Конспект урока русского языка в 11 классе «Духовно-нравственный выбор человека. "Сноровистая наука" или нравственные ценности»
Конспект урока русского языка в 11 классе.
Тема: Духовно-нравственный выбор человека.
«Сноровистая наука» или нравственные ценности.
Предмет: русский язык
Класс: 11
Цель: Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по теме «Нравственность. Выбор жизненного пути» (формат ЕГЭ, С1)
Обучающая цель урока:
Создать условия для формирования умения работать над сочинением-рассуждением по прочитанному тексту; умения анализировать текст, знать приемы чтения; научить писать сочинение-рассуждение по тематическому блоку «Нравственность. Выбор жизненного пути», аргументированно высказывать собственное мнение по проблеме.
Развивающая цель:
Создать условия для развития творческих способностей учащихся, обогащение и пополнение словарного запаса, развитие умения мыслить ( анализировать, выделять главную и второстепенную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, обобщать), развитие метапредметных связей (литература, обществознание, культурология).
Воспитательная цель:
Приобщить учащихся к нравственным ценностям; воспитывать способность участвовать в совместном принятии решения, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в паре, группе.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Вид урока: урок-исследование.
Форма: работа в парах и группах.
Оборудование: мультимедийная установка, ПК, текст Тедрякова, карточки
Ход урока
Организационный этап. Вступительное слово учителя.
Стадия 1. ВЫЗОВ.
Мотивация познавательной деятельности.
Слайд 3.
Эпиграф: Растите детей ваших в добродетели: только она одна может дать счастье.
Людвиг Ван Бетховен (композитор, дирижёр, пианист)
На свете счастлив только тот,
Кто треволнений избегает,
Тот, кто любви не признает,
Кто красотой пренебрегает,
Тот, кто не ведает обид,
Которыми другой убит.
Гартман фон Ауэ (лирический и эпический поэт средневековья)
Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые гости и уважаемые ученики 11 класса. Рада вас всех видеть. Надеюсь, это взаимно. Садитесь, пожалуйста, и давайте начнем наш урок.
Целеполагание. Формулировка темы и задач урока.
Вопрос: Ребята, перед вами 2 эпиграфа. Прочитайте их, пожалуйста.
1.Какое ключевое слово в обоих эпиграфах? (счастье)
2. Как вы понимаете смысл 1-го эпиграфа? Что такое добродетель?
(способность человека совершать добро, способность понимать и любить людей)
3. Проанализируйте второй эпиграф. (ответы детей)
- В чем смысл такой человеческой жизни? В чём её ценность?
4. Ребята, а что представляют собой, выражают оба эпиграфа?
(разные точки зрения на воспитание, на жизнь в целом. Это разные жизненные позиции).
- А какой позиции вы придерживаетесь, какая вам ближе?
- Ребята, послушайте песню известного поэта – барда, с творчеством которого мы знакомились на уроке литературы, Булата Окуджавы (презентация, песня «Виноградная косточка»)
- В чем Окуджава видел ценность человека, человеческой жизни? (в друзьях, в любви, в вере в Бога, в красоте). Это ещё одна точка зрения, жизненная позиция.
Слайд 4
Я вам предлагаю сегодня для обсуждения вот такую тему: Духовно- нравственный выбор человека. «Сноровистая наука» или нравственные ценности.
Ребята, а к какому виду проблем можно отнести тему урока?
(Нравственность. Выбор жизненного пути)
Сформулируйте цель нашего урока.
(примерные ответы детей: выяснить, что такое духовно-нравственный выбор человека, какого человека можно назвать нравственным; научиться находить проблему в тексте; научиться хорошо писать сочинение часть С ЕГЭ,)
Цель: сегодня, ребята, наш разговор будет о жизни. В жизни у каждого человека всегда есть выбор. Какой выбор вы сделаете в начале вашего жизненного пути: захотите ли выучиться «сноровистой науке» или пойдете по другому, не всегда лёгкому, но правильному нравственному пути – это и будет главным вопросом, на который вы попробуете ответить на сегодняшнем уроке.
