Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 классы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Большая Боевка
Долгоруковского муниципального района Липецкой области
«Рассмотрено» Руководитель МО __________/_Филатова О. Н. / ФИО Протокол № 1 от « 25 » августа 2016 г. |
«Согласовано» __________ / Голубева Е. М. / ФИО « 27 » августа 2016 г. |
«Принято» на заседании педагогического совета Протокол № 1 от « 29 » августа 2016 г. |
«Утверждено» Директор МБОУ СОШ с.Большая Боевка __________/_Юдина Т. А. / ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
(название учебного предмета, курса)
1-4
(класс)
2016 - 2019 учебный год_
(сроки реализации)
Рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего
(указать точное название программы и ее выходные данные)
образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 115)
Разработчик программы: Кузьмина А.М. учитель начальных классов, первая категория
(Ф.И.О. учителя; занимаемая должность, квалификационная категория)
2016 г.
Содержание:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета с. 2 - 17
2. Содержание учебного предмета с. 17 - 33
3. Тематическое планирование с. 34 - 44
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ МОРФ от 06.10.2009 №373), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1 класс
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Ученик научится:
-
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно прикладное искусство) и участвовать в художественно творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка.
Ученик получит возможность научиться:
-
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Ученик научится:
-
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента.
Ученик получит возможность научиться:
-
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики.
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Ученик научится:
-
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, явлений и передачи своего отношения к ним.
Ученик получит возможность научиться:
-
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, зданий, предметов;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
2 класс
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Ученик научится:
-
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно прикладное искусство) и участвовать в художественно творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка.
Ученик получит возможность научиться:
-
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Ученик научится:
-
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта.
Ученик получит возможность научиться:
-
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Ученик научится:
-
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Ученик получит возможность научиться:
-
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, портреты, выражая свое отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
3 класс
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Ученик научится:
-
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно прикладное искусство) и участвовать в художественно творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Ученик получит возможность научиться:
-
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Ученик научится:
-
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Ученик получит возможность научиться:
-
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности;, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Ученик научится:
-
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Ученик получит возможность научиться:
-
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
4 класс
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
-
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно прикладное искусство) и участвовать в художественно творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
-
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
-
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
-
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
-
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
-
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
2. Содержание учебного предмета
1 класс
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства.
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно прикладное искусство. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д.
Опыт художественно творческой деятельности.
Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства.
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобрази-тельного искусства, выражение своего отношения к произведению.
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ (33 ч)
Ты учишься изображать (8 ч)
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь (8 ч)
Мир полон украшений.
Цветы.
Красоту нужно уметь замечать.
Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Красивые рыбы. Монотипия.
Украшения птиц. Объемная аппликация.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь (9 ч)
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, Украшение, Постройка всегда помогают друг другу (8 ч)
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
Праздник весны.
Сказочная страна.
Времена года.
Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
2 класс
Виды художественной деятельности.
Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России).
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы).
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Декоративно прикладное искусство. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции.
Цвет. и холодные цвета. Смешение цветов.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Образ человека в традиционной культуре.
Человек и человеческие взаимоотношения. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д.
Искусство дарит людям красоту. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно прикладного искусства народов России).
Опыт художественно творческой деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пастилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
ИСКУССТВО И ТЫ (34 ч)
Как и чем работает художник? (8 ч)
Три основных цвета — желтый, красный, синий.
Белая и черная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия (7 ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство (11 ч)
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чем говорят украшения.
Образ здания.
В изображении, украшении, постройке человек выражает
свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (8 ч)
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
3 класс
Виды художественной деятельности.
Особенности художественного творчества: художник и зритель.
Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.
Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору).
Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
Скульптура. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Объем-основа языка скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание).
Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративноприкладное искусство
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.
Линия. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом.
Общность тематики, передаваемых чувств отношений к природе в произведениях авторов-представителей разных культур, народов, стран (например, А.Ю.Саврасов, И.И.Левитан, И.И.Шишкин, Рерих, К.Моне, П.Сезанн, В.Ван Гог и др.)
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Образ человека в искусстве разных народов.
Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.
Образы архитектуры и декоративно прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.
Искусство дарит людям красоту.
Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно прикладного искусства народов России). Художественное конструирование и оформление помещений и парков. Жанр натюрморта.
Опыт художественно творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно конструкторской деятельности. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров,
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства.
Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС (34 ч)
Искусство в твоем доме (8 ч)
Вводный урок. Воплощение замысла в искусстве.
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы у тебя дома.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище (10 ч)
Художник в цирке.
Художник в театре.
Театр кукол.
Конструирование сувенирной куклы
Театральный занавес.
Маски.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный карнавал (обобщение темы).
Художник и музей (9 ч)
Музей в жизни города.
Картина — особый мир.
Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Выставка работ детей (обобщение за год).
-
4 класс
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России).
