План открытого урока по литературному чтению в 4 классе «В зимнюю стужу»

0
0
Материал опубликован 27 January 2017

 План открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Лексическая тема «Здравствуй, матушка – зима!» Материал для чтения «В зимнюю стужу»

Традиционная программа УМК «Школа России»

МБОУ СОШ с. Эрзин

Учитель русского языка и

литературного чтения

Ондар Г.О

Цели.

Обучающие:

1.Познакомить учащихся с рассказом Г. Скребицкого «В зимнюю стужу»

2.Развивать умение бегло читать, делить текст на части , находить главную мысль , подробно пересказывать прочитанное.

Развивающие:

1.Развивать речь, орфографическую зоркость, память.

2.Развивать учебно-организационные навыки (ставить перед собой цели,

разбивать их на задачи, намечать пути реализации, анализировать

свою деятельность.

3.Развивать мыслительные операции (анализ, группировка по признакам)

Воспитывающие:

1.Поддерживать интерес к русскому языку.

2.Воспитывать бережное отношение к русскому языку, опирающееся на грамотную речь.

3.Развивать умение работать в коллективе (в группах), согласуя свои действия и мнения.

Задачи:

Создать условия для «открытия» учащимися рассказа Г.Скребицкого «В зимнюю стужу»

Формировать универсальные учебные действия:


 

Ожидаемые результаты: Умение работать над текстом.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс Г.М.Селиверстова, Ф.Т.Манзанова. иллюстрации к рассказу «В зимнюю стужу».

Тип урока: ОНЗ.


 


 

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы:

чтение с остановками;

обращение к личному опыту учащихся;

прогнозирование по названию;

синквейн;

бортовой журнал;

использование «толстых» и «тонких» вопросов.


 

Источники информации:

-программа дисциплины;

-технологическая карта урока;

-литература для учителя;

-учебники;

-интернет-сайты


 

Ход урока.

1. Организация начала урока.

-Сейчас у нас урок литературного чтения. Проведём речевую разминку.

- Прочитайте , пожалуйста , стихотворения великих русских поэтов о зиме.

( домашняя работа)

Дети читают стихотворения о зиме.

2. Актуализация опорных знаний . Постановка целей урока.

- Назовите зимние месяцы ( декабрь , январь , февраль )

-Какое время года предшествует зиме ? Назовите его последний месяц. (осень, ноябрь).

- Какое время наступает после зимы? Назовите его первый месяц. ( весна , март)

- Какую одежду люди носят зимой, почему ? ( Шубы , пуховики, пальто , тёплые куртки , шапки , варежки, перчатки , комбинезоны. Люди носят одежду, которая может защитить от ветра , снега и холода )

-Какую обувь носят люди зимой и почему? ( утеплённые сапоги , валенки , унты ,утеплённые ботинки ) . Зимняя обувь защищает ноги человека от холода )

-Какие краски природе дарит зима ? ( белые, голубые, сиреневые,серебристые)

- За что декабрю в народе дали имена «студень» и «хмурень»? ( студень или студный - из-за зимней стужи и морозов . Хмурень – из-за хмурого неба

-Назовите зимние виды спорта ( хоккей , биатлон , лыжные гонки , фигурное катание, слалом , сноубординг, конькобежный спорт ).

3 . А теперь, отдохнём. Физминутка:

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг – скок, прыг – скок,

Завертелась как волчок

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки на плетень

Тири – тири , тень-тень-тень

4.Работа по теме урока . Сегодня будем читать рассказ Г. Скребицкого «В зимнюю стужу».

Работа над правильным произношением слов:[фс'о] всё замёрзло , [шыш]

шишками, [услышыш] услышишь, царапали лицо ,[п] карабкался,[вспархнула ], вспорхнула , трещали деревья [в'й'а].

Словарная работа :

Клёст- кээрген

Тусклый- неяркий , слабый , невыразительный , безжизненный.

Спускаться – куду бадар

Спуститься – куду дужер

Наклониться – согаяр , ийленир

Закоченевший – кожуй берген

Угрюмый лес – мунгаранчыг арга

Посмеиваться – каттыргылаар

Копошились – медленно шевелились

Распушившись – пушистый

Убедиться – поверить во что- нибудь

Карабкался – поднимался

Лютый холод – злой , беспощадный холод

5. Чтение рассказа в « Зимнюю стужу» учителем.

Г.М. Селиверстова , Ф. Т. Манзанова «Литературное чтение» , 4 класс (часть первая)

Стр 85 – 88.

Чтение с остановками:

1 этап – «Вызов»:

У : Оставим название рассказа как есть, или у кого – то по этому вопросу есть предложение ?

Д : Я бы назвал рассказ «В зимний холод» ,«Птенцы клестов» , « Гнездо на ели» …

2 этап - « Осмысление»:

Ученики читают текст по частям . После чтения фрагмента начинают рассказывать о прочитанном:

Зимнее солнце …

Спит лес…

Лесная поляна …

Не слышно пения птиц …

Целая стайка птиц пронеслась над поляной …

Клесты облепили вершины елей …

Один подлетел к старой ели и скрылся …

Вспомнил одну замечательную особенность из жизни клестов …

Голые птенцы…

Каким стал угрюмый лес …

Сценка «Чиж и клест»

- Ты клест чего визжишь? Обидели тебя, что ли ?

- Да нет , чижик , это я радуюсь !

- Нашёл время радоваться.

- Как раз самое время , как раз ! У меня в гнезде птенчики вывелись ,- до чего милы , до чего хороши :

- В такой – то мороз ? Да они живыми не останутся !

- Ещё как будут жить – поживать ! Я им еловых семечек таскаю , а мать – клестиха греет их вроде печечки . И тепло им , и сытно , и от моей песенки весело !

- Почему же радовался клест ?

- Почему у клеста птенцы выводятся зимой ?

Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны . У этих растений семена созревают к зиме . Значит , и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Кругом снег и лютый мороз , а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна , потому что они всегда сыты.

11.Зачем он полез на сосну ? …

12. Почему автор замер от изумления ?...

13 . Что он сделал , чтобы не тревожить эту удивительную семью ?...

6. 3 этап . Стадия рефлексии.

 

    • Синквейн


 

Учитель: Заканчивая разговор о зимнем лесе , о жизни клестов в зимнем лесу я предлагаю вам написать об этом синквейн. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

Дети: Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырех слов).

Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).

Пример синквейна:

Лес

Зимний , заснеженный

Изучает, открывает, сообщает.

Лес – это жилище клестов.

Дом.


 

На сегодняшнем уроке я узнал…

Сегодня я сумел (а) …

 7. Подведение итогов урока:

  1. Что вам понравилось на уроке?

    С какими трудностями вы столкнулись?

Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

Выставление оценок.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.