Технологическая карта урока по окружающему миру «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?», 1 класс
Технологическая карта урока по окружающему миру
Тема урока : Почему в лесу мы будем
соблюдать тишину?
Цели: познакомить со звуками леса; обосновать и сформулировать одно из важнейших экологических правил – соблюдения тишины в лесу; разработать экологические знаки запретов; воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять лесных жителей по звукам, которые они издают, передавать голосом звуки леса; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину; получат возможность научиться оценивать свое поведение в лесу; формулировать правила поведения в природе; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии лесных звуков; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.
Подготовка рабочего места.
II. Объяснение нового материала.
Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о необходимости соблюдать правила поведения в лесу; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.
Учитель. Сегодня мы вместе с Муравьишкой отправились к нему в гости домой, в лес. Послушайте записи со звуками леса.
Какие звуки издают птицы?
Ученики. Веселое щебетание.
Учитель. Да, мы услышали целый концерт птиц. А еще что слышали?
Ученики. Как звенит вода в ручейке, жужжат пчелы, шелестят деревья.
Учитель. Вам было приятно побывать в таком лесу?
Ученики. Да.
Муравей. Я сейчас познакомлю вас с некоторыми обитателями леса. (Слайды с изображением различных трав.)
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его сережки;
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
(Подорожник.)
Муравей. Все эти травы лечебные.
III. Практическая работа.
Мудрая Черепаха. Откройте учебники (с. 50). Я вам буду рассказывать о растениях, а вы покажите карандашом, о каких растениях я говорю.
Чтение текста.
Учитель. Когда мы смотрели лес Муравья, то видели там насекомых. Некоторые насекомые напоминают нам зверей (с. 51). Соедините линиями насекомых с образами зверей.
Жук-носорог Носорог
Жук-олень Олень
Жук-слоник Слон
Физкультминутка
По дорожке полевой Будто кто-то в высоте
От реки спешу домой. Носит воду в решете.
А из тучки-невелички Дождик, лей веселей,
Льется дождик проливной. Теплых капель не жалей!
Чем сильнее, дождик, льешь,
Тем тучнее будет рожь!
IV. Объяснение нового материала (работа по учебнику, с. 49).
Учитель. Как вы думаете, смогут ли эти ребята увидеть и услышать то, что услышали и увидели мы, когда были в гостях у Муравья в лесу?
Ученики. Нет.
Учитель. Чем заняты ребята в лесу?
Ученики. Ученики бегают, шумят, рвут цветы.
Учитель. А как ведут себя животные на этой полянке?
Ученики. Животные убегают от шума.
Учитель. Скажите, почему в лесу нужно соблюдать тишину?
Ученики. Нужно соблюдать тишину потому, что шумом мы пугаем животных, мешаем им, а сами можем увидеть и услышать гораздо меньше.
Учитель. Давайте попробуем составить правила, как вести себя на природе, и придумаем запрещающие знаки.
1. Не ломай ветки деревьев и кустарников.
2. Не рви на лугу и в лесу цветов.
3. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
4. Не лови диких животных и не уноси их домой.
5. Не разоряй муравейники.
Учитель. И в конце урока я хотела бы вам прочитать стихотворение С. Викулова.
Я природа. Я – великий мастер. Вечный мастер жизни. Я могу, Человек, тебе за соучастье, надарить – В моей все это власти! – Гриб в лесу, ромашку на лугу, Небо в час восхода и заката, Иву над рекой… И наконец Солнцем прокаленный, Рыжеватый Хлебный колос… Как всему венец! Только ты мой дар, мое ученье |
Не прими за дань. Я не раба. Не забудь, ты сам – мое творенье. И у нас тобой одна судьба! Да, ты вырос. Ты простился с детством. Но не занимайся самоедством! И былинку даже, что в наследство Я тебе вручила, береги! Даже волка – вдруг да он последний… Мы с тобой дорогою одною Катимся – ни часу врозь, ни дня… И не можешь быть ты надо мною, Как не можешь быть и вне меня. |
V. Итоги урока.
Учитель. Что нового узнали на уроке?
Ученики. Нельзя шуметь в лесу, так как животные пугаются. Надо соблюдать правила поведения в лесу, беречь и охранять природу.
Рефлексия. Кто собой довлен? Кто испытывал на уроке трудности ? Какие?
Спасибо за урок!