Рисунок. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.
Живопись. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно прикладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Художественное конструирование и оформление помещений.
Цвет. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Ритм. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно – прикладном искусстве. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Пейзажи разных географических широт. Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Пейзажи родной природы. Образ человека в традиционной культуре. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, сказками.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта.
Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта.
Опыт художественно творческой деятельности.
Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пастилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (34 ч)
(Изображение, Украшение, Постройка в творчестве народов всей Земли)
Истоки родного искусства (8 ч)
Пейзаж родной земли.
Красота природы в произведениях русской живописи.
Деревня — деревянный мир.
Украшения избы и их значение.
Красота человека.
Образ русского человека в произведениях художников.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей земли (7 ч)
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник (10 ч)
Страна Восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
Образ женской красоты.
Народы гор и степей.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Мифологические представления Древней Греции.
Европейские города Средневековья
Образ готического храма.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы (9 ч)
Материнство.
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
3. Тематическое планирование
класс
№ п/п |
Название разделов и тем |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата факти-чески |
Ты учишься изображать |
8 |
|||
1 |
Особенности художественного творчества: художник и зритель. |
1 |
||
2 |
Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. |
1 |
||
3 |
Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки. Приемы работы с различными графическими материалами. |
1 |
||
4 |
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. |
1 |
||
5 |
Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. |
1 |
||
6 |
Цвет основа языка живописи. Разноцветные краски. |
1 |
||
7 |
Изображать можно и то, что невидимо (настроение). |
1 |
||
8 |
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. |
1 |
||
Ты украшаешь |
8 |
|||
9 |
Искусство вокруг нас сегодня. Мир полон украшений. |
1 |
||
10 |
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы). |
1 |
||
11 |
Образы природы и человека в живописи. |
1 |
||
12 |
Ритм линий, пятен, цвета. Узоры на крыльях. |
1 |
||
13 |
Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Красивые рыбы. |
1 |
||
14 |
Выразительность объемных композиций. Объемная аппликация. |
1 |
||
15 |
Образ человека в традиционной культуре. Как украшает себя человек. |
1 |
||
16 |
Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. |
1 |
||
Ты строишь |
9 |
|||
17 |
Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). |
1 |
||
18 |
Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Дома бывают разными. |
1 |
||
19 |
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Домики, которые построила природа. |
1 |
||
20 |
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. |
1 |
||
21 22 |
Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Строим город. |
2 |
||
23 |
Простые геометрические формы. Все имеет свое строение. |
1 |
||
24 |
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Строим вещи. |
1 |
||
25 |
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. |
1 |
||
Изображение, Украшение, Постройка всегда помогают друг другу |
8 |
|||
26 |
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. |
1 |
||
27 |
Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. |
1 |
||
28 |
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации. |
1 |
||
29 |
Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. |
1 |
||
30 |
Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. |
1 |
||
31 |
Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. |
1 |
||
32 |
Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. |
1 |
||
33 |
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. |
1 |
||
Всего |
33 ч |
2 класс
№ п/п |
Название разделов и тем |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата факти-чески |
Как и чем работает художник? |
8 |
|||
1 |
Основные и составные цвета. Три основных цвета — желтый, красный, синий. |
1 |
||
2 |
Теплые и холодные цвета. Белая и черная краски. |
1 |
||
3 |
Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер,уголь, пастель, мелки и т.д. |
1 |
||
4 |
Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон). Выразительные возможности аппликации. |
1 |
||
5 |
Приемы работы с различными графическими материалами. |
1 |
||
6 |
Объем в пространстве и объем на плоскости. Выразительность объемных композиций. |
1 |
||
7 |
Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выразительные возможности бумаги. |
1 |
||
8 |
Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). |
1 |
||
Реальность и фантазия |
7 |
|||
9 |
Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Изображение и реальность. |
1 |
||
10 |
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. |
1 |
||
11 |
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). |
1 |
||
12 |
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. |
1 |
||
13 |
Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. |
1 |
||
14 |
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Постройка и фантазия. |
1 |
||
15 |
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). |
1 |
||
О чем говорит искусство |
11 |
|||
16 |
Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. |
1 |
||
17 |
Изображение характера животных. |
1 |
||
18 |
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. |
1 |
||
19 |
Изображение характера человека: мужской образ. |
1 |
||
20 |
Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа. |
1 |
||
21 |
Образ человека в скульптуре. |
1 |
||
22 |
Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. |
1 |
||
23 |
Силуэт. О чем говорят украшения. |
1 |
||
24 25 |
Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Образ здания. |
