Урок русского языка в 6 классе «Род несклоняемых имен существительных»

2
0
Материал опубликован 9 September 2019

Методическая база урока:

Тема: Род несклоняемых имен существительных

Данный урок русского языка разработан для 6 класса при изучении раздела «Имя Существительное» по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григоряна, И.И.Кулибаба. Русский язык в 6 классе.

Тип урока: закрепление ЗУН.

При проведении урока используется мультимедийная презентация.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Цель урока: закрепление способов определения рода несклоняемых имён существительных.

Задачи урока:

Образовательная: отрабатывать умение в согласовании прилагательных и глаголов прошед-шего времени с несклоняемыми именами существительными.

Развивающая: развивать память, внимание.

Воспитывающая: воспитывать внимательное отношение к словам; обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование к уроку: проектор, интерактивная доска, тетрадь-справочник для учащихся.

Этапы занятия:

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

    Закрепление.

    Контроль.

    Итог (рефлексия, оценивание).

    Домашнее задание.













Сценарий занятия:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы продолжим работать над родом несклоняемых имён существительных. Запишите дату и тему урока.

Сформулируйте задачи сегодняшнего урока.






2. Актуализация знаний

Дайте определения несклоняемым именам существительным.

Вспомните порядок определения рода несклоняемых имён существительных, воспользуйтесь для этого алгоритмом. Откройте тетради-справочники. (Приложение №1). Проговорите в паре алгоритм.

3. Закрепление. Дома вы должны были подобрать 5 несклоняемых имён существительных, начинающих с буквы вашей фамилии (имени) записать их на отдельный листок. Определить лексическое значение записанных слов.

Придумайте задание с этими словами, опираясь на тему урока и задачи.

Таким образом, вы должны обменяться карточками, внимательно прочитать слова, определить род, составить и записать словосочетания в свою тетрадь.

Зачитайте словосочетания (2), в которых есть одушевлённые имена существительные женского рода.

Зачитайте словосочетания (2), в которых есть одушевлённые имена существительные мужского рода.

Зачитайте словосочетания (2), в которых есть неодушевлённые имена существительные, обозначающие географические названия.

Зачитайте словосочетания (2), в которых есть неодушевлённые имена существительные, род которых вы определили по видовому понятию.

Зачитайте словосочетания (2), не соответствующие ни одному из выше названных способов.

В случае ошибки учащихся учитель разбирает пример совместно с учениками, пользуясь при этом алгоритмом.

Работа с презентацией.

Обратите внимание на слайд №2. Названия каких предметов вам знакомы? Посмотрите на следующий слайд (№3). (Определение лексического значения непонятных слов. Приложение №2). Прочитайте слова правильно. Запишите имена существительные.

Аналогичная работа проводится со слайдами №№ 4- 9

Работа в группах. Дифференцированное задание.

Задание для 1 и 3 групп (повышенный уровень).

Определить род существительных, обозначающих продукты питания. Используя формы речевого этикета, а также различные определения (вкусный, спелый, ароматный и другие) угостите своих друзей. Рассказ запишите.

Задания для 2 и 4 групп.

Определите род существительных, обозначающих животных. Используя различные определения (умный, хитрый, сообразительный и другие), проведите экскурсию в зоопарке для своих друзей. Рассказ запишите.

Физкультминутка.

1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд с интервалом 15 сек. В течение 1 минуты.

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы в течение 30-40 сек.

3. Выполняется сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повторить 4-5 раз.


Первая группа зачитайте свой рассказ. Третья группа слушайте внимательно, вам нужно будет оценить рассказ одноклассников.


Третья группа зачитайте свой рассказ. Первая группа слушайте внимательно, вам нужно будет оценить рассказ одноклассников.

Аналогичная работа проводится с учащимися второй и четвёртой групп.

4. Контроль. Выполнение теста

Посмотрите, пожалуйста, на слайд №10-12 Выполнение тестовых заданий.


Самопроверка теста с помощью слайда №13



5. Рефлексия слайд № 14

Я узнал…

Я понял…

Было интересно…

Вызвало затруднение…

6. Оценивание учащихся

7.Домашнее задание: упр. 227 по заданию и постараться найти примеры несклоняемых существительных в названиях кинофильмов, в песнях.



Учащиеся настраиваются на работу, списывают с доски число и тему урока.



Дети формулируют задачи:

- закрепить способы определения рода несклоняемых имён существительных;

- учиться отличать несклоняемые существительные;

- развивать речь.


Учащиеся дают ответ.


Работают в паре по заданию учителя.











Учащиеся высказывают свои предположения: слова записать, составить с ними словосочетания или предложения.

Индивидуальная работа по заданию учителя.




Учащиеся зачитывают словосочетания на каждый случай.



















Ответы учащихся, выяснение значений непонятных слов, запись слов, контроль над правильным произношением.








