Урок на тему «Учимся понимать себя и других»

1
0
Материал опубликован 17 March 2020

Методическая разработка для учащихся 4 класса

(психология, классные часы, воспитательная работа).

 

Тема: «Учимся понимать себя и других»

4 класс

Цель: пояснить понятие «гибкости» в общении, учить понимать себя и окружающих.

Задачи:

Знать:

Понимать: понятие «гибкость» в общении

Применять: уметь составить ответы на вопросы о себе

Анализ: текстов заданий

Синтез: создание круга ролей

Оценка: эффективности работы на уроке

 

 

План урока

 

Этап урока

Время

Орг. момент.

Постановка темы и цели урока

Работа по теме урока

Упражнение «Кто я»

Упражнение «Футболка»

Упражнение «Круг ролей»

Введение понятия «гибкость» в общении с окружающими.

Изменение поведения в общении

Показ ситуаций

Подведение итогов.

Орг. конец

1 мин

1 мин


 

7 мин

3 мин

6 мин

6 мин

7мин

6 мин

2 мин

1 мин

Всего 40 минут

 

 

Оборудование:

Ход урока:

Организационный момент.

Постановка темы и цели урока.

Представьте, что ваш друг или сосед по парте спрашивает вас о чем-либо, что вам необходимо сделать, чтобы ответить на его вопрос (понять его, сформулировать ответ)? Легко ли сразу понять собеседника? Теперь дополните мое предложение Понимать другого человека – это значит… (варианты детей) Кто догадается, о чем же сегодня мы будем говорить на уроке (о том, как понять другого человека)? Совершенно верно, тема нашего урока: «Учимся понимать себя и других». Как вы думаете, зачем понимать себя, понимать других нам понятно зачем, а себя, зачем понимать (если понимаешь себя, то сможешь понять и других)? Правильно, если ты узнал самого себя, научился понимать свои желания и цели, то тебе будет значительно легче разбираться в других людях, их характере, поведении, стремлениях. Например, если ты хочешь, чтобы твой собеседник внимательно слушал тебя, когда ты рассказываешь что-то, то ты будешь также внимательно слушать, когда будет рассказывать он. Чтобы лучше узнать себя, начнем с упражнения «Кто я?».

 

Работа по теме урока.

Упражнение «Кто я?»

В течение 10 минут напишите 15 ответов на вопрос: «Кто я? Какой я?». Например: «Я — ученик», «Я — украинец», «Я люблю бегать по утрам» и т.д.. Уделите внимание особенностям, свойственным именно вам, а не многим людям вообще (типа «Я — человек»). Давайте выслушаем насколько самых интересных характеристик. Что было сложным? Могли бы вы написать больше 15 предложений (20, 25, …)? Мы убедились с вами, что про себя вы можете много рассказать, давайте проверим как вы знаете своего соседа по парте. Для этого выполним следующее упражнение.

«Футболка».

У хиппи есть традиция делать на одежде надписи: свой жизненный лозунг, обращение или призыв к окружающим, свое мнение по какому-либо вопросу или отношение к чему-либо. Ваша задача - в парах придумать для вашего партнера такой девиз, который бы понравился ему настолько, что он согласился бы носить футболку с такой надписью. После того, как придумаете спросите у соседа: «Понравилась бы тебе такая надпись?». Если ему нравится, то он записывает ваш текст к себе в тетрадь. Как вы придумывали надпись? На что опирались? «Озвучьте» наиболее понравившиеся вам надписи. Мы проверили, насколько хорошо вы знаете своего соседа по парте. Сейчас попробуем представить себя в различных ситуациях, для этого выполним следующее упражнение.

 

«Круг ролей».

Нарисуй на листе круг. Сейчас вам требуется представить, какими разными вы бываете в разных ситуациях с разными людьми — многообразие твоих ролей в контактах. Например, с родителями ты — Сын или Дочь, с друзьями — Сашка-Классный Пацан, в школе — Петров-Двоечник, в троллейбусе — Лохматый С Рюкзаком и т.д. Вспомни всё, каким ты бываешь.