2 |
||
26 |
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). |
1 |
||
Как говорит искусство |
8 |
|||
27 |
Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. |
1 |
||
28 |
Цвет- основа языка живописи. Тихие цвета. |
1 |
||
29 |
.Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. |
1 |
||
30 |
Линия, штрих, пятно и художественный образ. |
1 |
||
31 |
Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. |
1 |
||
32 |
Пропорции и перспектива. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. |
1 |
||
33 |
Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. |
1 |
||
34 |
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. |
1 |
||
Всего |
34 ч |
3 класс
№ п/п |
Название разделов и тем |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата факти-чески |
Искусство в твоем доме |
8 |
|||
1 |
Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). |
1 |
||
2 |
Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др. Твои игрушки. |
1 |
||
3 |
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Посуда у тебя дома. |
1 |
||
4 |
Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. |
1 |
||
5 |
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Мамин платок. |
1 |
||
6 |
Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Твои книжки. |
1 |
||
7 |
Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Открытки. |
1 |
||
8 |
Труд художника для твоего дома (обобщение темы). |
1 |
||
Искусство на улицах твоего города |
7 |
|||
9 |
Образы архитектуры и декоративно прикладного искусства. |
1 |
||
10 |
Приемы работы с различными графическими материалами Парки, скверы, бульвары. |
1 |
||
11 |
Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Ажурные ограды. |
1 |
||
12 |
Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Волшебные фонари. |
1 |
||
13 |
Объем в пространстве и объем на плоскости. Витрины. |
1 |
||
14 |
Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Удивительный транспорт. |
1 |
||
15 |
Труд художника на улицах твоего села (обобщение темы). |
|||
Художник и зрелище |
10 |
|||
16 |
Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Художник в цирке. |
1 |
||
17 |
Выразительность объемных композиций. Художник в театре. |
1 |
||
18 |
Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. |
1 |
||
19 |
Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Театр кукол. |
1 |
||
20 |
Образ куклы, её конструкция и костюм. |
1 |
||
21 |
Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Маски. |
1 |
||
22 |
Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки Афиша и плакат. |
1 |
||
23 |
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. |
1 |
||
24 |
Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. |
1 |
||
25 |
Практическое овладение основами цветоведения. Школьный праздник-карнавал |
1 |
||
Художник и музей |
9 |
|||
26 |
Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Музеи в жизни города. |
1 |
||
27 |
Пейзажи родной природы. Картина-пейзаж. |
1 |
||
28 |
Жанр портрета. |
1 |
||
29 |
Жанр натюрморта. |
1 |
||
30 |
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Картины исторические и бытовые. |
1 |
||
31 |
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Учимся смотреть картины. |
1 |
||
32 |
Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Скульптура в музее и на улице. |
1 |
||
33 |
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. |
1 |
||
34 |
Искусство вокруг нас сегодня. Выставка работ детей (обобщение за год). |
1 |
||
Всего |
34 ч |
4 класс
№ п/п |
Название разделов и тем |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата факти-чески |
||
Истоки родного искусства |
8 |
|||||
1 |
Жанр пейзажа. Пейзаж родной земли. |
1 |
||||
2 |
Человек, мир природы в реальной жизни: образ природы в искусстве. |
1 |
||||
3 |
Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Деревня — деревянный мир. |
1 |
||||
4 |
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). |
1 |
||||
5 |
Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма). |
1 |
||||
6 |
Образ человека в разных культурах мира. Красота человека. |
1 |
||||
7 |
1 |
|||||
8 |
Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, сказками. Народные праздники |
1 |
||||
Древние города нашей земли |
7 |
|||||
9 |
Пейзажи родной природы. |
1 |
||||
10 |
Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Древние соборы. |
1 |
||||
11 |
Города Русской земли. |
1 |
||||
12 |
Образ человека в традиционной культуре. Древнерусские воины-защитники. |
1 |
||||
13 |
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. |
1 |
||||
14 |
Художественное конструирование и оформление помещений. Узорочье теремов. |
1 |
||||
15 |
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства |
1 |
||||
Каждый народ — художник |
10 |
|||||
16. |
Пейзажи разных географических широт. Страна Восходящего солнца. |
1 |
||||
17. |
Образ художественной культуры Японии. |
1 |
||||
18. |
Образ человека в разных культурах мира. Образ женской красоты. |
1 |
||||
19. |
Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира |
1 |
||||
20. |
Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Древняя Эллада. |
1 |
||||
21. |
Мифологические представления Древней Греции. |
1 |
||||
22. |
Знакомство с наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция). |
1 |
||||
23. |
Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. |
1 |
||||
24. |
Художественное конструирование и оформление помещений. Образ готического храма. |
1 |
||||
25. |
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. |
1 |
||||
Искусство объединяет народы |
9 |
|||||
26. |
Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобрази-тельном искусстве, сказках, песнях. Материнство. |
1 |
||||
27. |
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. |
1 |
||||
28. |
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Мудрость старости. |
1 |
||||
29. |
Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Сопереживание. |
1 |
||||
30. |
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой. |
1 |
||||
31 |
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства. |
1 |
||||
32 |
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. |
1 |
||||
33 |
Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). |
1 |
||||
34. |
Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. |
1 |
||||
Всего |
34 ч |