Конечным продуктом нашей работы будет написание сочинения-рассуждения.
На уроке мы будем использовать приёмы технологии развития критического мышления; основной формой работы будет работа в группах; в каждой группе есть лидер, который должен организовать работу в группе и в конце урока оценить участников своей группы, заполнив таблицу.
Ну, а теперь давайте оформим запись в тетрадях, запишите число, тему урока и понравившийся эпиграф.
Ребята, а что такое «нравственность», как вы объясните значение этого слова?
А вот какое определение слову «нравственность» дается в словаре.
Слайд 5.
Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой
НРАВСТВЕННОСТЬ, -и, ж. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. II прил. нравственный,-ая, -ое. Н. кодекс человека.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.
нравственность ж. 1) а) Совокупность норм, определяющих поведения человека. б) Поведение человека, основывающееся на таких нормах. 2) Моральные качества.
Выключить проектор
- Ребята, а почему одного человека называют нравственным, а другого безнравственным? Ответ на этот вопрос попытайтесь найти, работая в группе.
Задание 1 группе: обсудите, какого человека называют нравственным.
Задание 2 группе: обсудите, какого человека называют безнравственным.
Давайте составим на доске общий список наших знаний и предположений в форме кластера. Я прошу выйти по одному представителю от каждой группы для составления кластера. 1 группа составьте кластер с словосочетанием «нравственный человек», 2 группа – «безнравственный человек»
Учитель:
Нравственная личность – это не только знание общих моральных принципов, это реальное умение следовать им в повседневной жизни, быть готовым к достойным поступкам в любых жизненных ситуациях.
Включить проектор
Слайд 6
II . Стадия 2. ОСМЫСЛЕНИЕ.
Проблема духовно-нравственного воспитания относится к разряду «вечных», актуальна она и в наше время. Почему? Каждый из вас ответит в аргументированной части сочинения. Русская литература помогает человеку разобраться в сложных жизненных ситуациях, найти истинные ориентиры и ценности, которые нужны в жизни. Давайте познакомимся с отрывком из повести Владимира Фёдоровича Тендрякова «Расплата».
Актуализация изученных знаний, умений и навыков.
Слайд 7.
Работа над текстом.
У вас на столах у каждого текст Тендрякова. Я предлагаю прочитать этот текст по ролям. Задание: передать голосом чувства говорящих. Я попрошу прочитать этот текст по ролям Семёнова Ивана, он будет читать слова отца Сони Потехиной, Василия Петровича, и Койнова Дмитрия, он будет читать слова учителя литературы.
Задание классу: По ходу прочтения текста сделайте на полях пометки "V", "+", "-", "?", используя прием «Инсерт»
Слайд 5.
ИНСЕРТ – прием маркировки текста
V |
+ |
— |
? |
я это знал(а) Поставьте на полях этот знак, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете и или думали, что знаете |
новое для меня Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым |
думал(а) иначе Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете |
непонятно, нужно разобраться Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу |
Текст
(1)До сих пор вспоминаю тот разговор с отцом Сони Потехиной, который случился у меня после родительского собрания. (2)Василий Петрович тогда сам начал его:
(3) – Слышали: прямая линия короче кривой – геометрия! (4)И все верят в это, понять не хотят – в жизни-то геометрия совсем иная, там кривые пути всегда прямых короче. (5)А чему вы, преподаватель литературы, детей учите?
(6) – Русской литературе хотя бы. (7)А она тем знаменита, что лучше других разбирается в запутанной жизни. (8)Да, в запутанной, да, в сложной!
(9) – Вы учите – будь только честным и никак по-другому?
(10) – Учу.
(11) – И зла никому не делай – учите?
(12) – Учу.
(13) – И сильного не бойся, слабому помогай, от себя оторви – тоже учите?
(14) – Тоже.
