План-конспект урока по русскому языку на тему: Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов.
Класс: 4
Предмет: русский язык
Тема:«Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов.»
(стр.51, учебник 2023 года)
Цель урока:
• приобретение первоначальных представлений о многообразии языка
• овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка (лексика)
• использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка
• развитие функциональной грамотности
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
• осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа
• уважительное отношение к традициям и творчеству своего народа
• стремление к самовыражению в искусстве слова
Метапредметные результаты:
• сравнивать языковые единицы, устанавливать основания для сравнения
• выявлять недостаток информации для решения учебной задачи
• находить в текстах закономерности и делать выводы
Предметные результаты:
• наблюдать за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи)
• распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении
• определять значение слова и фразеологизма в тексте
• уточнять значение слова с помощью словарей
• использовать в речи языковые средства для выразительности текста
ХОД УРОКА:
ЭТАП 1. МОТИВИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ
Учитель: Ребята, послушайте предложения:
"Маша бежала очень быстро" и "Маша бежала во весь дух"
"Петя устал" и "У Пети язык на плече"
В чём разница между этими парами предложений?
(Дети: Во вторых предложениях каждой пары используются особые выражения, которые делают речь более яркой и выразительной.)
Учитель: А если мы возьмём выражение "во весь дух" - можно ли понять его значение из значений отдельных слов?
(Дети: Нет, это устойчивое выражение, которое целиком означает "очень быстро".)
Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
(Дети с помощью учителя формулируют тему: "Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов".)
Минутка чистописания
Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа. Сегодня мы будем писать буквосочетание фр. Обратите внимание на соединение букв.
(Дети прописывают: фр фр фр фр фр)
Словарная работа
Учитель: Запишите слово фразеологизм. Давайте разберём его по составу. От каких слов оно образовано?
(Дети: От греческих слов "фразис" - выражение и "логос" - учение)
Учитель: Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
(Дети записывают: фразеологИзм)
Актуализация опорных знаний
Учитель: Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
(Дети: На прошлом уроке мы писали сочинение по наблюдениям "Листопад".)
Учитель: А теперь подумайте и скажите, в какой жизненной ситуации уместно употребить выражение "Глаза боятся – руки делают"?
(Дети: Это выражение уместно использовать, когда нужно подбодрить человека, который боится начать сложное дело. Смысл в том, что если начать делать, то всё получится, даже если сначала кажется сложным.)
ЭТАП 2. ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
Учитель: Выполним упражнение 82. Прочитайте отрывок из "Дневника фокса Микки".
(Дети читают текст, находят фразеологизм "глаза на лоб полезли", объясняют его значение - очень сильно удивиться. Записывают текст в тетрадь.)
Учитель: В русском языке много фразеологизмов. Это устойчивые сочетания слов, которые имеют целостное значение. Их нельзя понять по значению отдельных слов. Например: "зарубить на носу" - запомнить, "водить за нос" - обманывать, "сломя голову" - очень быстро.
Физминутка
Закрепление изученного материала
Работа с карточками
Учитель: Выполните задания на карточках.
Карточка "Фразеологизмы":
1. Соедините фразеологизм и его значение:
Как две капли воды - очень похожи
Держать язык за зубами - молчать
Сломя голову - быстро
Водой не разольёшь - крепкая дружба
2. Составьте предложения с двумя фразеологизмами (на выбор).
(Дети выполняют задания, потом обмениваются карточками и проверяют работу друг друга.)
ЭТАП 3. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ
Учитель: Что нового вы узнали о фразеологизмах?
(Дети: Узнали, что фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, которые делают нашу речь более яркой и выразительной. Их значение нужно понимать целиком, а не по отдельным словам.)
Учитель: Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных кружков:
- я всё понял и могу объяснить другому
- - я понял, но есть небольшие вопросы
- - мне нужна помощь
(Дети показывают кружки.)
Домашнее задание: выучить правило на стр. 51, выписать из фразеологического словаря 5 фразеологизмов и объяснить их значение.