План открытого урока по литературному чтению в 4 классе «В зимнюю стужу»
План открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Лексическая тема «Здравствуй, матушка – зима!» Материал для чтения «В зимнюю стужу»
Традиционная программа УМК «Школа России»
МБОУ СОШ с. Эрзин
Учитель русского языка и
литературного чтения
Ондар Г.О
Цели.
Обучающие:
1.Познакомить учащихся с рассказом Г. Скребицкого «В зимнюю стужу»
2.Развивать умение бегло читать, делить текст на части , находить главную мысль , подробно пересказывать прочитанное.
Развивающие:
1.Развивать речь, орфографическую зоркость, память.
2.Развивать учебно-организационные навыки (ставить перед собой цели,
разбивать их на задачи, намечать пути реализации, анализировать
свою деятельность.
3.Развивать мыслительные операции (анализ, группировка по признакам)
Воспитывающие:
1.Поддерживать интерес к русскому языку.
2.Воспитывать бережное отношение к русскому языку, опирающееся на грамотную речь.
3.Развивать умение работать в коллективе (в группах), согласуя свои действия и мнения.
Задачи:
Создать условия для «открытия» учащимися рассказа Г.Скребицкого «В зимнюю стужу»
Формировать универсальные учебные действия:
Ожидаемые результаты: Умение работать над текстом.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс Г.М.Селиверстова, Ф.Т.Манзанова. иллюстрации к рассказу «В зимнюю стужу».
Тип урока: ОНЗ.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы:
чтение с остановками;
обращение к личному опыту учащихся;
прогнозирование по названию;
синквейн;
бортовой журнал;
использование «толстых» и «тонких» вопросов.
Источники информации:
-программа дисциплины;
-технологическая карта урока;
-литература для учителя;
-учебники;
-интернет-сайты
Ход урока.
1. Организация начала урока.
-Сейчас у нас урок литературного чтения. Проведём речевую разминку.
- Прочитайте , пожалуйста , стихотворения великих русских поэтов о зиме.
( домашняя работа)
Дети читают стихотворения о зиме.
2. Актуализация опорных знаний . Постановка целей урока.
- Назовите зимние месяцы ( декабрь , январь , февраль )
-Какое время года предшествует зиме ? Назовите его последний месяц. (осень, ноябрь).
- Какое время наступает после зимы? Назовите его первый месяц. ( весна , март)
- Какую одежду люди носят зимой, почему ? ( Шубы , пуховики, пальто , тёплые куртки , шапки , варежки, перчатки , комбинезоны. Люди носят одежду, которая может защитить от ветра , снега и холода )
-Какую обувь носят люди зимой и почему? ( утеплённые сапоги , валенки , унты ,утеплённые ботинки ) . Зимняя обувь защищает ноги человека от холода )
-Какие краски природе дарит зима ? ( белые, голубые, сиреневые,серебристые)
- За что декабрю в народе дали имена «студень» и «хмурень»? ( студень или студный - из-за зимней стужи и морозов . Хмурень – из-за хмурого неба
-Назовите зимние виды спорта ( хоккей , биатлон , лыжные гонки , фигурное катание, слалом , сноубординг, конькобежный спорт ).
3 . А теперь, отдохнём. Физминутка:
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг – скок, прыг – скок,
Завертелась как волчок
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень
Тири – тири , тень-тень-тень
4.Работа по теме урока . Сегодня будем читать рассказ Г. Скребицкого «В зимнюю стужу».
Работа над правильным произношением слов:[фс'о] всё замёрзло , [шыш]
шишками, [услышыш] услышишь, царапали лицо ,[п] карабкался,[вспархнула ], вспорхнула , трещали деревья [в'й'а].
Словарная работа :
Клёст- кээрген
Тусклый- неяркий , слабый , невыразительный , безжизненный.
Спускаться – куду бадар
Спуститься – куду дужер
Наклониться – согаяр , ийленир
Закоченевший – кожуй берген
Угрюмый лес – мунгаранчыг арга
Посмеиваться – каттыргылаар
Копошились – медленно шевелились
Распушившись – пушистый
Убедиться – поверить во что- нибудь
Карабкался – поднимался
Лютый холод – злой , беспощадный холод
5. Чтение рассказа в « Зимнюю стужу» учителем.
Г.М. Селиверстова , Ф. Т. Манзанова «Литературное чтение» , 4 класс (часть первая)
Стр 85 – 88.
Чтение с остановками:
1 этап – «Вызов»:
У : Оставим название рассказа как есть, или у кого – то по этому вопросу есть предложение ?
Д : Я бы назвал рассказ «В зимний холод» ,«Птенцы клестов» , « Гнездо на ели» …
2 этап - « Осмысление»:
Ученики читают текст по частям . После чтения фрагмента начинают рассказывать о прочитанном:
Зимнее солнце …
Спит лес…
Лесная поляна …
Не слышно пения птиц …
Целая стайка птиц пронеслась над поляной …
Клесты облепили вершины елей …
Один подлетел к старой ели и скрылся …
Вспомнил одну замечательную особенность из жизни клестов …
Голые птенцы…
Каким стал угрюмый лес …
Сценка «Чиж и клест»
- Ты клест чего визжишь? Обидели тебя, что ли ?
- Да нет , чижик , это я радуюсь !
- Нашёл время радоваться.
- Как раз самое время , как раз ! У меня в гнезде птенчики вывелись ,- до чего милы , до чего хороши :
- В такой – то мороз ? Да они живыми не останутся !
- Ещё как будут жить – поживать ! Я им еловых семечек таскаю , а мать – клестиха греет их вроде печечки . И тепло им , и сытно , и от моей песенки весело !
- Почему же радовался клест ?
- Почему у клеста птенцы выводятся зимой ?
Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны . У этих растений семена созревают к зиме . Значит , и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Кругом снег и лютый мороз , а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна , потому что они всегда сыты.
11.Зачем он полез на сосну ? …
12. Почему автор замер от изумления ?...
13 . Что он сделал , чтобы не тревожить эту удивительную семью ?...
6. 3 этап . Стадия рефлексии.
-
-
Синквейн
-
Учитель: Заканчивая разговор о зимнем лесе , о жизни клестов в зимнем лесу я предлагаю вам написать об этом синквейн. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.
Дети: Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.
Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).
Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырех слов).
Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).
Пример синквейна:
Лес
Зимний , заснеженный
Изучает, открывает, сообщает.
Лес – это жилище клестов.
Дом.
На сегодняшнем уроке я узнал…
Сегодня я сумел (а) …
7. Подведение итогов урока:
-
Что вам понравилось на уроке?
С какими трудностями вы столкнулись?
Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
Выставление оценок.