План-конспект открытого урока по декоративной композиции в 4 классе посвященный году литературы и искусства
План - конспект открытого урока по декоративной композиции в 4 классе посвященный году литературы и искусства
преподаватель: Сиразиева С.Ф.
Тема: «Декоративная композиция «О любви и о луне».
Цель :
-Развивать творческие способности учащихся в композиции.
Задачи:
образовательные:
-Создание декоративной композиции на пастельной бумаге гуашью, оставляя фон бумаги при создании цветового настроя композиции.
-в завершающем этапе использовать необычное декорирование стикерами
-для ассоциаций в композиции применятьстихи поэтов
-для создания образа применить стилизованные природные формы( дерева, цветы)
воспитательные:
воспитывать чувство видения гармонии в изобразительном искусстве;
воспитывать эстетическое восприятия мира;
формирование уважения к литературе и поэзии;
развивающие: развитие познавательных интересов и положительных мотивов к творческой деятельности.
Материалы (для учителя):
-Наглядные пособия по цветоведению;
-стилизованные изображения деревьев
- цветные репродукции работ художников
-наглядное пособие « Законы композиции»
- репродукции работ современных художников
-наглядные пособия « Этюды в пейзажной живописи»
-презентация « Декоративный пейзаж»
-диск с музыкой.
Декоративные стикеры
Материалы (для учащихся):
-пастельная бумага) ф. А-3;
- гуашь, кисти «колонок» N-3-6
- использование декоративных наклеек (контурных стикеров)
План занятия 10 уроков по 40 мин.
1 урок.
1.Организация работы-5 мин;
2.Объяснение нового материала- 20 мин;
3.«Эмоциональный настрой: разговор на тему « о любви и о луне »;
обсуждение темы с учениками-15 мин;
2 урок.
4. Просмотр работ художников на аналогичную тему- 5минут;
5. просмотр презентации «Декоративная композиция»-5минут;
6. Объяснение последовательности выполнения композиции-5 минут;
7.Просмотр наглядных пособий « стилизация деревьев»-5 минут;
8.Самостоятельная работа учащихся. Эскизы 20 минут;
3 урок
-объяснение педагогам задач по цветоведению-10 минут;
Применение ограниченной палитры.
Работа цветовым кругом. Самостоятельная работа по 30 минут;
С 4 по 9 урок. Самостоятельная работа. 240 минут;
10 урок.
6. Самостоятельная работа учащихся-30 минут;
7. Завершение занятия: Применение контурных стикеров при завершении композиций. Оформление работ ,анализ творческих работ учащихся.
домашнее задание-10 минут;
Ход занятия.
1. урок.
1.Организационный момент: представление гостей на уроке, проверка готовности учащихся к уроку.
2.Объяснение нового материала.
Ребята! Творческая деятельность всегда связана с проявлением чувств. Художник, выражая свои чувства в той или иной форме (изобразительной или не изобразительной), оказывает определенное воздействие на зрителей. Мы с вами сегодня используем два варианта творческой деятельности для новой темы декоративная композиция на тему « о любви и о луне». Для развития воображения мы используем стихи поэтов классиков. (Спрашиваю ребят о выборе поэтов и их стихотворениях они рассказывают или читают стихи) Но наша композиция содержит несколько задач которое вы должны учитывать: 1. Для размещения главного в композиции мы используем прямоугольную или круглую форму в центре листа
( метод панно). 2. Образы находим, используя природную форму стилизованных деревьев или цветов 3. Используем ограниченную палитру используя цветовой круг (монохромию, цветов малого интервала или контраст в зависимости от содержания стиха).Ребята мы знаем, что дерево - природный «герой» пейзажа, каждое дерево личность. Нет в природе двух совершенно одинаковых деревьев как и людей. Для выражения эмоций в композиции мы пользуемся линией:
- горизонтальная линия - чувство покоя;
- вертикальная – стремление вверх, целеустремленность;
- наклонная – неустойчивое положение, печаль;
- зигзагообразная – неуравновешенность, агрессия, трагизм;
- волнистая – струящаяся линия, мягкость, лиризм.
Линиям свойственно выражение образа, в них заложено движение.
Разные по характеру линии обогащают образ. Посмотрите наглядное пособие « стилизация деревьев»
Символика формы кроны - эмоциональное восприятие формы пятна «кроны дерева»:
-прямоугольник - законченная, устойчивая, «тяжелая» форма.Ему чуждо движение, тем более полет;
- треугольник – активная, развивающаяся форма, устойчива;
- круг – идея природы Земли, мироздания, ассоциируется с понятиями «добро», «гармония», «самодостаточность»;
- амеба – текучая, неустойчивая форма, «меланхолия», «романтичность».
