Устный журнал «П.М. Эрдниев. Жизнь, деятельность, творчество»

3
0
Материал опубликован 18 January 2021




А.М.Эрдниев.Жизнь деятельность, творчество.
PPT / 7.91 Мб

/data/files/i1610961196.ppt (А.М.Эрдниев.Жизнь деятельность, творчество.)Устный журнал

«П.М.Эрдниев. Жизнь, деятельность, творчество»

I.

Учитель: «На уроках математики и внеклассных мероприятиях, ребята , мы знакомились с вами со многими учеными –математиками , которые являются гордостью России. Это Николай Иванович Лобачевский (работал над неевклидовой геометрией), Софья Ковалевская (первая женщина – математик не только в России , но и в мире), Пафнутий Львович Чебышев (предложил свою модель вычислителя, изобрел дамский велосипед «самокатное кресло», создал «стопоходящую машину», паровую машину с параллелограммом) , Колмогоров Андрей Николаевич. По его учебникам «Алгебра и начала анализа» мы долгое время занимались в 10-11 классах. Написал много методической литературы по предмету.

К числу выдающихся математиков России относится и калмыцкий ученый –математик, мы называем его «учитель учителей» - Пюрвя Мучкаевич Эрдниев, профессор Калмыцкого Государственного Университета , доктор педагогических наук, заслуженный деятель Российской федерации, академик Российской академии образования, Почетный гражданин Республики Калмыкия, кавалер орденов Великой отечественной войны I и II степени

А еще он мой учитель. Пюрвя Мучкаевич замечательный педагог. Он заражает тебя своим неиссякаемым энтузиазмом, напористостью, стремлением к поиску новых открытий. Я рада, что, именно, он меня учил. И не только меня. Многие учителя наших школ учились у Пюрви Мучкаевича.

Он почти наш с вами земляк. Родился Пюрвя Мучкаевич на территории нынешнего поселка Красносельский Малодербетовского района в 1921 году. 15 октября у него юбилей. Ему исполняется 95 лет.

Его педагогический стаж насчитывает более 70 лет. Вся его жизнь, научная деятельность посвящена благородной цели – усовершенствованию методики образования.

Главная тема и основная цель творчества ученого – разработка, пропаганда и введение в практику идей, связанных с укрупнением дидактических единиц. (УДЕ).

В чем заключается смысл УДЕ?

УДЕ – методическая система, при которой учебный материал подается крупными блоками. На одном и том же уроке изучаются взаимосвязанные понятия (уравнения и неравенства, обыкновенные и десятичные дроби, пропорции и проценты, координаты и векторы), а также изучаются взаимообратные действия ( сложение и вычитание, умножение и деление и т.д.), задачи, функции т.п. Кроме этого УДЕ предполагает использование деформированных упражнений, обращение упражнений, матричные задания и т.п.

В чем преимущества УДЕ?

Результатом применения метода является экономия большого количества учебного времени, а усвоение учащимися материала становится более прочным и осмысленным.

Для внедрения новой дидактической системы, основанной на технологии обучения укрупненными дидактическими единицами , требовались специально подготовленные учебники и учебные пособия. И Пюрвя Мучкаевич стал работать над разработкой новых учебников. Сначала им были созданы учебники для 1- 4 классов( начальная школа), а затем он создал и внедрил в практику и учебники с 5 по 9 классы. Впервые в мировой практике создана система из учебников по математике одного автора для начальной и средней школы.

За методическую систему УДЕ академик Эрдниев в 1995 году был награжден премией Президента Республики Калмыкии, а в 1998 году – Премией Президента РФ в области науки. Заслуги академика были отмечены Золотой звездой Российской Академии образования.

Пюрвя Мучкаевич вошел в число пяти тысяч выдающихся математиков всех времен и народов.

По учебникам ученого из Калмыкии обучаются дети во многих школах не только в нашей стране, но и за рубежом ( в Германии, Франции, Великобритании, США, Южной Корее, Японии), а также и в странах ближнего зарубежья. Мы с вами, хотя и не учимся по учебникам Пюрви Мучкаевича, но постоянно используем на уроках элементы УДЕ. (И деформированные упражнения, и обратные задачи и т.д. ) И не только на уроках математики , но и на других : истории, географии, русского языка, биологии и т.д.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что дидактический метод живет и действует, и дает отличные результаты. И в этом огромная заслуга Пюрви Мучкаевича Эрдниева.

Он прожил нелегкую жизнь. Трудное детство, рано остался без отца. Вынужден был работать, потом война, тяжелое ранение, остался без ноги, разделил ссылку в Сибирь вместе со своим народом, но твердость характера, целеустремленность и настойчивость, тяга к новым знаниям помогли ему в жизни выстоять и достичь таких высот».

(Рассказ учителя сопровождается показом презентации «Гордость России»).

После вступительного слова учителя выступили выступают учащиеся. Дети содержательно рассказывают об основных вехах жизненного и творческого пути выдающегося ученого-математика.

II.

1 учащийся:

Глава 1.Детские и юношеские годы Пюрви Мучкаевича Эрдниева.

15 октября 1921 года в урочище Хуцын - Толга, Ики –Бухусовского аймака Мало-Дербетовского улуса Калмыцкой области в семье крестьянина - костоправа родился сын Пюрвя.

Пюрвя был младшим ребенком в многодетной семье кочевника и поэтому был окружен вниманием и заботой старших сестер и братьев. Отличался от сестренок и братишек любознательностью и задаванием вопросов. Так у парнишки выработался интерес к знаниям. В 1934 году он окончил Ики –Бухусовскую начальную школу.

Страна переходила к осуществлению всеобщего семилетнего образования. В Мало-Дербетовской школе крестьянской молодежи осенью 1934 года расширили интернат и сюда собрали детей со всего обширного улуса. Только пятых классов в начале учебного года было открыто шесть и различали их по буквам - А, Б, В, Г, Д, Е.

Пюрвя Эрдниев, приехавший после окончания Ики -Бухусовской начальной школы, попал в пятый класс «Д».

С первых же дней учебного года Пюрвя учился по всем предметам только на отлично. Особенно он преуспевал по математике.

После окончания шестого класса, ему, как отличнику учебы, предложили путевку в детский лагерь «Артек». Пюрвя отказался от путевки, так как он рано остался без отца, и с детских лет жизни он испытывал невзгоды и трудности житья-бытья. И, поэтому, в каникулярное время, он вынужден был работать учетчиком в колхозе, чтобы хоть как-то материально поддержать семью. А всего мальчишке в ту пору было всего лишь четырнадцать лет.

После окончания семилетней школы в Малых Дербетах нужда заставила его оставить школу.

В 1939году Пюрвя поступает в Астраханское педагогическое училище. Учебу совмещал с работой учителя и директора неполной средней школы в поселке Большой Царын.

2 Учащийся:

Глава 2. Пюрвя Эрдниев – солдат.

В конце 1940 года молодого учителя призвали на службу в ряды Красной Армии и направили в артиллерию.

Артиллерист Пюрвя Эрдниев встретил начало войны на западной границе. Первый бой принял в войне, как наводчик 45-миллиметровой пушки под городом Бердичевым на Украине .Расчету орудия было приказано прямой наводкой уничтожить десант противника ,занявшего выгодную огневую позицию на водонапорной  башне .

Задание было выполнено, но с большими потерями среди наших, еще необстрелянных  молодых ребят

В 1941году он получил первое ранение в голову .Пролечившись в госпитале, он вернулся на фронт .Осенью 1941 года его батарея вела огонь по противнику , занявшему правый берег Днепра в районе острова Хортица . Пришлось испытать и  тяжелые дни отступления Красной Армии . После очередного ранения и быстрого выздоровления красноармеец   Эрдниев Пюрвя Мучкаевич был направлен на курсы младших лейтенантов-артиллеристов . Окончив курсы младших лейтенантов, он вернулся  на фронт и был назначен командиром взвода гвардейского истребительно-противотанкового артиллерийского полка . Он участвовал в тяжелых боях в Восточной Пруссии . В наступательных боях в рядах 3-го Белорусского фронта под Гольдапом он был тяжело ранен и впоследствии ему ампутировали ногу.

