План-конспект урока истории для 7 класса «Аграрная политика Османской империи в XV веке»
План-конспект урока истории для 7 класса
Я разработала урок для 7 класса на тему: «Аграрная политика Османской империи в XV веке». Тип данного урока – комбинированный. Я использовала такой тип урока, потому что комбинированный урок включает в себя разнообразные средства, методы и виды деятельности учителя и учащегося, такие как лекция, диспут, тестовый контроль и тому подобное. На мой взгляд, данный тип урока помогает нам наиболее точно определить возможности каждого ученика, выявить у каждого ребенка возникшие затруднения и во время их устранить, используя дифференцированный подход.
Цели урока: 1) сформировать у учащихся представление о том, каким образом происходило распределение земли в Османской империи, определить. 2) развивать у учащихся представление о видах аграрного обложения. 3) воспитывать у учеников ответственность за соблюдение закона, на наглядном примере граждан Османской империи (за нарушение земельного законодательства).
Основные понятия: вакуф, натуральный налог, тимар, зеамет, хассы, ашар.
Основные персоналии: султан Мехмед II Фатих.
Межпредметные связи изучаемого материала: на уроке были использованы межпредметные связи с изобразительным искусством, информатикой, музыкой и литературой (учащимся были показаны различные изображения в научной литературе по теме, к примеру, портреты султанов, на уроке использовалось музыкальное сопровождение (восточные песни), а также занятие сопровождалось наглядной демонстрацией слайдов).
Используемое оборудование и наглядные пособия: интерактивная доска, компьютер, проектор, флешкарта, портреты султанов империи, карточки для заполнения, смайлики с улыбкой и грустью
План урока:
Проверка домашнего задания.
Мотивация учащихся к изучению темы, мозговой штурм;
Постановка цели и задач;
Объяснение нового материала;
Самостоятельная работа (заполнение карточек);
Подведение итогов урока.
Ход урока
Этапы урока и время |
Деятельность учителя (содержание объяснения нового материала, вопросы, задания и т.п.) |
Деятельность учащихся |
Организационный момент, проверка домашнего задания. 5 мин. |
В начале урока учитель приветствует учеников и предлагает проверить домашнее задание. Для этого просит нескольких учащихся выполнить тестовые задания на интерактивной доске. |
Учащиеся решают тест на доске. |
Мотивация учащихся к к изучению темы, мозговой штурм 3 мин. |
Затем учитель мотивирует учащихся на изучение новой темы с помощью просмотра 2-минутного слайд-шоу, «Аграрная политика Османской империи в XV веке», составленную учителем. После его просмотра учитель спрашивает ребят: «играет ли аграрная политика какую либо роль в жизни государства». |
Ребята должны дать положительный ответ с объяснением своей позиции. Учитель направляет учащихся к к верному решению. |
Постановка цели и задач 3 мин. |
Во время постановки целей и задач занятия (в совместном обсуждении с учениками) включается фоновой звук (классическая восточная музыка). Цели и задачи после их формулирования выводятся на слайде. |
Ребята активно формулируют цели и задачи данного занятия. |
Объяснение нового материала 15 мин. |
Объяснение нового материала педагог начинает с общих сведений об османской империи: «Османская империя – одно из могущественнейших государств в период средних веков. Прославившись своими завоевательными походами и стремлением стать правителями мира, турецкие султаны навсегда оставили след во всемирной истории. Политика повелителей в аграрном вопросе позволила сохранить завоеванные земли, грамотно распределить ее в руках фаворитов и простых османов». После выступления учитель спрашивает у учащихся: «Что же они знают вообще об Османской империи?» Какие фильмы или мультфильмы они смотрели, читали книги, какие картины они видели по теме. Затем учитель предлагает учащимся познакомиться с земельной политикой государства, рассказывает учащимся новый материал о распределении султанских владений внутри империи, о принципах, которыми руководствовались султаны. Дает определение главным понятиям и определяет их место в политике государства, демонстрируя ключевые пункты на слайдах. Рассказывает об аграрном налогообложении того периода (о натуральном и денежном налогах), об ответственности за несоблюдение аграрного налогообложения, показывая одновременно картинки (портреты) султана. |
Учащиеся активно принимают участие в повествовании, отвечают на сопутствующие вопросы и конспектируют материал, дают определение основным понятиям. |
Самостоятельная работа (заполнение карточек); 8 мин. |
После объяснения материала учитель предлагает ребятам закрепить полученные знания, ответив на вопросы в карточках, выданных учителем перед уроком каждому ученику (2 варианта). После того, как ребята закончат свою работу учитель выводит на интерактивной доске карточки с правильными ответами, и предлагает ребятам самостоятельно оценить свои достижения, подняв в руке заранее заготовленные для них «смайлики» - с улыбкой, или грустью, в зависимости от принятия новой темы. |
Учащиеся с помощью полученных знаний и конспекта урока отвечают на карточках на вопросы. |
Подведение итогов урока. 5 мин. |
В конце урока можно организовать дискуссию: могла ли аграрная политика вестись султаном другими способами; как бы в этом случае развивалось Османская империя? Учитель предлагает учащимся разноуровневое домашнее задание (на отметки 3, 4, 5 соответственно). |
Учащиеся предлагают свои варианты развития событий. Учитель корректирует при необходимости ответы учеников. |