12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сагида1076
Россия, Татарстан респ.
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»
11

План-конспект открытого урока по декоративной композиции в 4 классе посвященный году литературы и искусства

План - конспект открытого урока по декоративной композиции в 4 классе посвященный году литературы и искусства

преподаватель:  Сиразиева С.Ф.

 Тема: «Декоративная композиция «О любви и о луне».

Цель :

-Развивать творческие способности учащихся в композиции.

Задачи:

образовательные:

-Создание декоративной композиции на пастельной бумаге гуашью, оставляя фон бумаги при создании цветового настроя композиции.

-в завершающем этапе использовать необычное декорирование стикерами

-для ассоциаций в композиции применятьстихи поэтов

-для создания образа применить стилизованные природные формы( дерева, цветы)

воспитательные:

воспитывать чувство видения гармонии в изобразительном искусстве;

воспитывать эстетическое восприятия мира;

формирование уважения к литературе и поэзии;

развивающие: развитие познавательных интересов и положительных мотивов к творческой деятельности.

Материалы (для учителя): 

-Наглядные пособия по цветоведению;

-стилизованные изображения деревьев

- цветные репродукции работ художников

-наглядное пособие « Законы композиции»

- репродукции работ современных художников

-наглядные пособия « Этюды в пейзажной живописи»

-презентация « Декоративный пейзаж»

-диск с музыкой.

Декоративные стикеры

Материалы (для учащихся):

-пастельная бумага) ф. А-3;

- гуашь, кисти «колонок» N-3-6

- использование декоративных наклеек (контурных стикеров) 

План занятия 10 уроков по 40 мин.

1 урок.

1.Организация работы-5 мин;

2.Объяснение нового материала- 20 мин;

3.«Эмоциональный настрой: разговор на тему « о любви и о луне »;

обсуждение темы с учениками-15 мин;

2 урок.

4. Просмотр работ художников на аналогичную тему- 5минут;

5. просмотр презентации «Декоративная композиция»-5минут;

6. Объяснение последовательности выполнения композиции-5 минут;

7.Просмотр наглядных пособий « стилизация деревьев»-5 минут;

8.Самостоятельная работа учащихся. Эскизы 20 минут;

3 урок

-объяснение педагогам задач по цветоведению-10 минут;

Применение ограниченной палитры.

Работа цветовым кругом. Самостоятельная работа по 30 минут;

С 4 по 9 урок. Самостоятельная работа. 240 минут;

10 урок.

6. Самостоятельная работа учащихся-30 минут;

7. Завершение занятия: Применение контурных стикеров при завершении композиций. Оформление работ ,анализ творческих работ учащихся.

домашнее задание-10 минут;

Ход занятия.

1. урок.

1.Организационный момент: представление гостей на уроке, проверка готовности учащихся к уроку.

2.Объяснение нового материала.

Ребята! Творческая деятельность всегда связана с проявлением чувств. Художник, выражая свои чувства в той или иной форме (изобразительной или не изобразительной), оказывает определенное воздействие на зрителей. Мы с вами сегодня используем два варианта творческой деятельности для новой темы декоративная композиция на тему « о любви и о луне». Для развития воображения мы используем стихи поэтов классиков. (Спрашиваю ребят о выборе поэтов и их стихотворениях они рассказывают или читают стихи) Но наша композиция содержит несколько задач которое вы должны учитывать: 1. Для размещения главного в композиции мы используем прямоугольную или круглую форму в центре листа

( метод панно). 2. Образы находим, используя природную форму стилизованных деревьев или цветов 3. Используем ограниченную палитру используя цветовой круг (монохромию, цветов малого интервала или контраст в зависимости от содержания стиха).Ребята мы знаем, что дерево - природный «герой» пейзажа, каждое дерево личность. Нет в природе двух совершенно одинаковых деревьев как и людей. Для выражения эмоций в композиции мы пользуемся линией:

- горизонтальная  линия - чувство покоя;

- вертикальная – стремление вверх, целеустремленность;

- наклонная – неустойчивое положение, печаль;

- зигзагообразная – неуравновешенность, агрессия, трагизм;

- волнистая – струящаяся линия, мягкость, лиризм.

