План-конспект урока по русскому языку на тему: «Учимся понимать фразеологизмы.»
Класс: 4
Предмет: русский язык
Тема:«Учимся понимать фразеологизмы.» (стр.52, учебник 2023 года)
Цель урока:
• приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языка как одной из духовно-нравственных ценностей народа
• овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка (лексика)
• использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка
• развитие функциональной грамотности
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
• осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа
• проявление уважения к культуре и традициям своего народа через изучение языка
• стремление к самовыражению в искусстве слова
Метапредметные результаты:
• анализировать языковой материал в соответствии с учебной задачей
• выявлять закономерности и противоречия в языковых явлениях
• делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений
Предметные результаты:
• наблюдать за использованием в речи фразеологизмов
• определять значение фразеологизмов в тексте
• распознавать прямое и переносное значение слов и выражений
• уточнять значение фразеологизмов с помощью словаря
• использовать фразеологизмы в собственной речи
ХОД УРОКА:
ЭТАП 1. МОТИВИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ
Учитель: Ребята, послушайте два предложения:
"Шёл сильный дождь" и "Дождь лил как из ведра"
"Мальчик очень внимательно слушал" и "Мальчик слушал затаив дыхание"
Какие предложения вам кажутся более выразительными? Почему?
(Дети: Вторые предложения в каждой паре более яркие, они помогают лучше представить ситуацию. В них использованы особые выражения "как из ведра" и "затаив дыхание".)
Учитель: Можно ли понять смысл этих выражений, если перевести каждое слово отдельно?
(Дети: Нет, эти выражения нужно понимать целиком. "Как из ведра" значит "очень сильно", а "затаив дыхание" - "очень внимательно".)
Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
(Дети с помощью учителя формулируют тему: "Учимся понимать фразеологизмы".)
Минутка чистописания
Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа. Сегодня мы будем писать буквосочетание ещ. Обратите внимание на соединение букв.
(Дети прописывают: ещ ещ ещ ещ ещ)
Словарная работа
Учитель: Запишите слово ещё. Поставьте ударение. Подчеркните орфограмму. Объясните написание.
(Дети записывают: ещЁ. Объясняют, что в слове после щ пишется ё, ударение всегда падает на последний слог.)
Актуализация опорных знаний
Учитель: Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
(Дети: На прошлом уроке мы познакомились с фразеологизмами, узнали, что это устойчивые сочетания слов, которые делают нашу речь более яркой и выразительной.)
Учитель: А теперь давайте выполним задание из ВПР: замените слово "сорная" близким по значению словом в предложении "В саду много сорной травы".
(Дети: Слово "сорная" можно заменить словами "мусорный", "сорняковый", "неочищенный".)
ЭТАП 2. ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
Учитель: Выполним упражнение 83. Прочитайте предложения.
(Дети читают предложения и объясняют значение фразеологизмов:
- затаив дыхание - очень внимательно, не шевелясь
- как из ведра - очень сильно (о дожде)
- бить баклуши - бездельничать
- куда глаза глядят - без определённого направления
- считать ворон - отвлекаться, быть невнимательным
- совать нос - вмешиваться
- черепашьим шагом - очень медленно
- сам кашу заварил, сам и расхлёбывай - сам создал проблему, сам и решай
Выписывают фразеологизмы через запятую. Определяют, что "черепашьим шагом" противоположно по смыслу выражению "во весь дух", так как означает "очень медленно", а "во весь дух" - "очень быстро".)
Физминутка
Закрепление изученного материала
Учитель: Выполним упражнение 84. Прочитайте фразеологизмы, рассмотрите рисунки.
(Дети объясняют значение фразеологизмов:
- как курица лапой - неразборчиво, плохо (писать)
- водой не разольёшь - очень дружны
- засучив рукава - усердно, старательно
Подписывают рисунки соответствующими фразеологизмами:
1 рисунок - как курица лапой (мальчик плохо пишет)
2 рисунок - водой не разольёшь (крепкая дружба)
3 рисунок - засучив рукава (работать усердно)
Составляют предложения с фразеологизмами, например: "Петю и Ваню водой не разольёшь, они лучшие друзья".)
ЭТАП 3. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ
Учитель: Что нового вы узнали о фразеологизмах?
(Дети: Мы научились находить фразеологизмы в тексте, понимать их значение, использовать в своей речи. Узнали, что фразеологизмы могут быть противоположными по смыслу.)
Учитель: Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных кружков:
- я всё понял и могу объяснить другому
- - я понял, но есть небольшие вопросы
- - мне нужна помощь
(Дети показывают кружки.)
Домашнее задание: придумать и записать 5 предложений с любыми фразеологизмами из упражнений 83 и 84.