Устный журнал «Три ступени, ведущие вниз»
Пояснительная записка к презентации
ГКОУКО "Бетлицкая школа-интернат"
Всероссийский педагогический конкурс «Лучшее внеурочное мероприятие»
ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ:
«ТРИ СТУПЕНИ, ВЕДУЩИЕ ВНИЗ»
Марченкова
Инна Вячеславовна,
воспитатель
высшей квалификационной
категории
(Презентация) 2017 г.
Тема: Три ступени, ведущие вниз.
Цель: способствовать формированию здорового образа жизни детей.
Задачи: 1. Обобщить знания учащихся о последствиях употребления алкоголя, наркотиков и табакокурения.
2. Учить ребят отстаивать своё мнение и сопротивляться негативному
влиянию со стороны взрослых и сверстников.
3. Развивать память на основе заучивания стихотворений, мышления на основе разгадывания кроссворда, расшифровки анаграмм, связной речи на основе правильного составления предложений.
4. Воспитывать негативное отношение к курению, спиртному и наркотикам.
Оборудование: компьютер, личностные качества, ступеньки, тест для учащихся, предметы для игры правильный выбор.
IОрг. Момент.
II Вступительная беседа.
Внимательно послушайте стихотворение и скажите о чем оно?
Наш двадцать первый век - проблемный век!
Об этом помни, человек!
Алкоголики, курильщики и наркоманы
Переступили жизни край,
Хотелось им всех благ честивых,
Но их душа не божий рай.
Людьми вновь стать предельно трудно.
Дурман приходит лишь на миг,
И вот тогда услышать можно
Их сердца стук, сознанья крик.
Предать, убить, унизить могут,
Велик звериный их удел.
Кто виноват? Кто прав? Не знают!
Их жизнь - тупик!
Их жизнь - предел!
Не допустить такое можно,
Так нужно, важно и возможно!
Об этом помни, человек.
Наш двадцать первый век - проблемный век!
(Стихотворение о проблемах 21века)
- Какие проблемы вы нашего века вы можете назвать?
- Кто догадался о чём пойдёт речь на занятии? (курении, алкоголе, наркотиках) У нас будет проходить занятие в форме устного журнала.
- Что значит устный? (Будем много говорить и работать устно)
III Основная часть.
Давайте прочитаем тему занятия. СЛАЙД 1
- Что это за ступени, как вы думаете?
- Ребята, а почему эти ступени ведут вниз? (вредят здоровью человека и приводят к смерти)
СЛАЙД 2
1- я страница «Курение и здоровье»
1 – я ступенька «Курение».(на доску)
СЛАЙД 3
- Что такое курение? (Курение втягивание дыма какого-нибудь вещества, преимущественно табака)
- Почему подростки начинают курить? (некоторым хочется казаться взрослыми;подражание товарищам; некоторые начинают курить за компанию; хочется попробовать; некоторых под давлением, заставляют курить товарищи, некоторые курят из любопытства)
Причин может быть много.
- Можно ли противостоять этим причинам? (можно, если есть сила воли и не подвергаться влиянию других)
СЛАЙД 4
Игра «Расшифруй слово»
На слайде анаграммы. Нужно расшифровать слова и узнаем каковы последствия курения.
акшлеь кашель
дыокша одышка
неболизасдцер болезни сердца
акр егликх рак легких
яарннямресть ранняя смерть
ыщормин морщины
лтёжыеузыб жёлтые зубы
СЛАЙД 5 (состав сигареты)
Учёными доказано, в дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ.
- Назовите мне те вредные вещества, которые содержатся в дыме табака? (никотин, углекислый газ, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты и др.)
Сценка «Не кури»
Ученица. Что случилось в нашем классе?
Почему огонь и дым?
Мальчики. Это мы сигару курим,
Повзрослеть скорей хотим.
Ученица.
Вы не знаете, что такое курение?
Это же заблуждение!
Не пройдет и пары лет,
Вы не повзрослеете,
А отравитесь и заболеете.
От курения не взрослеют,
А болеют и стареют.
Станешь ты, как старый дед.
1-й курильщик.
У меня изнеможенье,
Прекратить пора куренье.
2-й курильщик.
Пожелтели наши лица…
Мы ж не самоубийцы!