Праздник Победы встретил   в госпитале города Иваново. Ратный подвиг Пюрви Эрдниева отмечен двумя боевыми орденами Отечественной войны первой и второй степеней, орденами «Знак почета» и «Дружбы народов», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» и многими юбилейными медалями.

3 учащийся:

Глава 3. Пюрвя Эрдниев –студент.



Мужественный солдат разделил горестную судьбу своего народа . После демобилизации  вместо поездки домой в родную Калмыкию Пюрвя Мучкаевич Эрдниев вынужден был уехать  на Алтай .

Но, несмотря на невзгоды , он с удивительным упорством  и настойчивостью взялся за учебу, одновременно работая учителем математики и физики в сельской школе.

Тяжелой была студенческая жизнь Пюрви. Обремененный семьей, понимая свою ответственность за нее, ему приходилось зарабатывать на хлеб насущный. Часто пропускал занятия в пединституте. Однако он был одним из немногих на факультете, в зачетной книжке которых значились только отличные оценки. Кстати, Пюрвя отличался высокой языковой грамотностью

. В конце 40-х годов все выпускники института писали в конце обучения диктант по русскому языку. Успешное написание диктанта являлось «пропуском» к государственным экзаменам В год своего выпуска Пюрвя оказался единственным студентом института, получившим за диктант отличную оценку.



4 учащийся:

Глава 4. Пюрвя Мучкаевич Эрдниев-гражданин.

В 1949 году Пюрвя Мучкаевич Эрдниев закончил с отличием Барнаульский пединститут.

Он был в Москве, когда осенью 1956 года, представители калмыцкого населения приехали в столицу, чтобы ходатайствовать о восстановлении Автономии калмыцкого народа. Вот что пишет про те далекие годы профессор кафедры калмыцкой литературы А.Ш..Кичиков Тогда мы регулярно переписывались, и он сообщал подробности тех событий. В ноябре или в декабре 1956 года я от него получил телеграмму, с каким - то малозначащим содержанием. Но вся «соль телеграммы была в подписи - вместо своей фамилии он написал калмыцкие слова: « Тангч Босв” , то есть «республика восстановлена». Указа Президиума Верховного Совета СССР не было, вопрос решался еще только в рабочем порядке, и, конечно же, он не мог написать открытым текстом. И он нашел своеобразную конспирацию. Получив телеграмму, мы, калмыки, проживающие в селе Сростки Алтайского края, радовались со слезами на глазах.

После восстановления республики П. М.Эрдниев переехал с семьей в город Ставрополь, где устроился на работу в педагогический институт. Он работал ассистентом, старшим преподавателем и доцентом кафедры элементарной математики.

Когда в Элисте организовали педагогический институт П. М.Эрдниев в числе первых приехал в родную столицу. С 1964 года П. М.Эрдниев заведует кафедрой сначала калмыцкого пединститута, а затем и университета. В 1973 году Пюрвя Мучкаевич защитил докторскую диссертацию.

5 учащийся:

Глава 5. Пюрвя Мучкаевич Эрдниев-ученый.

Началом научной деятельности  академика Эрдниева можно условно считать далекий 1953 год, когда в июньском номере журнала «Математика в школе» была опубликована его первая статья «Проверка решения как необходимый элемент обучения математике». В статье данного периода впервые были сформулированы новаторские дидактические положения: о роли обратных задач в обучении математике, о сравнении и обобщении, о роли самостоятельности и творчества учащихся, о преемственности начального и среднешкольного циклов обучения математике, о связи теории информации и педагогики.

