План-конспект урока русского языка на тему: «Употребление частиц в речи» (7 класс)

2
0
Материал опубликован 3 November 2016 в группе

УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧАСТИЦ В РЕЧИ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кадетская школа № 7 им. В. В. Кашкадамовой г. Ульяновск. Урок русского языка 7 класс. Учитель: Князькин Владимир Николаевич

Сегодня мы должны: применить все те знания, которыми мы овладели по теме «Частица», отработать свои знания на практике, научиться правильно употреблять частицы в речи.

Итак, давайте вспомним что же такое частица и для чего она может служить: частица – служебная часть речи, которая не называет ни предметов, ни признаков, ни действий; не бывает членами предложения, не изменяется; вопрос к частице задать нельзя.

Частицы служат для: 1. Для образования наклонений глагола: -- форма повелит. наклонения: Да здравствует солнце, да скроется тьма. -- форма сослагательного наклонения: То же слово, да не так бы молвил. Такие частицы называются формообразующими.

2. Для выражения различных оттенков значения в предложении: Ну что за шейка, что за глазки! (восклицание).

Для закрепления материала обратимся к упражнению № 369.

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, ещё какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

Найдите в тексте частицы.

Проверь себя: - ка, характерна для разговорной речи. ж, служит для выражения восклицания.

Проведём морфологический разбор частиц: скажи-ка; всё-таки.

Проверь себя: I. (Скажи)-ка – частица, так как она вносит дополнительное значение смягчения требования; II. Морфолог. признаки: неизменяемое. I. Всё-таки (она круглая.) – частица, так как она вносит дополнительное значение усиления; II. Морфолог. признаки: неизменяемое.

Сделаем вывод о роли частиц в предложении: употребление частиц характерно для разговорной речи.

Выполним упражнение № 373

Проверь себя: Лишь – ограничение; Как - восклицание; Не – отрицание; Ни – усиление отрицания; Как – восклицание; Бы – форма условного наклонения; Вот – указание . . .

На земле х.роших людей (не) мало С.рдечных людей (не) мало И всё..таки лу.ше всех на земле – Мама. Моя мама. (Р. Рождественский)

Задание: списать стихотворение, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

На земле хороших людей немало, Сердечных людей немало, И всё-таки лучше всех на земле – Мама. Моя мама. (Р. Рождественский)

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.