(15) – А-а! – восторжествовал мой собеседник. – И это не по линеечке жить называется! (16)Не геометрию из книжек преподаёте! (17)Запутанно, сложно, а прямолинейненько-то поступай!
(18) – А вам бы хотелось, чтоб я учил – будь бесчестным, подличай, изворачивайся, не упускай случая сделать зло, перед сильным пасуй, слабому не помогай… (19)Неужели, Василий Петрович, вам хочется такой вот свою дочь видеть?
(20) – Я хочу… – Василий Петрович даже задохнулся от негодующего волнения. – Одного хочу – чтоб Сонька моя счастливой была, приспособленной! (21)Чтоб зáгодя знала, что и горы крутые, и пропасти в жизни встретятся, пряменько никак не потопаешь, огибай постоянно. (22)Ежели можно быть честной, то будь, а коль нельзя – ловчи, не походи на своего отца, который лез напролом да лоб расшиб… (23)Хочу, чтоб поняла, и крепко поняла, что для всех добра и люба не станешь и любви большой и доброты особо от других не жди. (24)Хочу, чтоб не кидалась на тех, кто сильней, кто легко хребет сломать может, а осторожничала, иной раз от большой нужды и поклониться могла. (25)Хочу, чтоб дурой наивной не оказалась. (26)Вот чего хочу! (27)Ясно ли? (28)Вот если бы этой сноровистой науке вы мою Соньку научили, я бы первый вам в ножки поклонился.
(29) – Всех этому научить или только одну вашу дочь?
(30) – Всех, всех, чтоб вислоухими не были!
(31) – Так что же получится, Василий Петрович, – все науку воспримут, все станут не вислоухие, а ловкачи, все будут стараться обманывать друг друга, хребет ломать тем, кто послабей… (32)В дурном же мире Соне жить придётся. (33)Не пугает это вас?
(34) – А что делать-то, когда он, мир, таков и есть, доброго слова не стóит? (35)И сменять его на другой какой, получше, нельзя – один всего. (36)Выхода нет – приспособляйся к нему.
(37) – Сменять наш мир на другой нельзя, а вот попробовать как-то
исправить его…
(38) – Ой, не учите вы детей наших мир исправлять. (39)На что мне весь мир! (40)Могу ли я с ним, со всем миром, справиться? (41)Иль надеяться могу, что справится Сонька? (42)С ума ещё не сошёл – ни себя, ни её Наполеоном великим не считаю! (43)Я маленький человек, и она в крупную не вырастет. (44)Нужно мне совсем мало – чтоб дочь родная счастливо жила. (45)А остальные уж пусть сами как-нибудь без меня устраиваются… (46)А вы!
(По В. Тендрякову*)
*Тендряков Владимир Фёдорович (1923–1984) – прозаик, автор остроконфликтных повестей о деревне, духовно-нравственных проблемах общества.
Отрывок из повести «Расплата».
Учитель: Спасибо, мальчики. Удалось Диме и Ване передать голосом чувства героев данного текста?
- Какие мысли, чувства, ощущения возникли у вас, когда вы читали и слушали этот текст?
Поделитесь, пожалуйста.
- А теперь, ребята, вернитесь ещё раз к тексту, к своим пометкам на полях и заполните таблицу (листы с таблицей у вас на столах; ученики заполняют столбцы таблицы)
- Давайте обсудим ваши записи (ученики озвучивают свои таблицы: что вы знали? Что оказалось новым? Что противоречит тому, что вы знаете? В чем нужно разобраться, что непонятно, что неожиданно? Выключить проектор
Работа с текстом. Внимание к слову. Проблемные текстовые ситуации.
Диалог с текстом. Главная мысль. Понимание.
Беседа.
Определите тему текста.
(Воспитание и обучение детей)
- А есть ли связь между эпиграфами и данным текстом? (это тоже позиции 2 человекна воспитание, на то, как нужно жить, чтобы быть счастливым)
Кто главные герои?