Линиям свойственно выражение образа, в них заложено движение.

Разные по характеру линии обогащают образ. Посмотрите наглядное пособие « стилизация деревьев»

Символика формы кроны -  эмоциональное восприятие формы пятна «кроны дерева»:

-прямоугольник - законченная, устойчивая, «тяжелая» форма.Ему чуждо движение, тем более полет;

- треугольник – активная, развивающаяся форма, устойчива;

- круг – идея природы Земли, мироздания, ассоциируется с понятиями «добро», «гармония», «самодостаточность»;

- амеба – текучая, неустойчивая форма, «меланхолия», «романтичность».

Поговорим о цветовом настрое композиции:

Три стандартных качества цвета — тон (собственно цвет), насыщенность и светлота — тесно связаны с не первичной, но для композиции очень важной характеристикой — яркостью. Именно яркость зрительно выделяет предмет, играет роль контраста. (Смотрим плакаты по цветоведению)
Когда композиция строится в основном цветом, целостность достигается сближением пятен по светлоте, тогда различие в тонах и насыщенности может оставаться значительным. Если гармоничность композиции строится в монохромии или близких тонах, то различие в светлоте тоже желательно уменьшить. Эта ситуация весьма сходна с такими средствами композиции, как контраст или нюанс. Часто свойство цвета используется для создания иллюзии приближения или отдаления предмета: насыщенные теплые тона как бы приближают, а холодные, малонасыщенные тона отдаляют. Таким образом, только с помощью цвета можно передавать пространство. Цвет как средство композиции присутствует буквально в каждом изображении независимо от его композиционных задач и форм. Вездесущность цвета дает ему право считаться универсальным и необходимым (то есть цвет нельзя обойти) средством композиции еще можно сказать, чтохолодные, отступающие в глубину оттенки синего, сине-зеленого, фиолетового цвета перестраивают пространство в сторону открытости, в противовес теплым оранжево-красным цветам, стремящимся к сжатию и замкнутости пространства. Холодные цвета пассивны и статичны, они легко ассоциируются с гладью водных пространств, необозримой глубиной, в которой все растворяется и исчезает. При переключении нашего внимания с теплых цветов на холодные, происходит плавное перетекание ощущения физического пространства в иллюзорное, в котором формы приобретают ассоциативный оттенок и эмоциональную окраску. Ребята перед началом самостоятельной работы мы должныкакие эмоции содержит стих как их обычно выражают:страх; печаль;радость;нежность.

Страх. Это чувство можно выразить мятущимися, динамичными, темными мазками, а можно показать зловеще-темной поверхностью со вспышками темно-красного цвета. Цвета могут быть в диссонансе друг с другом.

Печаль. Изобразительным аналогом этого чувства видится сдержанная по цвету и несколько статичная композиция. Нейтральные серые тона с тенденцией к холодной гамме, нечеткие границы цветовых пятен, нет резких контрастов.

Можно ли для выражения печали пользоваться описательной, фигуральной композицией, к примеру, изобразить грустную девушку у окна, за которым идет унылый дождь? Конечно, можно, но ассоциативная композиция по своей глубинной сути не иллюстративна, а эстетически формальна, то есть не требует литературы, рассказа. Ассоциативная композиция является уже произведением искусства, но в реалистическом искусстве ассоциация – это общий замысел, основная идея, требующая дальнейшей разработки, наполнения конкретными образами.

Радость. Разливы теплых, ярких, чистых тонов, многоцветная светлая гармония. Композиция открытая, динамичная, свободная.

Нежность. Нечто голубовато-розовое, неяркое, спокойное. Поверхность нефактурная, гладкая, без резких контрастов и темных тонов.

Здесь уместно отметить, что перечисленные композиционные замыслы необязательно должны быть.

Включение учащихся в обсуждение темы:

Приемы для создания художественного образа:

Стилизация – выявление наиболее характерных черт и отбрасывание ненужного.

Трансформация – изменение формы предмета - округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей для создания остроты образа.

