План-конспект открытого урока по декоративной композиции в 4 классе посвященный году литературы и искусства

11
7
Материал опубликован 13 May 2019 в группе

План - конспект открытого урока по декоративной композиции в 4 классе посвященный году литературы и искусства

преподаватель:  Сиразиева С.Ф.

 Тема: «Декоративная композиция «О любви и о луне».

Цель :

-Развивать творческие способности учащихся в композиции.

Задачи:

образовательные:

-Создание декоративной композиции на пастельной бумаге гуашью, оставляя фон бумаги при создании цветового настроя композиции.

-в завершающем этапе использовать необычное декорирование стикерами

-для ассоциаций в композиции применятьстихи поэтов

-для создания образа применить стилизованные природные формы( дерева, цветы)

воспитательные:

воспитывать чувство видения гармонии в изобразительном искусстве;

воспитывать эстетическое восприятия мира;

формирование уважения к литературе и поэзии;

развивающие: развитие познавательных интересов и положительных мотивов к творческой деятельности.

Материалы (для учителя): 

-Наглядные пособия по цветоведению;

-стилизованные изображения деревьев

- цветные репродукции работ художников

-наглядное пособие « Законы композиции»

- репродукции работ современных художников

-наглядные пособия « Этюды в пейзажной живописи»

-презентация « Декоративный пейзаж»

-диск с музыкой.

Декоративные стикеры

Материалы (для учащихся):

-пастельная бумага) ф. А-3;

- гуашь, кисти «колонок» N-3-6

- использование декоративных наклеек (контурных стикеров) 

План занятия 10 уроков по 40 мин.

1 урок.

1.Организация работы-5 мин;

2.Объяснение нового материала- 20 мин;

3.«Эмоциональный настрой: разговор на тему « о любви и о луне »;

обсуждение темы с учениками-15 мин;

2 урок.

4. Просмотр работ художников на аналогичную тему- 5минут;

5. просмотр презентации «Декоративная композиция»-5минут;

6. Объяснение последовательности выполнения композиции-5 минут;

7.Просмотр наглядных пособий « стилизация деревьев»-5 минут;

8.Самостоятельная работа учащихся. Эскизы 20 минут;

3 урок

-объяснение педагогам задач по цветоведению-10 минут;

Применение ограниченной палитры.

Работа цветовым кругом. Самостоятельная работа по 30 минут;

С 4 по 9 урок. Самостоятельная работа. 240 минут;

10 урок.

6. Самостоятельная работа учащихся-30 минут;

7. Завершение занятия: Применение контурных стикеров при завершении композиций. Оформление работ ,анализ творческих работ учащихся.

домашнее задание-10 минут;

Ход занятия.

1. урок.

1.Организационный момент: представление гостей на уроке, проверка готовности учащихся к уроку.

2.Объяснение нового материала.

Ребята! Творческая деятельность всегда связана с проявлением чувств. Художник, выражая свои чувства в той или иной форме (изобразительной или не изобразительной), оказывает определенное воздействие на зрителей. Мы с вами сегодня используем два варианта творческой деятельности для новой темы декоративная композиция на тему « о любви и о луне». Для развития воображения мы используем стихи поэтов классиков. (Спрашиваю ребят о выборе поэтов и их стихотворениях они рассказывают или читают стихи) Но наша композиция содержит несколько задач которое вы должны учитывать: 1. Для размещения главного в композиции мы используем прямоугольную или круглую форму в центре листа

( метод панно). 2. Образы находим, используя природную форму стилизованных деревьев или цветов 3. Используем ограниченную палитру используя цветовой круг (монохромию, цветов малого интервала или контраст в зависимости от содержания стиха).Ребята мы знаем, что дерево - природный «герой» пейзажа, каждое дерево личность. Нет в природе двух совершенно одинаковых деревьев как и людей. Для выражения эмоций в композиции мы пользуемся линией:

- горизонтальная  линия - чувство покоя;

- вертикальная – стремление вверх, целеустремленность;

- наклонная – неустойчивое положение, печаль;

- зигзагообразная – неуравновешенность, агрессия, трагизм;

- волнистая – струящаяся линия, мягкость, лиризм.