Круг на листе — это весь Ты в целом, а роли — части тебя. Отделяй в круге кусок-сектор для каждой роли и внутри пиши, как она называется. Названия ролей могут быть очень разными: обычные или значение которых знаешь только ты, серьезные или с юмором, может быть ты захочешь представить какую-то часть себя каким-то животным («В дружбе я верный как Собака, на тренировке я неуловимый как Хорек, если меня обидят, то я коварно отомщу как Змея, иногда я передразниваю кого-то как Мартышка, …). Так как это задание — только для тебя лично, и никто не увидит, что ты писал, то постарайся не льстить себе и пиши свои не только положительные, но и отрицательные проявления. Твоя задача — описать себя как можно полнее, чтобы лучше себя узнать. У каждого из нас есть хорошие и плохие стороны, из их единства и складывается наше Я. Итак, составляй свою Личность-Круг из Кусочков-Ролей и смотри, сколько в тебе всего многого разного.

Что нового вы о себе узнали? У кого сколько ролей? Кто-то хочет прочитать некоторые из них? Чтобы научиться понимать других людей необходимо разобрать понятие «гибкости» в общении.

 

Введение понятия «гибкость» в общении с окружающими.

Как вы думаете, что такое «гибкость» в общении с окружающими (умение подстраиваться, находить быстро решения)? Гибкость — умение изменять свое поведение в зависимости от ситуации и реакции собеседника, находить новые способы контакта. Человек обретает эту способность, проходя через множество различных ситуаций и общаясь со многими людьми, вынося практический опыт. Приведите пример гибкого и негибкого поведения, исходя из собственного опыта. (примеры детей). Следующее упражнение тренирует умение гибко изменять свое поведение в ситуации.

Мне нужно два добровольца.

Я вам буду давать задания, а вы их выполняйте, все остальные внимательно наблюдайте.

- Представьте, что перед вами незнакомый человек, познакомьтесь, узнайте, чем он занимается, чем интересуется;

- Представьте, что - в поезде вы оказались в купе со знаменитым артистом (певцом, спортсменом, актером), вы - его давний поклонник, познакомьтесь с ним, перекиньтесь несколькими фразами.
- Рядом с вами  - расплакавшийся ребенок, успокойте его.
- Вы встретились с человеком, который вам нравится, поговорите с ним о чем-нибудь приятном;

Удалось ли вам проявить гибкость в общении? Почему? Вопрос ко всему классу: как вы думаете, удалось ли ребятам проявить гибкость в общении? По каким критериям вы оценивали гибкость, проявленную в этом упражнении (все варианты фиксируются на доске). Молодцы, садитесь, а сейчас несколько добровольцев потренируют свои актерские способности, а все остальные — умение «читать» состояние и настроение человека по его внешнему виду.

Итак, мне необходим доброволец, я на ухо называю добровольцу состояние, которое он должен продемонстрировать перед классом своим поведением — всем, кроме слов и письма. Все остальные будут отгадывать (необязательно дословно, но приблизительный смысл). Водящий сменяется после каждого задания.

Список состояний:
- хочу спать;
- я устал;
- я уверен в себе;
- вообще-то я белая и пушистая;
- как вы мне все надоели;
- пожалей меня;
- у меня хорошее настроение;
- обратите на меня внимание;
- а у меня по контрольной «12»;
- ой, боюсь, боюсь;
- у меня есть тайна;
- мне это нравится;
- мне скучно;
- я вам всем покажу!;
- я стесняюсь;
- ну почему все так плохо;
- ребята, давайте жить дружно.

Трудно ли было понять добровольца без слов? Что мешало, помогало понять?

Подведение итогов.

Для чего нужна гибкость в общении (для успешного общения, в установлении и поддержании контакта с собеседником)?

Для чего необходимо понимать другого человека, себя? Как же лучше понять другого человека? Как вы думаете, вы теперь сможете лучше понимать себя и других?

Орг. конец.

Спасибо за урок. До свидания.

 

Использованные источники:

Щурёнок Ю. А. Гибкость. Комбинантность. http://psylesson.ru/node/17

Программа для начальных классов вспомогательной школы http://www.publekc.ru/programma-dlya-nachalenih-klassov-vspomogatelenoj-shkoli-a-dly/index7.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.