План-конспект урока по изобразительному искусству «Декоративный натюрморт. Ваза с цветами» (1–4 классы)
Тема: «Декоративный натюрморт. Цветы в вазе»
Цель: формирование представления о декоративном обобщении форм предметов (стилизации).
Задачи:
Актуализация представления о реалистичном и декоративном изображении предметов.
Расширение представления о декоративной стилизации фруктов, овощей, предметов быта.
Совершенствование навыка поэтапного выполнения композиции.
Развитие образного мышления, фантазии.
Наглядность: картины натюрмортов, карточки с загадками, картинки цветов, рисунок вазы для рефлексии, цветы из цветной бумаги для рефлексии.
Предварительная работа: выучить с учащимся стихотворение О. Высотской «Маки»; подготовка доски для выставки работ.
Ход урока
Ι. Организационный момент.
1. Психоэмоциональный настрой.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Чтение стихотворения Н. Грибачёва «Художник».
Наш Серёжа, как художник,
Тяп да ляп – спешит всегда:
Рисовал в окошке дождик,
Получилась – борода;
Солнце толстое, как мыло,
У цыплёнка три ноги,
Танк похож на крокодила,
А дома на утюги.
На кувшин без ручки – кошка,
Слон – на ящик и кровать.
И не может сам Серёжа,
Кто и что тут разобрать.
Удивляется – откуда
Хвост на шее у верблюда
И рогатая у льва, где-то сбоку, голова!
Ну, а нам не в удивленье,
Тут простой на всё ответ:
‒ Нет терпенья – нет уменья,
Нет уменья – толку нет!
‒ О чём вы узнали из стихотворения?
‒ Почему у Серёжи не получались хорошие рисунки?
‒ Можно назвать Серёжу художником? Почему?
‒ Что нужно для того, чтобы стать настоящим художником?
‒ Будем этому учиться? Обязательно, но очень терпеливо, старательно, приобретая умение за умением.
ΙΙ. Создание проблемной ситуации.
‒ Ребята, сегодня на уроке я приглашаю вас в удивительное путешествие по яркому и красочному миру. А чтобы узнать, что это за мир, вы должны выполнить следующее задание.
ΙΙΙ. Сообщение темы урока.
1. Работа в микрогруппах.
‒ В каждой группе есть карточка с загадкой. Прочитайте, обсудите варианты ответов и назовите отгадку.
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(Колокольчик)
Вот цветочек на поляне,
Серединка солнцем взглянет,
Сам же в беленькой рубашке.
Хороши в траве ...
(Ромашка)
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом.
А дунул ветерок –
Остался стебелёк.
(Одуванчик)
Словно синий огонёк
Кто-то вдруг во ржи зажёг.
Яркий полевой цветок.
Что же это?
(Василёк)
Красотой наделена,
Ароматна и нежна,
Стебель длинный,
Весь в шипах — королева цветника!
(Роза)
2. Обсуждение и формулирование темы.
‒ Как одним словом можно назвать все отгадки? (Цветы)
‒ Вот мы и определили тему нашего урока.
Физкультминутка.
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг
Тысячи цветов вокруг!
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо, и налево.
Чтоб собрать в лесу цветочки,
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два – цветок,
А потом сплетём венок.
Снова мы идём по лесу.
А вокруг так интересно!
Отдохнуть пора, дружок,
Мы присядем на пенёк.
ΙV. Рассказ учителя о натюрморте.
‒ На прошлом уроке мы с вами учились рисовать вазу на столе. А сегодня мы дополним эти рисунки цветами и у нас получится декоративный натюрморт.
‒ Натюрморт – вид изобразительного искусства. Это картина, на которой обычно изображены различные предметы обихода (вазы, посуда), а также овощи, фрукты, цветы.
V. Работа по теме урока.
1. Беседа «Что будем рисовать?»
‒ Сегодня мы нарисуем декоративный натюрморт «Цветы в вазе». А чтобы узнать, какие цветы украсят ваши вазы, послушайте стихотворение (читает ученик).
Вот какие маки,
Вот какие маки
Красные, большие
В поле расцвели!
Тучка в небе тает,
Ветер пролетает –
Тоненькие стебли
Гнутся до земли.
О. Высотская
‒ Мы будем рисовать одни из самых ярких цветов, которые всегда привлекают внимание. Это – маки.
2. Определение формы цветов.
3. Определение цвета.
Пальчиковая гимнастика «Мак».
На пригорке вырос мак. (Пальцы левой руки собрать в щепотку)
Он склонил головку так. (Бутон наклонить)
Бабочка над ним порхает, (Перекрестить руки, помахать)
Быстро крыльями мелькает.
VΙ. Этапы выполнения работы.
‒ Давайте обсудим этапы выполнения работы:
Рисуем стебли и цветы.
Прорисовываем стебли, утолщаем их, рисуем цветы.
Рисуем листья, стираем лишние линии.
Раскрашиваем цветы.
VΙΙ. Практическая работа.
VΙΙΙ. Итог урока. Рефлексия.
‒ Пока работы подсыхают, подведём итоги урока.
‒ С каким жанром изобразительного искусства сегодня познакомились?
‒ Какие цветы учились рисовать?
‒ На память о нашем уроке я предлагаю вам собрать букет. Перед вами лежит три цветочка: красный, жёлтый и синий.
‒ Если вам было интересно и у вас всё получилось, возьмите красный цветок.
‒ Если вам осталось что-то непонятно по какой-то причине, вы не совсем довольны своей работой, возьмите жёлтый цветок.
‒ Если вам совсем ничего не понравилось, возьмите синий цветок.
‒ Прикрепите цветы на общий букет.
ΙХ. Выставка работ.
Потамошнева Наталья Алексеевна