Поговорим о цветовом настрое композиции:
Три стандартных качества цвета — тон (собственно цвет), насыщенность и светлота — тесно связаны с не первичной, но для композиции очень важной характеристикой — яркостью. Именно яркость зрительно выделяет предмет, играет роль контраста. (Смотрим плакаты по цветоведению)
Когда композиция строится в основном цветом, целостность достигается сближением пятен по светлоте, тогда различие в тонах и насыщенности может оставаться значительным. Если гармоничность композиции строится в монохромии или близких тонах, то различие в светлоте тоже желательно уменьшить. Эта ситуация весьма сходна с такими средствами композиции, как контраст или нюанс. Часто свойство цвета используется для создания иллюзии приближения или отдаления предмета: насыщенные теплые тона как бы приближают, а холодные, малонасыщенные тона отдаляют. Таким образом, только с помощью цвета можно передавать пространство. Цвет как средство композиции присутствует буквально в каждом изображении независимо от его композиционных задач и форм. Вездесущность цвета дает ему право считаться универсальным и необходимым (то есть цвет нельзя обойти) средством композиции еще можно сказать, чтохолодные, отступающие в глубину оттенки синего, сине-зеленого, фиолетового цвета перестраивают пространство в сторону открытости, в противовес теплым оранжево-красным цветам, стремящимся к сжатию и замкнутости пространства. Холодные цвета пассивны и статичны, они легко ассоциируются с гладью водных пространств, необозримой глубиной, в которой все растворяется и исчезает. При переключении нашего внимания с теплых цветов на холодные, происходит плавное перетекание ощущения физического пространства в иллюзорное, в котором формы приобретают ассоциативный оттенок и эмоциональную окраску. Ребята перед началом самостоятельной работы мы должныкакие эмоции содержит стих как их обычно выражают:страх; печаль;радость;нежность.
Страх. Это чувство можно выразить мятущимися, динамичными, темными мазками, а можно показать зловеще-темной поверхностью со вспышками темно-красного цвета. Цвета могут быть в диссонансе друг с другом.
Печаль. Изобразительным аналогом этого чувства видится сдержанная по цвету и несколько статичная композиция. Нейтральные серые тона с тенденцией к холодной гамме, нечеткие границы цветовых пятен, нет резких контрастов.
Можно ли для выражения печали пользоваться описательной, фигуральной композицией, к примеру, изобразить грустную девушку у окна, за которым идет унылый дождь? Конечно, можно, но ассоциативная композиция по своей глубинной сути не иллюстративна, а эстетически формальна, то есть не требует литературы, рассказа. Ассоциативная композиция является уже произведением искусства, но в реалистическом искусстве ассоциация – это общий замысел, основная идея, требующая дальнейшей разработки, наполнения конкретными образами.
Радость. Разливы теплых, ярких, чистых тонов, многоцветная светлая гармония. Композиция открытая, динамичная, свободная.
Нежность. Нечто голубовато-розовое, неяркое, спокойное. Поверхность нефактурная, гладкая, без резких контрастов и темных тонов.
Здесь уместно отметить, что перечисленные композиционные замыслы необязательно должны быть.
Включение учащихся в обсуждение темы:
Приемы для создания художественного образа:
Стилизация – выявление наиболее характерных черт и отбрасывание ненужного.
Трансформация – изменение формы предмета - округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей для создания остроты образа.
Для восприятия формы необходим контраст: темная форма будет отлично читаться на светлом фоне. Светлая – на темном, причем светлый силуэт создает более запоминающийся образ.
Как можно стилизовать форму?
1.Превращение объемной формы в плоскостную, упрощение конструкции.
2.Обобщение формы в ее границах.
3.Обобщение и усложнение формы, добавление деталей, отсутствующих в натуре.
Упростить форму – значит подчеркнуть выразительные стороны, опустив второстепенные, и даже усилив определенные пластические качества.
Рассматриваем пособия, в которых форма деревьев представлена плоскостной, обобщена в ее границах.
На стадии упрощения виден характер дерева, читается его образ
. Можно вспомнить множество сказок, рассказов, в которых деревья – умеют не только говорить, но и ходить. Вопрос: какие вы знаете литературные произведения о деревьях? Подсказка - у Л.Н.Толстого есть замечательный рассказ – «Как ходят деревья», в русских сказках яблоньки умеют разговаривать, укрывают своими ветками героев , спасают их.
Самостоятельная практическая работа учащихся.
Преподаватель следит за ходом работы, консультирует, напоминает важные моменты для реализации идеи, активизирует мышление учащихся .
10 урок. Самостоятельная работа. Выбор форм контурных стикеров для декорирования композиции. Преподаватель следит за ходом работы, консультирует, напоминает важные моменты для реализации идеи, активизирует мышление учащихся .
Заключительная часть урока 15 минут:
Ребята композиции выставляют на планшетах в один ряд, выходят по одному рассказывают стих и делятся своими ощущениями которые применили в создании своей композиции анализируют результаты , насколько о автору удалось создать выразительную композицию. Дети высказывают свое мнение.
Подведение итогов.
- итог: соответственно, те мастерицы, которые заработали высший балл получат за урок пятерки. На мой взгляд, вы справились с работой.
Я благодарю наш 4 «б» за активное участие и поддержку.
Я так же благодарю наших гостей за внимание.
Несомненно, эта тема еще не раз нами будет рассматриваться, некоторые из вас такие темы возьмут на дипломные работы. Эта тема научила нас вглядываться в природные формы со стилизацией и трансформаций, ознакомила нас любовной лирикой и прекрасными поэтами и с творчеством художников, заставила задуматься о своем месте в этом мире,.
Домашнее задание: Рисовать эскизы к новой композиции на военную тематику и читать хорошую литературу.
Литература.
1. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. Ростов на Дону.: Феникс, 2008.
2. Голубева О.Л. Основы композиции. М.: Искусство, 2004.
3. Чернышев О.В. Формальная композиция. Минск.: Харвест, 1999.
4. Цветные репродукции картин художников.
5. Музыка.
Работы учеников с урока на тему:
Декоративная композиция «о любви и о луне».
Фотографии с открытого урока
Садварий Жанна Владиславовна
Кипурова Наталья Петровна
Ватолина Светлана Анатольевна
Кадырова Ольга Игоревна
Сагида
Язенина Ольга Анатольевна
Сагида