- Какой основной приём использует автор в данном тексте при описании этих героев? ( антитеза) –противопоставление
- А чтобы выявить эту противоположность героев, что необходимо сделать? (сравнить)
- По каким критериям их можно сравнить?
-социальный слой общества, социальное положение (интеллигент – обыватель)
- уровень образования (высокий – низкий). А в тексте это как проявляется? (в речи героев)
- профессия (учитель – рабочий)
Учитель: Каждый из героев имеет свою точку зрения и выражает её эмоционально, пытаясь убедить противника в своей правоте.
2.Работа в группах.
- А сейчас я вам предлагаю продолжить работу в группах. 1 группа пытается рассмотреть позицию учителя.
2 группа размышляет над точкой зрения Василия Петровича;
Задание каждой группе: выпишите из текста цитаты, в которых, по вашему мнению, отражается позиция каждого из участников разговора. (Взгляды учителя; взгляды Василия Петровича).
- Через какие языковые средства передаётся речь учителя? 1 группа
- С помощью каких языковых средств передаётся состояние отца? 2 группа
Взгляды учителя-интеллигента |
Взгляды Василия Петровича-обывателя |
1.Русская литература знаменита тем, что лучше других помогает разобраться в сложных вопросах жизни, проповедует истинные духовно-нравственные ценности (6-8П) 2.Нравственные ценности в жизни и литературе: а) честность (9) б) доброта, не делать зла никому, любовь (11П) в) сильного не бояться, слабому помогать, быть милосердным (13П) г) верить людям 3.Жизненная позиция по отношению к миру: а) мир можно «попробовать как-то исправить» (37 П), изменяя себя в лучшую сторону. |
1.В жизни-то геометрия совсем иная, там кривые пути всегда прямых короче (21П), надо учить сноровистой науке (28П). В жизни всё совсем по-другому, чем учат в школе, в школе учат жить по линеечке (17 П). 2.Жизненная философия простого обывателя: а) если можно быть честным, то будь, если нет-ловчи (22П) б) для всех добрым и любимым не станешь, от людей любви и доброты не жди (23П) в) с сильными напролом не лезть, осторожничать, уметь поклониться (24П) г) не быть дурой наивной (25 П), вислоухими не быть (30П) 3. Жизненная философия «маленького» человека: а) не учите мир исправлять (38 П), приспособляйтесь к нему (36 П), мир дурной, доброго слова не стоит (34 П), пусть каждый сам в одиночку устраивается (45П). |
- Давайте предоставим слово 1 группе. Взгляды учителя.
- Слово 2 группе. Взгляды Василия Петровича
- Речь какого героя более эмоциональна? (Василия Петровича).
Вопрос 1 группе: Через какие языковые средства передаётся речь учителя?
(неполные предложения - тоже, безличные предложения-«Всех этому научить…», «Сменять его на другой нельзя, а вот попробовать исправить его…»; многоточие (предл. 18, 31, 37) , вопросительные предложения)
Вопрос 2 группе: С помощью каких средств передаётся состояние отца? (С помощью вопросительных, восклицательных предложений, повторов слова “хочу”. Отец использует в своей речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (прямолинейненько, по линеечке); разговорную лексику (загодя, сноровистая, коль).
3.Формулирование проблемы
- На какие вопросы отвечают участники диалога? (Как нужно жить? Какие ценности беречь и передавать детям?
- Ребята, сформулируйте, пожалуйста, проблему исходного текста, возможно, их будет несколько.
- Итак, какие проблемы волнуют автора?
(ученики озвучивают обнаруженные ими проблемы) Включить проектор
Слайд 8.
- Ребята, внимание на экран, перед вами сформулированные проблемы исходного текста. Прочитайте и запишите их в свои тетради рядом с теми, которые вы сформулировали самостоятельно.
(читаю со слайда)
-Как нужно жить? (проблема взаимоотношений человека и мира)
- Как относиться к своему ребенку? (проблема родительской любви и воспитания)
-Чему нужно учить детей? Какие нравственные ценности следует воспитывать в них?
