План-конспект урока по русскому языку на тему: Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов.

0
0
Материал опубликован 18 November

Класс: 4

Предмет: русский язык

Тема:«Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов.»

(стр.51, учебник 2023 года)

Цель урока:

приобретение первоначальных представлений о многообразии языка

овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка (лексика)

использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка

развитие функциональной грамотности

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа

уважительное отношение к традициям и творчеству своего народа

стремление к самовыражению в искусстве слова

Метапредметные результаты:

сравнивать языковые единицы, устанавливать основания для сравнения

выявлять недостаток информации для решения учебной задачи

находить в текстах закономерности и делать выводы

Предметные результаты:

наблюдать за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи)

распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении

определять значение слова и фразеологизма в тексте

уточнять значение слова с помощью словарей

использовать в речи языковые средства для выразительности текста

ХОД УРОКА:

ЭТАП 1. МОТИВИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ

Учитель: Ребята, послушайте предложения:

"Маша бежала очень быстро" и "Маша бежала во весь дух"

"Петя устал" и "У Пети язык на плече"

В чём разница между этими парами предложений?

(Дети: Во вторых предложениях каждой пары используются особые выражения, которые делают речь более яркой и выразительной.)

Учитель: А если мы возьмём выражение "во весь дух" - можно ли понять его значение из значений отдельных слов?

(Дети: Нет, это устойчивое выражение, которое целиком означает "очень быстро".)

Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

(Дети с помощью учителя формулируют тему: "Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов".)

Минутка чистописания

Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа. Сегодня мы будем писать буквосочетание фр. Обратите внимание на соединение букв.

(Дети прописывают: фр фр фр фр фр)

Словарная работа

Учитель: Запишите слово фразеологизм. Давайте разберём его по составу. От каких слов оно образовано?

(Дети: От греческих слов "фразис" - выражение и "логос" - учение)

Учитель: Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

(Дети записывают: фразеологИзм)

Актуализация опорных знаний

Учитель: Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

(Дети: На прошлом уроке мы писали сочинение по наблюдениям "Листопад".)

Учитель: А теперь подумайте и скажите, в какой жизненной ситуации уместно употребить выражение "Глаза боятся – руки делают"?

(Дети: Это выражение уместно использовать, когда нужно подбодрить человека, который боится начать сложное дело. Смысл в том, что если начать делать, то всё получится, даже если сначала кажется сложным.)

ЭТАП 2. ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

Учитель: Выполним упражнение 82. Прочитайте отрывок из "Дневника фокса Микки".

(Дети читают текст, находят фразеологизм "глаза на лоб полезли", объясняют его значение - очень сильно удивиться. Записывают текст в тетрадь.)

Учитель: В русском языке много фразеологизмов. Это устойчивые сочетания слов, которые имеют целостное значение. Их нельзя понять по значению отдельных слов. Например: "зарубить на носу" - запомнить, "водить за нос" - обманывать, "сломя голову" - очень быстро.

Физминутка

Закрепление изученного материала

Работа с карточками

Учитель: Выполните задания на карточках.

Карточка "Фразеологизмы":

1. Соедините фразеологизм и его значение:

Как две капли воды - очень похожи

Держать язык за зубами - молчать

Сломя голову - быстро

Водой не разольёшь - крепкая дружба

2. Составьте предложения с двумя фразеологизмами (на выбор).

(Дети выполняют задания, потом обмениваются карточками и проверяют работу друг друга.)

ЭТАП 3. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ

Учитель: Что нового вы узнали о фразеологизмах?

(Дети: Узнали, что фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, которые делают нашу речь более яркой и выразительной. Их значение нужно понимать целиком, а не по отдельным словам.)

Учитель: Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных кружков:

t1763486669aa.gif- я всё понял и могу объяснить другому

t1763486669ab.gif- - я понял, но есть небольшие вопросы

t1763486669ac.gif- - мне нужна помощь

(Дети показывают кружки.)

Домашнее задание: выучить правило на стр. 51, выписать из фразеологического словаря 5 фразеологизмов и объяснить их значение.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.