Ученица. Как противен этот дым!
1-й и 2-й курильщики.
Курить больше не хотим!
Главный курильщик.
Вы- сплошная малышня,
Не пример вы для меня,
Испугались наставления!
Продолжаю я куренье.
Я- не хлюпик, не сопляк,
Буду я курить табак!
(пускает дым и падает в обморок)
Ученица. Эх, не слушал ты меня,
Не протянешь ты и дня.
Смерть его уж стережет,
Только врач его спасет.
Все (кричат) Доктор, доктор!
1-й курильщик
Дайте, доктор, нам совет,
Будет жить он или нет?
Доктор. Может, ноги не протянет,
Только инвалидом станет…
Курильщик, весь желтый, встает.
Объясните, что со мной?
Неужели я больной?
Доктор. Что за глупые вопросы?
Это все от папиросы!
Ученики. Так что же такое- курение?
Ученица. Это дым из носа и рта...
Доктор. А в легких сажа, грязнота.
Зачем вы себя засоряете
И жизнь свою сокращаете?
Ученица. Курильщикам разум надо иметь,
Неплохо бы им поскорей поумнеть!
- Что надо делать курильщикам? (бросать курить)
-Почему необходимо бросить курить? (вредит здоровью, вызывает болезни)
СЛАЙД 6
2- я страница «Алкоголь и алкоголизм»
2-я ступенька – алкоголизм.(на доску)
СЛАЙД 7
- Что такое алкоголь? (Это вещество, которое содержится в спиртных напитках водке, вине, пиве). Само название «алкоголь» происходит от арабского «аль-коголь», что означает «одурманивающий». «Вода смерти» или «Зеленый змий» немало горя принес людям во всем мире.
- Как вы понимаете значение слова алкоголизм? (болезнь людей, употребляющих алкоголь)
Алкоголизм – это тяжёлое хроническое заболевание, вызываемое злоупотреблением спиртными напитками.
СЛАЙД 8
Показ видео ролика.
- Что приносит алкоголь близким людям?
- Что происходит с людьми, употребляющими алкоголь?
- Как вы думаете, что изменяется в поведении человека, принявшего алкоголь? (Пьяный человек не контролирует себя, он шатается, может быть агрессивным или весёлым) Алкоголь действует на клетки головного мозга, человек становится злым, агрессивным, теряет над собой контроль, становится психически неуравновешенным .
- Кому выгодна торговля спиртными напитками?
Английский поэт Роберт Бернс с юмором перечисляет поводы для пьянства. Его слова и спустя два столетия актуальны.
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Успех, награда, новый чин
И просто пьянство – без причин.
- Какие поводы человек придумывает для пьянства? (Любой предлог, чтобы выпить)
СЛАЙД 9 алкоголик
- Нравятся ли нам такие люди? Приятно ли с ними общаться? (Люди, злоупотребляющие спиртными напитками не вызывают симпатии, с ними не хочется общаться. Мы осуждаем их.) Поэтому необходимо находить другие средства жить радостно и весело, научиться получать удовольствие в здоровом образе жизни.
- Можно ли отмечать праздники без алкогольных напитков?
СЛАЙД10Пословицы
Объясните смысл пословицы.
Потянешься за водкой - будет жизнь короткой.
Вино спустит на дно.
- А сейчас у меня на столе лежат качества личности человека, из них вы должны выбрать те, которые подходят к человеку, употребляющему алкоголь и вывесить их в одну сторону, а качества, которые подходят здоровому человеку в другую.
На доске вывесить качества личности человека: ленивый, легкомысленный, ответственный, радостный, надежный, отвратительный, красивый, отталкивающий, грязный, добрый, опрятный, агрессивный.
- Перечислите те качества, которые как вы думаете подходят пьющему человеку.
-Перечислите те качества, которые подходят здоровому человеку.
- Какими людьми вы хотели бы быть? (здоровыми)
- Молодцы, вы сделали правильный выбор!
ФИЗМИНУТКА.
СЛАЙД 11
3- я страничка «Наркомания – самое страшное зло»
3- я ступенька – наркомания.(на доску)
СЛАЙД 12
- Что такое наркомания?
