План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Склонение имен существительных»

4
0
Материал опубликован 26 January 2018

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями»


 


 


 


 


 


 


 

План-конпект урока русского языка в 5 классе по теме:

«Склонение имен существительных» (VIII вид)


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Составила:

учитель-дефектолог I квалификационной

категории

Е.Н.Васильева


 


 

г.Мирный, 2017г.

Тема урока: «Склонение имён существительных»

Цель: - закрепить умение определять склонение имён существительных по роду и окончанию (в И.п.);

-коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в составлении целого;

- воспитание интереса к урокам русского языка, мотивации к обучению.

Оборудование: таблички со схемами (состав слова), Сигнальные карточки, презентация-слайды «Осень в лесу», карточки с деформированными предложениями.

Ход урока

I Организационная часть.

Проверка готовности к уроку.

Гимнастика для глаз.

- Из записанных на доске слогов составить слова:

МА     ЛИ     КА     НА

      РЕ     ШИ    ЗИ

(малина, машина, шина, река, зима, резина, Зина)

Упражнение на дыхание

 Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз, потянись!

Окончательно проснись!

Сбрось с себя ночную лень –

Впереди рабочий день.

II. Основная часть урока.

Проверка домашнего задания (сверка с доской)

Река (1 скл.), стол (2 скл.), небо (2 скл.), сарай (2 скл.), берег (2 скл.), тень (3 скл.), мама (1 скл.), рожь (3 скл.), конь (2 скл.), помощь (3 скл.)

Упражнение на коррекцию аналитико-синтетической деятельности


 


 


 


 

На доске зашифровано слово. Этот ключ поможет его прочитать:

 

Л

К

Н

С

О

Н

Е

И

Е

 

 


 

 

- Какое же слово получилось?

- С какой частью речи связываем понятие «склонение»?

-Как вы думаете, какова же тема урока?

(«Склонение имён существительных»)


 

Подготовка к письму.

Пальчиковая гимнастика.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду ровно не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Из записанных на доске букв угадайте, какую букву мы будем прописывать:

                    вю                        зи                                           Ю  

             б               г            ж                 ю                 ю         юг

      а              дею                     йкл                                        Юл

IV.Работа по теме урока.

Подбери слова к схемам. Упражнение в соотнесении.

- К какой части речи относятся эти слова?

- Определите склонение каждого существительного.

(работа с сигнальными карточками).

Печка, печник, печь.


 


 


 


 


 

-Что вам помогло определить склонение имени существительного?

(род, окончание).

V.Тренировочные упражнения на закрепление учебных навыков.

Запись слов в три столбика (назови одним словом, записать отгадки, картинный диктант словарных слов)

1скл. 2скл. 3 скл.

Загадки

Ручка есть, а не грабли,

землю роет, а не плуг.

(лопата)

В синей чаше алый мяч,

Он и светел и горяч.

(солнце)

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она.

(мышь)

4.Круглое румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(яблоко)

5.Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей.

(берёза)

6.Подходить к дому стала

В небе солнце украло.

(ночь)

Назовите, и запишите одним словом.

Предмет, на котором ездил Емеля -… (печь)

Без него не откроешь замок -…(ключ)

Маленький ребёнок - … (малыш)

Она сверкает на ночном небе - …(звезда)

В поле колосится золотая … (рожь)

Что есть у ребёнка, стула, гриба..(ножка)

Чёрная птица, вестник наступающей весны - .. (грач)

Словарные слова (картинки)

Грамота (разбираем значение слова, наглядный показ, звуко-буквенный анализ, определяем склонение, составляем с данным словом предложение).


 

VI.Динамическая пауза.

Упражнение на развитие памяти.

Учитель бросает ученику мяч и называет склонение, ученик возвращает мяч и называет слово, относящееся к этому склонению.

VII.Игра «Четвёртый лишний»

Упражнения на формирование операций обобщения.

На доске написаны слова.

Берёза рысь карандаш

Осина мышь линейка

Рябина медведь портфель

сирень лошадь пенал

- Прочитайте и назовите одним словом слова каждого столбика.