( проблема выбора нравственных ценностей в воспитании молодого поколения)
- Как русская литература помогает в воспитании подрастающего поколения?
- Можно ли в одиночку изменить мир, влиять на него, пытаться исправить, или все должны плыть по течению, подчиняться и приспосабливаться?
-Что же такое счастье? Как его достигнуть в жизни? Выключить проектор
III.Формулировка идеи. Авторской позиции.
В данном тексте сталкиваются две противоположные точки зрения, отражающие различные представления о жизни. Задание ученикам:
1 группа. Опишите учителя литературы. Какова его правда?
Продолжите предложение:
Учитель считает …
2 группа. Как вы думаете, отец любит свою дочку? Какова его правда? Как нужно жить в его понимании?
Продолжите предложение:
По мнению Василия Петровича …
- Так что это за «сноровистая наука», по мнению Василия Петровича?
- А как вы понимаете смысл предложения 43: «Я маленький человек, и она в крупную не вырастет»? (считает себя неудачником, ничего не добился, и дочь ничего не добьется, он ничего не может изменить, «винтик», не верит ни в себя, ни в свою дочь)
Задание всему классу:
- Как вы считаете, кто прав в споре?
- А как считает автор? (автор считает, что детям нужно прививать «вечные» нравственные ценности. А в помощь им – учителя и русская литература: «А она тем и знаменита, что лучше других разбирается в запутанной жизни».)
- На чьей вы стороне? Чьей точки зрения придерживаетесь?
- Чему учат вас ваши родители? Какие советы дают о том, как надо жить, каким человеком быть?
- Согласны ли вы с учителем, можно ли изменить мир, попытаться его исправить? Как?
( Меняя себя в лучшую сторону, в наших силах сделать мир добрее и светлее)
Составление синквейна
Работайте в группах
- Ребята, в начале урока мы с вами рассуждали о том, что такое «нравственность». Я вам предлагаю составить синквейн.
1 группа, которая работала с образом учителя: составьте синквейн со словом «Нравственность».
2 группа, которая анализировала отца девочки, Василия Петровича: составьте синквейн со словом «Безнравственность»
Поделитесь своими синквейнами. (ученики читают синквейны)
Итог урока. Рефлексия.
Совсем скоро прозвенит для вас ваш последний школьный звонок, вам откроются двери огромной жизни, полной разных событий и открытий. От каждого из вас зависит, какой выбор сделаете вы, чтобы жизнь сложилась счастливо. Человек должен стремиться стать счастливым, но только не любым путём и не любыми средствами. Уже сегодня вы можете задать себе вопрос: а какой я человек – нравственный или безнравственный. Что я могу в себе изменить, чтобы стать лучше?
Нравственной личностью человек становится лишь тогда, когда в душе его навсегда поселились совесть, стыд, ответственность и долг. Это четыре важнейших источника, питающих моральную доблесть и культуру человека. В подтверждение своей мысли мне хочется прочитать вам стихотворение Булата Шалвовича Окуджавы:
Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек.
Совесть, благородство
и достоинство…
Спасибо вам, ребята, за сегодняшний урок, за вашу откровенность и за желание поговорить по душам.
- Оцените работу группы, заполните таблицу. (обсуждают оценки)
Домашним заданием будет написание сочинения-рассуждения по данному тексту. Подумайте, какие произведения помогут вам аргументировать вашу точку зрения.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что вы узнали сегодня интересного и полезного?
- А какие формы работы, приёмы мы использовали на уроке: работа в парах, в группах, составление кластера, прием «инсерт», составление таблицы, работа с текстом, составление синквейна.
- Что вы чувствовали на уроке? Испытали ли вы положительные эмоции от сегодняшней работы, от общения со мной, друг с другом?
Мне было сегодня с вами интересно, волнительно. Я очень вами довольна. Спасибо. Урок окончен.
В течение урока заполните опорную таблицу для написания собственного сочинения-рассуждения:
План работы с исходным текстом |
Рабочие материалы |
|
Проблема |
Какой вопрос наиболее волнует автора? |
1) |
2) |
||
Комментарий |
1.На каком материале автор раскрывает проблему? 2.На какие аспекты проблемы он обращает внимание? 3.Почему именно эти аспекты его волнуют? |
1) |
2) |
||
3) |
||
4) |
||
5) |
||
6) |
||
Авторская позиция (идея текста) |
1.Что хотел автор сказать читателю? Над чем заставил задуматься? 2.Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? 3.Какие языковые средства помогли увидеть авторскую позицию? |
1) |
2) |
||
3) |
||
4) |
||
Собственная позиция (аргументация) |
С чем можно согласиться? Что вызывает возражения? |
1 аргумент: |
2 аргумент: |
Сформулируйте авторскую позицию по вашей проблеме. Почему автор так считает? Подтвердите цитатами из текста, если это возможно.
Литературные герои в помощь современные ученикам. Кто из литературных героев поможет вам аргументировать вашу позицию?
Слайд 9.
Чацкий и Молчалин из комедии Грибоедова «Горе от ума», Петр Гринев из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», Чичиков из Поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», Болконский и Пьер Безухов из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», герои А. П. Чехова, М. Горького, И. Гончарова, В. М. Шукшина, В. Распутина и другие.
Слайд 10.
В обществознании сформулированы важнейшие принципы современной нравственной культуры личности. Используйте эти принципы для аргументации своей позиции по данному вопросу.
Наименование принципа |
Его сущность |
«Золотое правило» нравственности |
«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми. |
Моральная автономия личности |
Этот принцип означает, что личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством. О личности судят по его личным качествам и поступкам. |
Гуманизм |
Человеколюбие, забота о благополучии и счастье каждого. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др. |
Аргументы учеников для дискуссии:
Мы в силах изменить мир, немного «исправить» его. Меняя себя в лучшую сторону, в наших силах сделать мир добрее и светлее. В доказательство данной позиции хотел бы привести произведение М.Горького «Старуха Изергиль». В одной части рассказывается о молодом красавце Данко. Этот юноша помог людям, загнанным в непроходимый дремучий лес … Благодаря горящему сердцу Данко люди смогли найти путь в темноте и выжить. Этот пример из художественной литературы показывает , что человек способен в одиночку изменить мир, пусть даже это стоит ему жизни…
Хотел бы рассказать притчу о властелине и мудреце. Властелин поймал бабочку, зажал её в ладонях и спросил мудреца: «Жива бабочка или мертва?» На что последний ответил: «Всё в твоих руках». И, действительно, всё в наших руках, стоит лишь приложить усилия и сделать верный выбор.
Счастье искали многие литературные герои. Погоня за личным благополучием, мещанскими радостями – это счастье обычное, примитивное. Когда забывают о ценностях духовных, жизнь наказывает героев. Хотелось бы привести пример из романа И.А. Гончарова «Обломов». Один из главных героев Андрей Штольц олицетворяет, по мнению писателя, век практический, рационалистический, энергичный . Это делец, главное для него сделать карьеру, обеспечить будущность свою и своего потомства. Он честен, благороден, но его не мучает то, что не касается его дела и его семьи ,ему неведомы сомнения, муки сердца, он сосредоточен на своем, «малом». Штольц говорит Ольге : « Мы не Титаны с тобой, мы не пойдем на дерзкую борьбу, … смиренно переживем дерзкую минуту…» . Духовная неудовлетворенность, апатия, тоска мучают Ольгу. Нет счастья в семье, детей, развития. Жизнь словно остановилась…
«Маленький» человек – мещанин-обыватель. Какова его роль в жизни? Трагедией может закончиться жизнь, когда в ней нет духовности, любви, взаимопонимания. Хочется привести пример из рассказа В. М. Шукшина «Жена мужа в Париж провожала». Главный герой Колька Паратов – обаятельный парень, крепкий, очень надежный, любит в субботу выпить и устраивает концерты на гармошке у подъезда. Ненавидит за это его жена Валюша, стыдится. Почему нет в семье счастья? Двухкомнатная кооперативная квартира в Москве, дочка Нина, хорошенькая. Горе началось с того, что Колька обнаружил у жены жадность к деньгам, накопительству, неуважение к матери, грубость, стала пропадать вечерами. Не семейная жизнь стала для Кольки , а добровольная каторга, терпеть сил не было: руки отвыкали от работы, душа тратилась на мелкие мстительные чувства, с такой жизни можно было стать идиотом и пьяницей. После очередной семейной ссоры включил Колька газ, обе горелки… Гонка за благополучием закончилась трагедией.
Слайд 11.
Прочитайте отрывок из стихотворения Левитанского Ю.Д.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку,
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже, как умею.
Ни к кому претензий не имею,
Каждый выбирает для себя.
Написать введение и заключение к тексту, используя речевые образцы. Обучение написанию (распечатка плана композиции сочинения части С).
Вступление Заключение
Приёмы: Приёмы:
1) сообщение о теме; 1) нравственный вывод;
2) сообщение об авторе; 2) резюмирование;
3) сообщение о прочтении текста; 3) цитата;
4) афоризм; 4) афоризм;
5) риторический вопрос; 5) призыв;
6) вопросно-ответное единство; 6) вопросно-ответное единство;
7) именительный темы; 7) возвращение к началу;
8) риторическое восклицание; 8) риторическое восклицание;
9) цитата; 9) пословица
10) аналогия. 10) пожелание на будущее.
Образцы вступлений:
«Растите детей ваших в добродетели: только она одна может дать счастье»,- сказал великий композитор Людвиг ван Бетховен. Вслед за знаменитым композитором о жизненных ценностях и нравственном выборе рассуждает автор данного текста В.Ф. Тендряков.
«О времена! О нравы!» - так восклицал Марк Туллий Цицерон. Кажется, будто эти слова произнесены сегодня. Некоторые родители хотят воспитать своих детей не по божьим заповедям и нравственным законам. Так чему учить и как воспитывать подрастающее поколение? Именно эти вопросы волнуют автора текста.
Говорят, что в геометрии «прямые» линии короче, чем кривые. А в жизни? В жизни всё иначе,
и зачастую, «кривые» пути гораздо вернее ведут к избранной однажды цели, невзирая на мораль. Именно эту проблему, проблему духовно-нравственных ценностей поднимает в данном тексте В. Ф. Тендряков.
Воспитание молодёжи – вот тема, к которой обращается автор текста Владимир Федорович Тендряков. Наше будущее зависит от молодых людей , поэтому данная тема весьма актуальна, и сегодня имеет значительно большой спектр проблем. Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения. Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор.
Образцы заключений:
Итак, проблема восприятия мира раскрыта и позиция автора предельно ясна. Можно подвести итог: по мнению автора, мир можно изменить, но нужно начать с себя.
Так как же? Какие пути короче? Кривые, прямые, срединные? Каждый решит сам для себя. И верится, что выбор этот будет правильным. Мир наш сменить на другой нельзя, а попробовать исправить его можно, и тогда он станет светлее, добрее.
Так чему нужно учить подрастающее поколение? Автор убежден, что учить детей «сноровистой науке» нельзя. Честные, порядочные, умные, доброжелательные, сильные духом – такие нужны люди. Думается, что за ними будущее и, возможно, они сделают мир лучше.
Итак, чему же учить подрастающее поколение : приспособляться к жизни и быть ловкачами и обманщиками или же быть честными и добрыми? Автор считает, что детям нужно прививать «вечные» нравственные ценности. А в помощь им – учителя и русская литература: «А она тем знаменита, что лучше других разбирается в запутанной жизни».
Обобщение.
Слайд 12.
Что наиболее важным было на уроке?
Какая информация представляется ценной для вас?
Как это может помочь в учебе?
Что было интересным?