Линиям свойственно выражение образа, в них заложено движение.

Разные по характеру линии обогащают образ. Посмотрите наглядное пособие « стилизация деревьев»

Символика формы кроны -  эмоциональное восприятие формы пятна «кроны дерева»:

-прямоугольник - законченная, устойчивая, «тяжелая» форма.Ему чуждо движение, тем более полет;

- треугольник – активная, развивающаяся форма, устойчива;

- круг – идея природы Земли, мироздания, ассоциируется с понятиями «добро», «гармония», «самодостаточность»;

- амеба – текучая, неустойчивая форма, «меланхолия», «романтичность».

Поговорим о цветовом настрое композиции:

Три стандартных качества цвета — тон (собственно цвет), насыщенность и светлота — тесно связаны с не первичной, но для композиции очень важной характеристикой — яркостью. Именно яркость зрительно выделяет предмет, играет роль контраста. (Смотрим плакаты по цветоведению)
Когда композиция строится в основном цветом, целостность достигается сближением пятен по светлоте, тогда различие в тонах и насыщенности может оставаться значительным. Если гармоничность композиции строится в монохромии или близких тонах, то различие в светлоте тоже желательно уменьшить. Эта ситуация весьма сходна с такими средствами композиции, как контраст или нюанс. Часто свойство цвета используется для создания иллюзии приближения или отдаления предмета: насыщенные теплые тона как бы приближают, а холодные, малонасыщенные тона отдаляют. Таким образом, только с помощью цвета можно передавать пространство. Цвет как средство композиции присутствует буквально в каждом изображении независимо от его композиционных задач и форм. Вездесущность цвета дает ему право считаться универсальным и необходимым (то есть цвет нельзя обойти) средством композиции еще можно сказать, чтохолодные, отступающие в глубину оттенки синего, сине-зеленого, фиолетового цвета перестраивают пространство в сторону открытости, в противовес теплым оранжево-красным цветам, стремящимся к сжатию и замкнутости пространства. Холодные цвета пассивны и статичны, они легко ассоциируются с гладью водных пространств, необозримой глубиной, в которой все растворяется и исчезает. При переключении нашего внимания с теплых цветов на холодные, происходит плавное перетекание ощущения физического пространства в иллюзорное, в котором формы приобретают ассоциативный оттенок и эмоциональную окраску. Ребята перед началом самостоятельной работы мы должныкакие эмоции содержит стих как их обычно выражают:страх; печаль;радость;нежность.

Страх. Это чувство можно выразить мятущимися, динамичными, темными мазками, а можно показать зловеще-темной поверхностью со вспышками темно-красного цвета. Цвета могут быть в диссонансе друг с другом.

Печаль. Изобразительным аналогом этого чувства видится сдержанная по цвету и несколько статичная композиция. Нейтральные серые тона с тенденцией к холодной гамме, нечеткие границы цветовых пятен, нет резких контрастов.

Можно ли для выражения печали пользоваться описательной, фигуральной композицией, к примеру, изобразить грустную девушку у окна, за которым идет унылый дождь? Конечно, можно, но ассоциативная композиция по своей глубинной сути не иллюстративна, а эстетически формальна, то есть не требует литературы, рассказа. Ассоциативная композиция является уже произведением искусства, но в реалистическом искусстве ассоциация – это общий замысел, основная идея, требующая дальнейшей разработки, наполнения конкретными образами.

Радость. Разливы теплых, ярких, чистых тонов, многоцветная светлая гармония. Композиция открытая, динамичная, свободная.

Нежность. Нечто голубовато-розовое, неяркое, спокойное. Поверхность нефактурная, гладкая, без резких контрастов и темных тонов.