- Что такое наркотики? (Это ядовитые вещества и соединения)
- Кто становится наркоманом? (Любой человек употребляющий наркотики)
Наиболее подвержены дурному влиянию подростки. В подростковом возрасте очень сильно желание освободиться от контроля и постоянного руководства со стороны взрослых. Особенно привлекает то, что не дозволено. Подростки часто стремятся доказать в группе сверстников свою «крутизну»; употребление наркотиков в этих целях представляется очень сильным аргументом.
- Как человек втягивается в употребление наркотиков? (сверстники и знакомые предлагают пробовать, из –за любопытства)
СЛАЙД 13 Страшные факты:
ООН насчитало в мире до 250 млн. наркоманов.
В России употребляют наркотики более 3миллионов россиян.
В год в нашей стране умирают до 100 тысяч наркоманов от передозировки
Средняя продолжительность жизни наркомана 7-10 лет.
- Внимательно послушайте стихотворение и скажите какого человека описывает автор.
…Цвет лица землист. А он не старый…
В доме холод, грязь… И тишина…
Дети его не интересуют,
И женадавно ушла.
Слаб и вял он, словно из мочала
Сотворен… А он, при всем при том,
Человеком тоже был сначала,
Тенью человека стал потом.
- О каком человеке написано стихотворение? (о наркомане)
СЛАЙД14 наркоман
- Можно ли узнать наркомана по внешнему виду? (нет)
На самом деле точно определить, употребляет ли человек наркотики, может лишь специалист. Среди внешних признаков чаще всего выделяют: чрезмерную худобу, нездоровый цвет лица, суженный или расширенный зрачок, суетливость. На поздних стадиях заболевания наступает истощение, наркоман перестаёт следить за своим внешним видом, становится неопрятен.
СЛАЙД 15
Люди попадают в рабство своих вредных привычек: курения, алкоголизму, наркомании.
- К чему приводят вредные привычки? (болезни, к смерти)
Их удел нищета, болезни, смерть.
СЛАЙД 16
- Как уберечь себя от этих привычек? (не начинать пробовать) Профилактика курения, употребления спиртных напитков, наркотиков одна – не начинать пробовать. Научитесь говорить «Нет!», когда вам предлагают что-то попробовать. Жизнь дороже, задумайтесь какой путь выбрать быть сильным и здоровым или слабым и больным.
СЛАЙД17 несколько способов сказать: «НЕТ!»
Я не курю!
Не сегодня
Нет, я не хочу неприятностей
Эта гадость не для меня
Нет, спасибо, я без этого обхожусь
У меня нет лишнего здоровья
Ты надо мной смеёшься?
Я без этого превосходно себя чувствую
Я уже пробовал, но мне это очень не понравилось
Спасибо, я в этом не нуждаюсь
Нет, у меня и так слабое здоровье
Я таких вещей не признаю
Выберите один из вариантов отказа любой, который вам понравился.
СЛАЙД 18 пути избавления от вредных привычек
Многие люди, пытаясь бросить вредные привычки, используют разные способы. Существует 3 пути избавления от пагубных привычек.
Первый из них основан на силе воле, стойкости характера человека. В этом случае человек полагается только на свои силы, он должен отказываться от предложений окружающих закурить или употребить алкоголь. Чтобы занять, отвлечь себя многие используют семечки, леденцы, конфеты, жвачки. Только сильные люди могут справиться со своими привычками таким способом.
Второй способ – медикаментозный, то есть основанный на лекарственных препаратах (таблетки, пластыри, капли). Этот способ основан на постепенном вымещении из организма накопленных вредных веществ.
И третий способ – это помощь врачей-специалистов - наркологов. В этом случае человека укладывают в клинику, где и производят все врачебные процедуры – капельницы, уколы, специальные приемы и методы лечения.
- Как вы думаете, какой способ подходит для людей с небольшой степенью зависимости?
СЛАЙД 20
4 – я страничка «Занимательная»
СЛАЙД Кроссворд
Отгадайте кроссворд и узнаете ключевое слово. Что не купишь ни за какие деньги?