Работа в группах по предъявленному заданию.
















Выполнение расслабляющих упражнений для глаз.










Представитель от первой группы зачитывает рассказ, учащиеся третьей группы анализируют рассказ товарищей.


Представитель от третьей группы зачитывает рассказ, учащиеся первой группы анализируют рассказ товарищей.




Учащиеся выполняют тестовые задания.



Контролируют правильность выполнения теста.


Оценивают и фиксируют результаты своей деятельности.



Воспринимают информацию.

Записывают домашнее задание.
























Приложение 1

Алгоритм

Определи

О душевлённое Неодушевлённое



Л ицо женского пола Географическое нет

Лицо мужского пола + животное название

Ж .р М.р. Родовое понятие

Но иваси, цеце живописный Капри

(остров) слова -о, -е

Сложносокращённое с.р.

слово

главное слово

АТС (станция)













Приложение 2

Монпансье (фр. Montpensier). Мелкие разноцветные леденцы (красные, зеленые, желтые, фиолетовые), обладающие выраженным ароматом (в прошлом из-за примеси пряностей, ныне — соответствующих эссенций: грушевой, малиновой, вишневой, лимонной).

Гризли (Ursus cinereus Desm., Grizzly-bear американцев) — вид медведей, водящийся в Северной Америке. По внешнему виду похож на нашего медведя, но крупнее его; тогда как европейский бурый медведь редко достигает длины в 2,2 м, длина.

Авокадо персея американская (Persea americana), вечнозеленое дерево семейства лавровых (Lavraceae) из тропической Америки, дающее съедобные плоды, раньше называвшиеся аллигаторовыми грушами.

Мере́нга, безе́ (фр. meringue — меренга; фр. baiser — поцелуй) — французский десерт из взбитых с сахаром и запечённых яичных белков. Иногда используются также винный камень или кукурузный крахмал (в качестве связывающего компонента).

Какаду (Plissolophinae s. Cacatuadae), семейство попугаев; характерные признаки: хохол на голове из длинных, способных подниматься перьев; усеченный хвост почти наполовину закрывается длинными крыльями.


Колибри(Trochilidae) — семейство стрижеобразных птиц, отличающееся длинным тонким клювом, верхняя половинка которого по большей части обхватывает краями нижнюю, отсутствием щетинок у основания клюва, длинным, глубоко раздвоенным языком, который может далеко выдвигаться изо рта, длинными, острыми крыльями с 10, редко 9, большими маховыми и лишь 6 очень короткими малыми, почти скрытыми под кроющими перьями, слабыми, маленькими ногами с длинными когтями.

Кенгуру, семейство сумчатых млекопитающих. Длина тела от 23 см до 1,6 м, хвоста от 13 см до 1,1 м, масса от 1,4 до 90 кг. Большинство передвигается прыжками (до 13 м в длину) на задних лапах, которые длиннее и сильнее передних.

Манго — тропический фрукт со сладким вкусом. Биологически растение относится к роду манго, известно не менее 35 видов. Цвет плода — красный, желтый или зеленый. Мякоть желтая, нитчатой структуры.

Кольраби - вид овощного растения, родственного капусте, у которого кочерыжка составляет основную массу, а листья фактически отсутствуют. Кольраби чрезвычайно полезный продукт. Употребляют ее в супы как капусту, но в мелко нарезанном виде, соломкой. Сырую кольраби применяют в тертом виде (только на мелкой терке) как салат, без иных добавок.

Ле́чо (венг. lecsó) — классическое блюдо венгерской кухни, весьма распространённое в странах Европы. Как и любое популярное блюдо, не имеет точной рецептуры, так как каждая хозяйка в любой стране готовит его по-своему. Неизменным и обязательным является наличие трёх видов овощей: болгарский перец, помидоры и репчатый лук.

Рагу (фр. ragout; от фр. ragoûter — возбуждать аппетит) — блюдо из небольших кусочков вначале обжаренного, а затем тушёного мяса, рыбы, птицы, дичи, овощей или грибов, часто в густом соусе.




























Приложение №3

Тестовое задание

1.Найди «чужого среди своих». Выпиши слово. Решение поясни.

Салями, мисс, какао, фрау.

2. Найди «чужого среди своих». Выпиши слово. Решение поясни.

Сафари, иваси, носки, такси.

3.Укажи правильный ответ.

А) Четырёхместный купе

Б) Военный атташе

В) Солнечное Сухуми

4.Укажи неправильный ответ.

А) Полноводная Конго

Б) Произошёл ЧП

В) Знаменитый маэстро

5. Найди соответствие.

1. Портмоне а) ж.р.

2. Миссисипи б) м.р.

3. НИИ в) с.р.




Ключ:

1. Какао – с.р.

2. Носки – склоняется

3. б

4. б

5. 1-в, 2-а, 3-б

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации