Материал к уроку окружающего мира в 1 классе «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»
Тема: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»
Цель: познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, показать их красоту;
-продолжить обучение по распознаванию природных объектов;
- обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий, выработки элементарных эколого-этических норм.
Планируемые результаты:
Предметные универсальные учебные действия:
-знать и выполнять правила поведения на природе;
-понимать взаимосвязь цветов и бабочек.
Метапредметные универсальные учебные действия:
-ориентироваться в учебном материале, уметь находить нужную информацию;
-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;
-устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Личностные универсальные учебные действия:
- проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия;
-бережно относиться к ценностям природы.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир 1 класс» А. А. Плешаков Москва «Просвещение» 2019. Мультимедийная презентация,
Ход урока
I. Организационный момент.
(Картинка «солнышко»)
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
-Посмотрите на солнышко, какое оно лучистое и веселое. Покажите пожалуйста а какое настроение у вас на уроке? (Смайлики на парте)
-Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любыми трудностями и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, рабочее настроение.
II. Актуализация новых знаний.
- Сегодня Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха приглашают нас на прогулку. О месте прогулки вы узнаете, когда отгадаете загадку:
На полянку вы пришли.
Вот трава, а вот цветы.
Порхают бабочки вокруг.
Зовём мы это место …(луг).
- Правильно, сегодня мы отправимся на луг.
Как вы понимаете, что такое луг?
Луг – это большие поля с травяной растительностью. Это где много цветов и бабочек .Чистый воздух ,яркость красок.
-Представьте себе, закрыв глаза, что вы сейчас находитесь на лугу.
Звучит музыка со звуками насекомых на лугу.
Учитель читает стихотворение:
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Идём по мягкой травушке
Мы летнею порой!
Щебечут птички звонкие,
Порхают мотыльки,
Желтеют одуванчики
Синеют васильки.
- Откройте глаза. Где мы с вами оказались?
-Какие звуки вы услышали, что представили, что почувствовали?
- Ребята, нашему Муравьишке очень понравилось это место и он захотел собрать для девочек большой букет из цветов и поймать для мальчиков самую красивую бабочку. Как вы думаете можно ли это сделать Муравьишке?
-Кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- А как Вы думаете, есть ли правила нахождения на лугу?
III. Сообщение темы и цели урока.
-Тема нашего урока «ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ РВАТЬ ЦВЕТЫ И ЛОВИТЬ БАБОЧЕК?»
- Сегодня мы узнаем о правилах поведения на лугу, узнаем, какие цветы и бабочки живут на лугу и почему насекомые и цветы всегда рядом.
IV.Работа по теме урока.
- Кто знает, какая польза от цветов? (лекарственные растения, корм для животных)
-А какие вы знаете лекарственные растения?
Ромашка – настой или отвар из цветков употребляют при зубной боли, бессоннице. Чай из ромашки с сахаром и сливками вызывает крепкий, спокойный сон( ромашки). Ромашка является символом праздника, названного Днем семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля.
-Какие цветы мы можем встретить на лугу, вы узнаете отгадав загадки
На лугу растут сестрички.
Желтый глазок, белые реснички.
(ромашки)
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(колокольчики)
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелек.
(одуванчик)
Синее небо упало на луг,
Синим, пресиним все стало вокруг,
На лугу расцвели, у синей реки,
Как синее небо, цветки…
(васильки)
-А почему нельзя рвать цветы? (дети выбирают правильные ответы в паре на карточках)
-будет пусто и некрасиво;
-насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой;
-мама будет ругаться;
-посадят в тюрьму.
-Правильно будет пусто и некрасиво без таких прекрасных цветов.
-Совершенно верно, насекомые и птицы питаются нектаром или пыльцой цветов, и без цветов они просто погибнут.
-И в тюрьму хоть и не посадят, но могут оштрафовать, так как многие цветы занесены в Красную книгу и охраняются законом. Это книга называется так, потому что красный цвет – это сигнал опасности. Ученые со всего мира составили списки животных, птиц, растений, которых осталось очень мало на земле и их надо охранять! Колокольчики и ландыши занесены в Красную книгу.
Срывая цветы мы губим красоту (дети делают вывод)
-А из каких же цветов тогда можно собирать букеты?
(из садовых, которые выращивают люди)
Физкультминутка
Мы по лугу прогуляемся
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
Беседа
- Кого еще можно встретить на лугу вы узнаете отгадав загадку.
Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно вишу,
Но тёплой весной я вновь оживаю
И, как птичка, порхаю.
(бабочка)
- Бабочки одни из самых красив живых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: ( Адмирал, Зорька, Крапивница, Желтушка, Голубянка, Пестрянка ,Лимонница, павлиний глаз ).
- Наблюдая за природой, можно узнать многие её секреты. Послушайте, что нам расскажет бабочка
Я бабочка – красавица,
Крылья голубые,
И разве вам не нравятся
Глаза мои большие?
От восхода до заката
Я летаю на лугу.
И ловить меня не надо,
Потому что не смогу:
Опылять ромашки, розы,
Землянику с лебедой.
Это значит для природы
Обернётся всё бедой!
- О какой беде рассказала нам бабочка?
- Если погибнут бабочки, то погибнут цветы и другие растения.
- Почему бабочки не могут жить без цветов?