Для восприятия формы необходим контраст: темная форма будет отлично читаться на светлом фоне. Светлая – на темном, причем светлый силуэт создает более запоминающийся образ.

Как можно стилизовать форму?

1.Превращение объемной формы в плоскостную, упрощение конструкции.

2.Обобщение формы в ее границах.

3.Обобщение и усложнение формы, добавление деталей, отсутствующих в натуре.

Упростить форму – значит подчеркнуть выразительные стороны, опустив второстепенные, и даже усилив определенные пластические качества.

Рассматриваем пособия, в которых форма деревьев представлена плоскостной, обобщена в ее границах.

На стадии упрощения виден характер дерева, читается его образ

. Можно вспомнить множество сказок, рассказов, в которых деревья – умеют не только говорить, но и ходить. Вопрос: какие вы знаете литературные произведения о деревьях? Подсказка - у Л.Н.Толстого есть замечательный рассказ – «Как ходят деревья», в русских сказках яблоньки умеют разговаривать, укрывают своими ветками героев , спасают их. 

2 урок-9 урок.

Самостоятельная практическая  работа учащихся.

Преподаватель следит за ходом работы, консультирует, напоминает важные моменты для реализации идеи, активизирует мышление учащихся .

10 урок. Самостоятельная работа. Выбор форм контурных стикеров для декорирования композиции. Преподаватель следит за ходом работы, консультирует, напоминает важные моменты для реализации идеи, активизирует мышление учащихся .

Заключительная часть урока 15 минут:

Ребята композиции выставляют на планшетах в один ряд, выходят по одному рассказывают стих и делятся своими ощущениями которые применили в создании своей композиции анализируют результаты , насколько о автору удалось создать выразительную композицию. Дети высказывают свое мнение.

Подведение итогов.
- итог: соответственно, те мастерицы, которые заработали высший балл получат за урок пятерки. На мой взгляд, вы справились с работой.
Я благодарю наш 4 «б» за активное участие и поддержку.
Я так же благодарю наших гостей за внимание.

Несомненно, эта тема еще не раз нами будет рассматриваться, некоторые из вас такие темы возьмут на дипломные работы. Эта тема научила нас вглядываться в природные формы со стилизацией и трансформаций, ознакомила нас любовной лирикой и прекрасными поэтами и с творчеством художников, заставила задуматься о своем месте в этом мире,.

Домашнее задание: Рисовать эскизы к новой композиции на военную тематику и читать хорошую литературу.

  
  
  

Литература.

1. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. Ростов на Дону.: Феникс, 2008.

2. Голубева О.Л. Основы композиции. М.: Искусство, 2004.

3. Чернышев О.В. Формальная композиция. Минск.: Харвест, 1999.

4.  Цветные репродукции картин художников.

5. Музыка.

 

                                         Работы учеников с урока на тему:

Декоративная композиция «о любви и о луне».


 

 

 

                                                   Фотографии с открытого урока

 

 

 

 

 

 

Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (7)

сменить сортировку
Садварий Жанна Владиславовна, 14.05.19 в 03:01 7Ответить Пожаловаться
Декоративные композиции замечательные.
Кипурова Наталья Петровна, 17.05.19 в 09:56 6Ответить Пожаловаться
Красивые композиции!!! Молодцы ребята!!!
Ватолина Светлана Анатольевна, 17.05.19 в 15:05 5Ответить Пожаловаться
Очень понравились все декоративные работы, композиции завораживают!!! Ребята молодцы!!! Спасибо Вам за педагогический труд!!!
Кадырова Ольга Игоревна, 02.07.19 в 10:06 3Ответить Пожаловаться
Такие чудесные композиции!!! столько фантазии и старания!!!!
Сагида, 02.07.19 в 14:41 2Ответить Пожаловаться
спасибо всем за хорошие отзывы!
Язенина Ольга Анатольевна, 03.07.19 в 23:37 2Ответить Пожаловаться
Сагида, поздравляю Вас с заслуженной наградой - победой в номинации "1 место по популярности уроков за месяц!!! Удачи и в дальнейшем!
Сагида, 04.07.19 в 10:48 0Ответить Пожаловаться
спасибо большое за поддержку!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.