- Прочитайте названия деревьев и найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?

VIII. Физ. минутка. («Поднимает руки класс…»)

IX.Работа с деформированными предложениями (карточки №1)

Развитие анализа и синтеза.

-Что надо сделать в этом задании?

1) На, росла, лес, большая, опушка, ель.

2) Вокруг, сочная, росла, трава, зелёная.

3) Здесь, в, дни, пел, летние, соловей.

(Устное составление предложений с последующей самостоятельной запись и проверкой)

- В каждом предложении подчеркнуть главные члены предложения, определить склонение подлежащих.

X. Творческий диктант.

Развитие творческих способностей.

-Посмотрите на слайды и назовите существительные 1,2,3 склонения.

- Используя названные существительные, составьте несколько предложений, так чтобы получился связный текст по теме «Осень в лесу»

Прочитать тексты.

XI. Работа в группах.

В тексте найти существительные, поставить их в начальную форму определить склонение.

XII. Итог урока.

Какую тему изучали на уроке.

XIII. Оценка работы учащихся.


 


 


 

Технологическая карта урока

«Склонение имён существительных»

Программа: Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида; под редакцией В.В. Воронковой.

Учебник: Русский язык 5 класс В.В. Воронкова М. «Просвещение» 2006г.

Учебный предмет: Письмо и развитие речи.

Тип урока: Закрепление пройденного материала по теме: «Склонение имён существительных»

Цели урока:

Образовательная:

Закрепить умение определять склонение имён существительных по роду и окончанию

Развивающая

Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в составлении целого

Воспитательная

Воспитание интереса к урокам русского языка.

Средства обучения:

Таблички со схемами (состав слова), сигнальные карточки, презентация на тему «Осень в лесу», карточки с деформированными предложениями, предметные картинки (словарные слова).

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны:

Знать (понимать):

- Понимать представленную информацию по схемам;

- Знать склонение имён существительных.

Уметь:

- Определять склонение имён существительных по роду и окончанию;

-Составлять предложения из данных слов;

-Составлять связный текст по картине.

 

Этапы урока

Содержание этапа

Методическое обоснование,

коррекционная направленность

1

Организационный

Взаимное приветствие учащихся и учителя, организация внимания через нестандартное начало урока (психологический настрой)

Подготовка к письму:

Пальчиковая гимнастика

Стихотворение

Подготовить учащихся к работе на уроке, создать первичную мотивацию к деятельности.

2

Постановка целей и задач

Расшифровка темы урока

формулировка темы урока

Формирование доминирующей темы урока, сотворчество учителя и учащихся в определении цели и задач урока. Упражнение на коррекцию аналитико-синтетической деятельности.

3

Актуализация опорных знаний учащихся.

Работа по теме урока.

Подбери слова к схемам. Упражнения в соотнесении.

Закрепить знания по теме.

Формировать умение сравнивать, видеть общее и отличия, соотносить схемы с данными словами.

4

Тренировочные упражнения на закрепление учебных навыков

Запись слов в три столбика:

-отгадать загадки, отгадки записать

-назови, одним словом

-картинный диктант словарных слов

Организация деятельности, направленной на получение информации из разных наглядных форм. Формирование логического мышления у учащихся, умения

соотносить.

5

Динамическая пауза

Игра с мячом «Подбери слово к данному склонению»

Упражнения на развитие внимания, памяти.

6

Проверка усвоения учащимися материала

Игра «Четвёртый лишний»

Формирование операций обобщения

7

Физ. минутка

Смена деятельности

Формировать умение соотносить движение со словами определённого склонения

8

Работа по карточкам

Из данных слов составить предложения. Определить склонение подлежащего.

Развитие анализа и синтеза


 


 

9

Творческий диктант

Составить текст по теме «Осень в лесу»

Развитие творческих способностей, связной устной и письменной речи.


 

10

Итог урока

Какую тему изучали?

Развитие памяти, внимания.

11

Рефлексия

«Дерево успеха» (повесить фрукт по «вкусу» урока).

Самооценка направленности мотивации и мыслительной

деятельности учащихся

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации