План-конспект урока по русскому языку на тему: «Учимся понимать фразеологизмы.»

0
0
Материал опубликован 18 November

Класс: 4

Предмет: русский язык

Тема:«Учимся понимать фразеологизмы.» (стр.52, учебник 2023 года)

Цель урока:

приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языка как одной из духовно-нравственных ценностей народа

овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка (лексика)

использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка

развитие функциональной грамотности

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа

проявление уважения к культуре и традициям своего народа через изучение языка

стремление к самовыражению в искусстве слова

Метапредметные результаты:

анализировать языковой материал в соответствии с учебной задачей

выявлять закономерности и противоречия в языковых явлениях

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений

Предметные результаты:

наблюдать за использованием в речи фразеологизмов

определять значение фразеологизмов в тексте

распознавать прямое и переносное значение слов и выражений

уточнять значение фразеологизмов с помощью словаря

использовать фразеологизмы в собственной речи

ХОД УРОКА:

ЭТАП 1. МОТИВИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ

Учитель: Ребята, послушайте два предложения:

"Шёл сильный дождь" и "Дождь лил как из ведра"

"Мальчик очень внимательно слушал" и "Мальчик слушал затаив дыхание"

Какие предложения вам кажутся более выразительными? Почему?

(Дети: Вторые предложения в каждой паре более яркие, они помогают лучше представить ситуацию. В них использованы особые выражения "как из ведра" и "затаив дыхание".)

Учитель: Можно ли понять смысл этих выражений, если перевести каждое слово отдельно?

(Дети: Нет, эти выражения нужно понимать целиком. "Как из ведра" значит "очень сильно", а "затаив дыхание" - "очень внимательно".)

Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

(Дети с помощью учителя формулируют тему: "Учимся понимать фразеологизмы".)

Минутка чистописания

Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа. Сегодня мы будем писать буквосочетание ещ. Обратите внимание на соединение букв.

(Дети прописывают: ещ ещ ещ ещ ещ)

Словарная работа

Учитель: Запишите слово ещё. Поставьте ударение. Подчеркните орфограмму. Объясните написание.

(Дети записывают: ещЁ. Объясняют, что в слове после щ пишется ё, ударение всегда падает на последний слог.)


Актуализация опорных знаний

Учитель: Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

(Дети: На прошлом уроке мы познакомились с фразеологизмами, узнали, что это устойчивые сочетания слов, которые делают нашу речь более яркой и выразительной.)

Учитель: А теперь давайте выполним задание из ВПР: замените слово "сорная" близким по значению словом в предложении "В саду много сорной травы".

(Дети: Слово "сорная" можно заменить словами "мусорный", "сорняковый", "неочищенный".)

ЭТАП 2. ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

Учитель: Выполним упражнение 83. Прочитайте предложения.

(Дети читают предложения и объясняют значение фразеологизмов:

- затаив дыхание - очень внимательно, не шевелясь

- как из ведра - очень сильно (о дожде)

- бить баклуши - бездельничать

- куда глаза глядят - без определённого направления

- считать ворон - отвлекаться, быть невнимательным

- совать нос - вмешиваться

- черепашьим шагом - очень медленно

- сам кашу заварил, сам и расхлёбывай - сам создал проблему, сам и решай

Выписывают фразеологизмы через запятую. Определяют, что "черепашьим шагом" противоположно по смыслу выражению "во весь дух", так как означает "очень медленно", а "во весь дух" - "очень быстро".)

Физминутка

Закрепление изученного материала

Учитель: Выполним упражнение 84. Прочитайте фразеологизмы, рассмотрите рисунки.

(Дети объясняют значение фразеологизмов:

- как курица лапой - неразборчиво, плохо (писать)

- водой не разольёшь - очень дружны

- засучив рукава - усердно, старательно

Подписывают рисунки соответствующими фразеологизмами:

1 рисунок - как курица лапой (мальчик плохо пишет)

2 рисунок - водой не разольёшь (крепкая дружба)

3 рисунок - засучив рукава (работать усердно)

Составляют предложения с фразеологизмами, например: "Петю и Ваню водой не разольёшь, они лучшие друзья".)

ЭТАП 3. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ

Учитель: Что нового вы узнали о фразеологизмах?

(Дети: Мы научились находить фразеологизмы в тексте, понимать их значение, использовать в своей речи. Узнали, что фразеологизмы могут быть противоположными по смыслу.)

Учитель: Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных кружков:

t1763487183aa.gif- я всё понял и могу объяснить другому

t1763487183ab.gif- - я понял, но есть небольшие вопросы

t1763487183ac.gif- - мне нужна помощь

(Дети показывают кружки.)

Домашнее задание: придумать и записать 5 предложений с любыми фразеологизмами из упражнений 83 и 84.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.