыбе дополнит ваше знание (Аза)

 

- Ребята, вы послушали сообщение Ваделовой Азы, оно носит научно – познавательный характер.

- Мы сегодня познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «Акула»

Речная, хищная.

Морские

Акула

Ответы детей.

Рассказ ученицы

Акула, страшная хищница морей. Это очень древняя рыба. Благодаря обтекаемой форме тела, при движении акулы испытывают очень маленькое сопротивление воды, поэтому они быстро плавают. Они часто распугивают и уничтожают рыбу пойманную рыбаками, рвут рыболовные снасти, иногда нападают на людей. В пасти акулы усажены несколько рядов острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуёй с острыми шипами. Акулы отличаются друг от друга внешним обликом и величиной. Но не все акулы хищники. Многие акулы питаются мелкой рыбкой, медузами. Акулы рождают живых детёнышей. У всех акул скелет не костный, а из хрящей. Такой же скелет был у рыб вымерших миллионы лет назад.

 

4.

Знакомство с писателем и его творчеством.

- Ребята, посмотрите на выставку книг (Слайд № 13). Все рассказы, помещённые в эти книги, написал Л.Н.Толстой.

- А какие произведения Л.Н.Толстого вы прочитали самостоятельно?

- О чём пишет Л.Н.Толстой? (Слайд №12)

Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910) . Родился 9сентября в имении Ясная Поляна Тульской губернии. Л.Н.Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал учебник для детей и сам учил их.

Дети называют и показывают книги прочитанные самостоятельно.

- Он пишет о природе, о животных, о детях, о людях.

5.

Физпауза

Игра «Морская фигура», под музыку.

Дети выполняют упражнения.

6.

Первичное чтение текста учителем.

- Ребята, приготовьте карандаш. Я буду читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова.

Дети слушают учителя и отмечают в тексте непонятные (незнакомые) слова.

7.

Словарная работа

- Вы отметили слова. Назовите их.

- Как вы понимаете значение этого слова?

- Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, научимся использовать их в речи. (Слайды №15,16,17 )

Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.

Якорь – металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.

Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.

Фитиль – горючий шнур для воспламенения заряда.

Дети называют слова.

2 – 3 ученика объясняют значение знакомых для них слов .

8.

Проверка первичного восприятия.

- О чём нам рассказал Л.Н.Толстой?

Кто главный герой?

Какое чувство вы переживали слушая рассказ?

- А, вам было страшно?

Когда стало особенно страшно?

О встрече в открытом море ребят с акулой.

 

Главный герой - старый артиллерист

Ответы детей.

9.

Вторичное чтение. Самостоятельная работа.

Прочитать текст самостоятельно, стараясь понять душевное состояние главного героя.

Самостоятельное чтение.

10.

Анализ произведения.

- Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?

- Куда приплыл корабль? (Слайд №20)

Как артиллерист отнёсся к забавам ребят?

Когда его охватил страх?

Найдите в тексте и прочитайте, как автор описывает это состояние?

Какие попытки спасения ребят, предприняли взрослые?

Что решился сделать старый артиллерист, увидев опасность?

Почему после выстрела он упал возле пушки и закрыл лицо руками?

- Ребята, мы прочитали рассказ, разобрали его, а сейчас давайте попробуем озаглавить каждую часть рассказа.

- Расположите название каждой части по порядку.

3.Встреча с акулой.

1.Корабль у берега Африки.

2.Весёлое купание в море.

5. Спасение ребят.

4. Артиллерист выстрелил в акулу.

Было очень жарко, капитан дал команду купаться.

К берегам Африки.

Он стоял на палубе и любовался на своего сына.

Когда он увидел акулу подплывающую к мальчикам.

Ребята зачитывают отрывок, описывающий состояние артиллериста.

Ответы детей.

Находят и обосновывают название каждой части рассказа.

 

 

- Найдите в тексте и прочитайте, где описан момент напряжённой тишины?

Ответы детей.

11.

Работа с иллюстрацией.

Рассмотрите рисунок к этому произведению. (Слайд№ 22)

-Что изображено на нём? Что произошло до этого момента, который изобразил художник?

- Выберите к этому рисунку подходящее название: (Слайд№ 23)

 

- А как бы вы назвали рисунок?

Дети рассматривают иллюстрацию в учебнике. Дают ответы на поставленные вопросы.

Выбирают подходящее название к иллюстрации.

Ответы детей.

12.

Рефлексия.

- Почему Л.Н.Толстой назвал свой рассказ «Акула»?

Можно ли дать ему другое название?

О чём задумались после чтения этого рассказа?

Ответы детей.

13.

Итог урока.

- Кто написал этот рассказ?

Кому из героев вы больше всего сопереживали?

 

Чему учит нас этот рассказ?

- Что тебе больше всего понравилось сегодня на уроке?

Оценивание работ учащихся.

Л.Н.Толстой.

Старому артиллеристу.

Прежде, чем совершить поступок нужно подумать.

Ответы детей.

14.

Домашнее задание

-Читать и пересказывать рассказ «Акула» с.29 – 31. (Слайд №25)

Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся эпизоду.

Запись домашнего задания в дневниках.

Опубликовано


Комментарии (1)

Надежда, 09.07.21 в 23:31 0Ответить Пожаловаться
Хорошо бы включить групповую работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.