Оцените свою работу по сравнению с другими ребятами.
Итог урока.
Заполнена до конца опорная таблица для написания собственного сочинения- рассуждения.
Сформулированы проблемы текста, комментарий, авторская позиция.
Проведена дискуссия, где приводились сильные аргументы и аргументы из жизненного опыта для высказывания собственного мнения по данной проблеме, используя разные источники информации.
Домашнее задание.
Слайд 13.
Написать сочинение-рассуждение по тексту В. Ф. Тендрякова в формате ЕГЭ (задания для части С1)
Используйте материал урока и дополнительный материал для аргументации собственного мнения по проблеме.
Список использованной литературы и ресурсов интернета :
Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70
Даньшина Н.П., Оренбургская область,manofvalor@mail.ru. Использование на уроках литерату- ры приемов технологии компетентностного подхода . «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Казина Т.В. Готовимся к ЕГЭ. Открытый урок в 11 классе. edu.tuchkovo.net/interact/modules/file/file.php?space_key=1...
Материалы уроков Фестиваля педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
Рожкова И.А., ИД «Первое сентября, фестиваль педагогических идей «Открытый урок», Урок русского языка по теме «Синтаксис», 11 класс.
Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» http://www.ctnet.net/ru/rwct_tcp_ru
Чернышова О.А. Обществознание. Задания высокого уровня сложности (С8,С9) на ЕГЭ 10-11классы.-Ростов-на-Дону:Легион,2011
http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
Приложение
ИНСЕРТ – прием маркировки текста
V |
+ |
— |
? |
я это знал(а) Поставьте на полях этот знак, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете и или думали, что знаете |
новое для меня Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым |
думал(а) иначе Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете |
непонятно, нужно разобраться Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу |
Приложение
«Синквейн»
Правила написания:
1-я строка – одно слово, обычно существительное или местоимение, которое заключает в себе объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне;
2-я строчка- два слова, чаще всего прилагательные или причастия, описывающие признаки или свойства выбранного предмета;
3-я строчка образована глаголами или иными глагольными формами, описывающими совершаемые данным объектом или предметом характерные действия;
4-я строчка – фраза из трех, четырех или пяти слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
5-я строчка содержит одно или два слова, характеризующее суть предмета или объекта
Темы для синквейна
1 группа «Нравственность» |
2 группа «Безнравственность» |
|
|
|
|
|
Синквейн
Нравственность
этичный, моральный
различать, поступать, действовать
согласно своей совести и свободной воле
внутренняя установка
Нравственность
Красивый, правильный
Учить, воспитывать, помогать
Совершать красивые добрые поступки
Счастливая жизнь (или судьба)
Безнравственность
ложное, греховное
Растлевает. Унижает. Уничтожает.
Царствует лозунг: «Всё дозволено»
Катастрофа.
Безнравственность
Аморальный, испорченный
Не любить, не жалеть, не помогать.
Отсутствие нравственных принципов.
Смысла нет.
1 группа
Задание №1
1 группа пытается рассмотреть позицию учителя.
Задание группе: выпишите из текста цитаты, в которых, по вашему мнению, отражается позиция учителя.
- Через какие языковые средства передаётся речь учителя? (ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ)
Задание №2
1 группа. Опишите учителя литературы. Какова его правда?
Продолжите предложение:
Учитель считает …
2 группа
Задание №1
размышляет над точкой зрения Василия Петровича;
Задание каждой группе: выпишите из текста цитаты, в которых, по вашему мнению, отражается позиция Василия Петровича.
- С помощью каких языковых средств передаётся состояние отца? 2 группа (приведите примеры)
Задание №2
2 группа. Как вы думаете, отец любит свою дочку? Какова его правда? Как нужно жить в его понимании?
Продолжите предложение:
По мнению Василия Петровича …
- Так что это за «сноровистая наука», по мнению Василия Петровича?
- А как вы понимаете смысл предложения 43: «Я маленький человек, и она в крупную не вырастет»?