За прошедшие десятилетия он защитил кандидатскую и докторскую диссертации; оттачивая новую технологию математического образования в российской школе, стал автором десятков книг и статей; организовал усвоение учительством многих городов созданной им новой технологии математического образования - укрупнения дидактических единиц.

Формулировка нового научного понятия признана в научном мире важнейшим достижением академика из Калмыкии.

В 1989 году избран академиком Российской академии образования.

В 1989 году выиграл грант Президиума Академии педагогических наук СССР, по которому разработал и издал в Москве альтернативные учебники математики для учеников 1-8 классов российской средней школы. Завершающие учебники этой серии (для 9 класса) были изданы в Элисте в 2009г. 

В 1998 году удостоен премии Президента Российской Федерации за разработку "Новаторской и высокоэффективной технологии математического образования укрупнение дидактических единиц (УДЕ)". Ее принципы изложены коллективом авторов (совместно с сыновьями – Батром Пюрвеевичем Эрдниевым и Очиром Пюрвеевичем Эрдниевым) в методических руководствах для учителей начальной школы и учителей математики. Профессор Пюрвя Мучкаевич Эрдниев является автором многочисленных публикаций, а также целого ряда монографий и учебных пособий, в том числе: "Укрупнение дидактических единиц как технология обучения" (М.: Просвещение, 1992 г.), "Укрупненные дидактические единицы на уроках математики 3-4 класса" (М.: Просвещение, 1995 г.), "Обучение математике в начальных классах" (М.: Столетие, 1996 г.) и другие.

Пюрвя Мучкаевич Эрдниев - основатель известной учительской династии, достойными представителями которой являются сыновья - Батыр Пюрвеевич, Очир Пюрвеевич и внук Арслан Батырович. В 2005 году семья Эрдниевых стала лауреатом премии «Семья России» в номинации «Династия». Иными словами-семья научная.



Пюрвя МучкаевичЭрдниев - Заслуженный деятель науки РСФСР (1981 г.), Заслуженный деятель науки Калмыцкой АССР (1972 г.), Почетный гражданин Республики Калмыкия (1995 г.), лауреат премии Президента РФ(1998г.). Награжден орденом "Знак Почета" (1964 г.), орденом Дружбы (2002г.).

Академик РАО, профессор, доктор педагогических наук Пюрвя Мучкаевич Эрдниев относится к яркой плеяде ученых, которые составляют гордость и славу Калмыкии и России. Вся его долгая, удивительная жизнь и плодотворная научная деятельность целиком и полностью отдана важному, трудному и благородному делу – науке и образованию.



Указ № 143 Главы Республики Калмыкия
О присвоении высшей степени отличия –
звания Героя Калмыкии
Эрдниеву П.М.



За выдающиеся достижения в области образования и науки, значительный вклад в дело процветания Республики Калмыкия присвоить высшую степень отличия – звание

ГЕРОЯ КАЛМЫКИИ

Эрдниеву Пюрве Мучкаевичу .

(рассказы детей сопровождаются презентацией)

III.

Викторина



1. Расшифруйте абреавиатуру УДЕ.

2. В каком  году Пюрва Мучкаевич стал академиком Академии педагогических наук СССР?

3. В каком издании была издана первая статья Эрдниева П.М.? В каком году?

4. Какова главная тема и цель творчества ученого?

IV.

Выставка научных трудов П.М.Эрдниева

(знакомство учащихся с оформленной выставкой)

V.

Заключение



- «Услышав столько замечательных слов в адрес юбиляра – Пюрви Мучкаевича Эрдниева. Вы, ребята, я думаю, захотите многому у него поучиться. А поучиться у него есть чему. Ведь ему присуще очень много замечательных качеств личности, благодаря которым он достиг таких высот, прошел путь от учителя до академика.

Во – первых, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, любознательность, патриотизм, героизм, стремление к новым знаниям и открытиям.

Я думаю, некоторые из этих качеств у вас уже есть. А некоторые вы постараетесь у себя выработать, чтобы стать достойными гражданами нашей республики и всей страны. И я думаю, у вас это получится!»





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.