з |
а |
к |
а |
л |
и |
в |
а |
н |
и |
е |
||||||||||||||||||
ж |
е |
л |
у |
д |
о |
к |
||||||||||||||||||||||
в |
о |
л |
я |
|||||||||||||||||||||||||
р |
а |
к |
||||||||||||||||||||||||||
н |
а |
р |
к |
о |
м |
а |
н |
и |
я |
|||||||||||||||||||
в |
р |
е |
д |
|||||||||||||||||||||||||
а |
л |
к |
о |
г |
о |
л |
ь |
|||||||||||||||||||||
к |
у |
р |
е |
н |
и |
е |
Тренировка организма холодом. (Закаливание)
Язву этого органа пищеварительной системы вызывает чрезмерное употребление спиртного. (Желудок)
Как называется сила, которая помогает бороться с вредными привычками? (Воля)
Болезнь, которую провоцируют вредные привычки. (Рак)
Белая смерть 21 века. (Наркомания)
Что приносит организму курение, употребление алкоголя, наркотиков? (Вред)
Именно с арабского языка это слово переводится как «одурманивающий». (Алкоголь)
Вредная привычка от которой страдает дыхательная система. (Курение)
IV Практическая часть.
СЛАЙД 21
Тест «Сможешь ли ты устоять?»
Сможете ли вы дать отпор этим вредным привычкам или не устоите перед их натиском? Сейчас мы проведём тест, который поможет вам оценить свои силы. Я раздаю листочки на которых написаны вопросы, отвечать нужно только да или нет.
Любишь ли ты смотреть телевизор?
Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше трёх часов ежедневно?
Хотелось ли тебе попробовать закурить?
Можешь ли ты весь выходной просидеть перед телевизором, оставив все свои дела?
Попробовал ли ты алкогольные напитки?
Любишь ли ты уроки физкультуры?
Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?
Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?
Если бы тебе прямо на улице незнакомый предложил коробку конфет, взял бы ты её?
Сумели бы вы отказаться от предложения поиграть на компьютере из-за того, что не сделаны уроки?
Теперь подчитайте, сколько раз вы ответили на вопросы «да», и запишите полученное число.
СЛАЙД 22 Результаты.
Вы сказали «да» не больше 3 раз- вот ваш результат:
Вы умеете управлять своими желаниями. У вас сильная воля и крепкий характер. Вы умеете отказаться от удовольствие, если это может принести вред, помешать вашим планам, нашим отношениям с родителями, учителями.
Вы сказали «да» от 4 до 8 раз – ваш результат похуже.
Вам не всегда удаётся управлять своим желаниями. Не хватает силы воли. Из- за этого можно попасть в зависимость от вредных привычек.
Вы сказали «да» от 9 до 10 раз- тут уже пора задуматься.
Вам очень трудно справиться со своими желаниями. Вас неудержимо тянет к сиюминутным удовольствиям. Вам нужно оценить свои действия. Вам нужно научиться говорить себе «нет».
Этот тест может показать кому нужно работать над своим характером укреплять свою волю, учиться самостоятельности. Иначе легко можно стать жертвой вредных привычек.
СЛАЙД 23
5 – я страничка «Итоговая»
VИтог.
СЛАЙД 24
- Куда ведут нас ступени, о которых мы говорили на занятии? (вниз)
- Что внизу? (смерть, болезни, нищета)
СЛАЙД 25
Игра «Правильный выбор»
На столе лежат различные предметы: скакалка, гантели, ракетки теннисные, теннисный и футбольный мячи, сигареты, белый порошок, бутылка из-под пива, бадминтон. Ребята выходят по одному выбирают любой предмет и говорят: «Я выбираю называют предмет… и тем самым делаю правильный выбор»
- Какой выбор необходимо сделать, чтобы не оказаться внизу? (вести здоровый образ жизни, говорить нет вредным привычка)
Наш сегодняшний классный час я тоже хочу закончить стихотворением
Здоровыми быть превосходно,
Не нужно с лекарствами жить,
С друзьями общаться свободно,
Про беды свои позабыть.
Здоровая жизнь интересней,
Пусть кто – то меня не поймет.
Пусть будет у нас все чудесно,
Пусть в людях здоровье живет.
Представила я перед вами
Образы жизни людской.
Свой выбор вы делайте сами,
Здоровая жизнь – выбор мой!
СЛАЙД 26 Журнал закрыт