- Они питаются нектаром.
Нектар – сладкий сок, выделяемый цветами медоносных растений.
- Почему цветы не могут жить без бабочек?
- Потому что бабочки их опыляют. Без этого у цветов не будет плодов и семян.
-Красота бабочки в легкости и крыльях. Их крылья покрыты множеством чешуек. И если неосторожно схватить бабочку, на пальцах останется цветной налет из чешуек – пыльца. Крылья бабочек очень хрупкие, когда вы ловите бабочку крылья ломаются и она не может перелететь с цветка на цветок и погибает.
- Какой вывод мы можем сделать?
-Мудрая Черепаха знакомит нас с интересными фактами. Прочитаем?
с. 47
— Используя эту информацию, сами расскажите о взаимосвязи цветов и бабочек.
— Ребята, так кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? (Они не могут жить друг без друга.)
V. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр. 46. -Вместе с соседом по парте постарайтесь определить какие цветы и бабочки изображены на верхнем рисунке учебника. Проверьте себя, открыв стр.88.
Продолжаем работу. Рассмотрите рисунки на странице учебника 46. Оцените поведение детей на 1 рисунке.
- Правильно ли ведут себя дети?
- Каким будет луг после того, как уйдут эти дети?
- Что стало с цветами и бабочками после того как они принесли их домой?
- Что они не знают?
- Они не знают правила поведения на лугу.
- Что делают дети на рисунке справа?
- Что принесут домой дети со второго рисунка?
- Давайте попробуем объяснить детям с 1 рисунка ,как нужно вести себя на лугу.
Приём «Думай на ногах» (по классу разложены, картинки)
На лугу запрещается: 2 ряд собирает картинки по классу ,что запрещается делать на лугу:
-рвать цветы
-ловить бабочек
-оставлять мусор.
- разводить костер.
На лугу разрешается: 3 ряд собирает картинки по классу, что разрешается делать на лугу:
-наблюдать
-рисовать
-фотографировать.
- Первый ряд ,рассмотрев эти 2 картинки в учебнике составляет памятку, как нужно вести себя на лугу.
Прочитаем и запомним, как нужно вести себя на лугу.
Нельзя рвать цветы на лугу.
Нельзя ловить бабочек.
Нельзя оставлять после себя мусор.
Букеты можно составлять только из садовых растений.(которые вырастили люди).
Физкультминутка:
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре - полетела.
Игра «Озвучь картинку»
- Рассмотрите рисунок. Попробуйте озвучить, оживить ее.
(Несколько учеников озвучивают шелест травы (они произносят: ш-ш-ш). Другая группа детей голосом передает пение птиц (например, ку-ку, ку-ку, фью-фью-фью и т. д.). Кто-то из ребят жужжит, как насекомые (ж-ж-ж).)
- Придумайте сказочную историю по рисунку на стр 47. (Заслушиваются две-три истории.)
Творческая работа
- Посмотрите, ребята, я тоже нарисовала луг (на плакате нарисована картина луга, без цветов и насекомых). Нравится ли он вам? Что здесь не хватает? Давайте заселим луг цветами. А чтобы заселить луг, нам нужно ответить на вопросы.
Тест:
(правильное утверждение – ставим +, если нет, то ставим – )
Пришёл на луг, нарви большой букет цветов (– )
Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их (без этого не будет плодов и семян) (+)
Не рви цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром (+)
В лесу можно шуметь и кричать, там ведь никого нет, поэтому я никому не буду мешать (– )
Сколько красивых бабочек на лугу, можно их поймать и засушить! (–) . Проверка.
– + + – –
У вас на парте три цветка: желтый, голубой и красный.
- Кто не допустил ни одной ошибки, возьмите желтый цветок и прикрепите на луг.
- Кто допустил одну или две ошибки – голубой!
- А кто три и больше – красный!
VI.Рефлексия.
- А сейчас мы с вами оценим свои достижения на уроке с помощью бабочек(на парте лежат, бабочки разного цвета)
Красная бабочка -я все понял на уроке и мне было интересно
Зеленая бабочка-я все понял на уроке, но допустил ошибку
Синяя бабочка — я ничего не понял на уроке.
Молодцы! Теперь давайте украсим наш луг бабочками!(ученики приклеивают выбранных бабочек ,на плакат - где изображён луг)
-Каким теперь стал наш луг?
VII. Итог урока.
- Наше путешествие подходит к концу. Пришло время возвращаться в класс.
Аутотренинг.
Дети закрывают глаза. Учитель спокойным, мягким голосом говорит:
-Я лежу в траве.
Трава мягкая, шелковистая…
-Вдыхаю прекрасный аромат. Слышен стрекот кузнечиков… Слышится шуршание букашек… Мне хорошо и спокойно. Я хочу быть другом всем, всем, всем…
Но вот подул ветерок, я чувствую, что набираюсь сил, бодрости.
Я открываю глаза. У меня хорошее настроение.
Я хочу жить в мире с природой. Я буду её защитником!
- Откройте глаза.
- Давайте будем стремиться сохранять и приумножать красоту нашего края
Раздать яркую памятку со стишком.
«Будь природе другом».
Давай пройдемся медленно по лугу
И «Здравствуй», - скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того чтоб рвать или сломать,
А для того, что бы увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.