План-конспект урока по изобразительному искусству «Новогодний сувенир» (1–4 класс)
Тема: «Новогодний сувенир»
Цель: формирование представления о способах конструирования и декорирования изделий-сувениров.
Задачи:
- актуализировать знания о способах конструирования изделий из бумаги;
- расширять представления об использовании одной конструктивной основы для изготовления разнохарактерных изделий;
- формировать умение выражать эстетическое отношение к искусству и действительности;
- развивать творческий потенциал, эстетический вкус.
Оборудование: схема елки, рождественского ангела, снеговика и медведя, ножницы, клей, фломастеры.
Ход урока
Ι. Подготовительный этап
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Игровая мотивация.
‒ Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Зима)
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег).
С неба сыплются пушинки –
Серебристые… (снежинки).
На деревья, на лужок
Опускается… (снежок).
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил… (снег).
‒ А снег какой? (Белый, пушистый, холодный)
‒ Обратите внимание на предметы, которые лежат у меня на столе: мячик, вата, наждачная бумага. Что из них больше всего похоже на снег? (Вата)
‒ Чем вата напоминает снег? (Белая, пушистая)
‒ А чем вата отличается от снега? (Снег холодный, а вата тёплая)
‒ Давайте тихо-тихо подуем на комочек ваты и посмотрим, как легко он опускается вниз.
‒ Ребята, что можно делать со снегом? (Лепить снеговика)
‒ А знаете ли вы, что лепка снеговика появилась давно, и чаще всего выполнялась во время уборки снега. Ведь раньше одним из самых простых способов убрать снег было скатывание его в ком. Дети очень любят этот процесс, для них это увлекательная игра. 28 февраля празднуется День снеговиков. Существует легенда, что если в этот день слепить снеговика и прошептать ему своё заветное желание, то оно обязательно сбудется.
‒ Как вы думаете, ребята, почему снеговик не пришёл сегодня к нам в гости? (Он может растаять)
‒ Правильно, в тепле он может растаять. Но он прислал нам свой портрет. Хотите посмотреть?
‒ Какое настроение у снеговика? (Грустное)
‒ Давайте подарим ему шарик. Может быть, и настроение у него изменится.
3. Пальчиковая гимнастика.
‒ Все пальчики обеих рук сложите в «щепотке» и прикоснитесь кончиками. В этом положении дуем на них, пальчики принимают форму шарика.
4. Психологический настрой.
‒ Посмотрите, снеговик всё равно грустный.
‒ Ребята, я знаю, как мы можем его развеселить. Скажите, какой праздник мы все ждём с нетерпением?
‒ Правильно, Новый год! А что принято делать на Новый год? (Дарить друг другу подарки)
Что от года нового
Ждём мы каждый раз?
Ждём мы, что исполнятся
Все мечты у нас.
Ждём подарков радостных,
Добрых новостей
И улыбок солнечных
От своих друзей.
5. Сообщение темы и цели урока.
‒ Как мы можем помочь снеговику?
‒ Итак, что мы будем делать сегодня на уроке?
‒ Для чего?
‒ Правильно ребята! Мы с вами сделаем новогодние сувениры и подарим их нашему снеговику. Возможно, тогда и у него будет такое замечательное настроение, как и у вас. Лучшие подарки – те, что сделаны своими руками.
ΙΙ. Основная часть
1. Первичное восприятие и осознание нового материала.
‒ Существует очень много новогодних традиций: наряжать ёлку, запускать фейерверки, печь пирожки с сюрпризом, вешать новогодние сапожки. Но самая главная традиция – поздравлять друг друга и дарить подарки. Самые популярные новогодние сувениры – это ёлочка, снеговик, ангелочек, медвежонок, новогодний сапожок.
Физкультминутка
Мы на улицу выходим
И по снегу ходим, ходим. (Ходьба на месте)
Снег мы в руки набираем (Наклоны вперёд, имитация скатывания
И комочки покатаем. снежных комочков)
Мы комочки покатали
И они большими стали (Выпрямились, руки в стороны)
Снеговик уже подрос,
У него морковный нос. (Руки вверх, показывают нос)
Снеговик, нас подожди
Нам на урок пора идти. (Ходьба на месте)
‒ Работать сегодня вы будете в группах. У каждой группы будет своё задание и свой сувенир. Задания для групп:
1-я группа – сувенир «Снеговик»;
2-я группа – сувенир «Ёлочка»;
3-я группа – сувенир «Новогодний сапожок»;
4-я группа – сувенир «Ангел»;
5-я группа – сувенир «Медвежонок».
3. Повторение правил работы с ножницами.
4. Указания к началу работы.
‒ У каждой группы на столах есть образец сувенира и инструкция по выполнению работы.
5. Самостоятельная работа учащихся.
Дети выполняют работу под наблюдением учителя.
ΙΙΙ. Заключительная часть
1. Анализ работ.
‒ Молодцы! Какие разные и интересные у вас получились сувениры. Вы все старались, работали аккуратно и справились с заданием.
‒ Давайте подарим их снеговику и поставим на выставку работ.
‒ Посмотрите на нашего снеговика! Каким он стал? (Весёлым)
‒ А как вы думаете, почему?
2. Подведение итогов.
‒ Чем мы занимались сегодня на уроке?
‒ Как у вас получилось развеселить снеговика?
3. Рефлексия.
‒ Снеговики любят снежную зиму. Давайте сделаем ещё один подарок для нашего снеговика и устроим снегопад. У каждого из вас есть снежинка с вашим именем. Прикрепите её рядом с той большой снежинкой, которая соответствует вашему настроению.
4. Уборка рабочих мест.