Здесь уместно отметить, что перечисленные композиционные замыслы необязательно должны быть.

Включение учащихся в обсуждение темы:

Приемы для создания художественного образа:

Стилизация – выявление наиболее характерных черт и отбрасывание ненужного.

Трансформация – изменение формы предмета - округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей для создания остроты образа.

Для восприятия формы необходим контраст: темная форма будет отлично читаться на светлом фоне. Светлая – на темном, причем светлый силуэт создает более запоминающийся образ.

Как можно стилизовать форму?

1.Превращение объемной формы в плоскостную, упрощение конструкции.

2.Обобщение формы в ее границах.

3.Обобщение и усложнение формы, добавление деталей, отсутствующих в натуре.

Упростить форму – значит подчеркнуть выразительные стороны, опустив второстепенные, и даже усилив определенные пластические качества.

Рассматриваем пособия, в которых форма деревьев представлена плоскостной, обобщена в ее границах.

На стадии упрощения виден характер дерева, читается его образ

. Можно вспомнить множество сказок, рассказов, в которых деревья – умеют не только говорить, но и ходить. Вопрос: какие вы знаете литературные произведения о деревьях? Подсказка - у Л.Н.Толстого есть замечательный рассказ – «Как ходят деревья», в русских сказках яблоньки умеют разговаривать, укрывают своими ветками героев , спасают их. 

2 урок-9 урок.

Самостоятельная практическая  работа учащихся.

Преподаватель следит за ходом работы, консультирует, напоминает важные моменты для реализации идеи, активизирует мышление учащихся .

10 урок. Самостоятельная работа. Выбор форм контурных стикеров для декорирования композиции. Преподаватель следит за ходом работы, консультирует, напоминает важные моменты для реализации идеи, активизирует мышление учащихся .

Заключительная часть урока 15 минут:

Ребята композиции выставляют на планшетах в один ряд, выходят по одному рассказывают стих и делятся своими ощущениями которые применили в создании своей композиции анализируют результаты , насколько о автору удалось создать выразительную композицию. Дети высказывают свое мнение.

Подведение итогов.
- итог: соответственно, те мастерицы, которые заработали высший балл получат за урок пятерки. На мой взгляд, вы справились с работой.
Я благодарю наш 4 «б» за активное участие и поддержку.
Я так же благодарю наших гостей за внимание.

Несомненно, эта тема еще не раз нами будет рассматриваться, некоторые из вас такие темы возьмут на дипломные работы. Эта тема научила нас вглядываться в природные формы со стилизацией и трансформаций, ознакомила нас любовной лирикой и прекрасными поэтами и с творчеством художников, заставила задуматься о своем месте в этом мире,.

Домашнее задание: Рисовать эскизы к новой композиции на военную тематику и читать хорошую литературу.

  
  
  

Литература.

1. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. Ростов на Дону.: Феникс, 2008.

2. Голубева О.Л. Основы композиции. М.: Искусство, 2004.

3. Чернышев О.В. Формальная композиция. Минск.: Харвест, 1999.

4.  Цветные репродукции картин художников.

5. Музыка.

 

                                         Работы учеников с урока на тему:

Декоративная композиция «о любви и о луне».


 

 

 

                                                   Фотографии с открытого урока

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Декоративные композиции замечательные.

14 May 2019

Красивые композиции!!! Молодцы ребята!!!

17 May 2019

Очень понравились все декоративные работы, композиции завораживают!!! Ребята молодцы!!! Спасибо Вам за педагогический труд!!!

17 May 2019

Такие чудесные композиции!!! столько фантазии и старания!!!!

2 July 2019

спасибо всем за хорошие отзывы!

2 July 2019

Сагида, поздравляю Вас с заслуженной наградой - победой в номинации "1 место по популярности уроков за месяц!!! Удачи и в дальнейшем!

3 July 2019

спасибо большое за поддержку!!!

4 July 2019

Похожие публикации