Классный час на тему «Как научиться беречь энергию»
Пояснительная записка к презентации
МКОУ «Павлохуторская СШ №12»
Классный час
«Как научиться беречь энергию»
Учитель нач.классов
Домнина В.В.
с.Павло-Хутор
21.11.2016 г.
Цели и задачи :
способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;
привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
вовлекать школьников в полезную деятельность по энергосбережению;
привлечь учащихся к деятельности по сокращению потребления энергии.
Ход классного часа
Учитель: Ребята, с понятием «энергия» мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни постоянно. Любой из нас знает, чтобы включился телевизор, микроволновка и т.п. нужна электроэнергия, чтобы машина поехала, для её двигателя нужен бензин. Без энергии невозможна никакая работа. Жизнь на Земле без энергии, просто замрёт.
Энергия – это великая штука!
Недаром её изучает наука:
Машинами движет она и людьми,
Китами, и звёздами, и лошадьми.
Замрёт без энергии наша планета,
Не будет ни звука, ни цвета, ни света,
Погаснут созвездья в пустых небесах,
И время замрёт на всемирных часах.
А.Усачёв
Интересно, а использовали ли люди энергию до того, как придумали это слово?
Ученик : Человек издавна научился получать энергию. Огонь дал ему энергию тепла и света, изобретение колеса увеличило энергию движения, новые возможности открыли пар, электричество, атом.
В пещерных условиях умные люди
Придумали много полезных орудий:
И первый топор, и копьё. И стрелу…
Потомки должны им воздать похвалу!
Спасибо тому, кто придумал лассо,
Хомут смастерил, изобрёл колесо:
Великие гении прошлых веков
В повозки впрягли лошадей и быков.
Учёные – это могучее племя,
Что нам сэкономили силы и время.
Пускай неизвестны нам их имена,
Хвала им и слава – на ве времена!
А.Усачёв
Учитель: Современное жилище человека – это место, где, чтобы ему было комфортно сосредоточены различные сложные устройства: водопровод, для снабжения водой; многочисленные электроприборы, для облегчения быта. Для того чтобы человеку было комфортно, дом должен обогреваться в холодное время, получая энергию от внешнего источника. И если быт организовать правильно, рационально, можно сэкономить столько энергии. Что хватит на два дома.
Послушайте стихотворение А.Усачёва «История с пенсионером Блиновым» (читает Фиксова Елизавета)
Блинов Антон Иваныч
Соседей огорчал:
Боясь вампиров, на ночь
Он свет не выключал.
Бессонными ночами
Пенсионер дрожал,
А днём вздыхал печально,
Что свет подорожал!
Случается, и взрослых
Пугает всякий бред…
Не бойтесь, дети, монстров –
Гасите ночью свет!
Ребята , что же может сделать каждый житель нашей страны, чтобы внести свой вклад в экономию потребляемого электричества? (ответы детей)
Берегите, люди, свет!
Нам без света жизни нет.
Если б не было бы света,
Жили б мы — не знаю как.
Не было б у человека
Никаких для жизни благ.
Неизвестно, как в пещерный век
Жил без света человек
Ученик : А сколько надо было бы сил, если бы из речки воду ты носил.
Поэтому скажем сходу: «Экономьте, люди, воду!»
Капля капнула. Так мало!
Это, вроде, не беда.
Только с капелькой уходят
Наши деньги навсегда.
Учитель: Что может делать каждый из вас, чтобы сэкономить воду у себя в доме и в школе? (ответы детей)
Учитель: Нам моют машины тарелки и чашки,
Стирают и сушат штаны и рубашки…
Нельзя без электроэнергии в доме.
Но можно её хоть чуть-чуть экономить!
Как же нам экономить электроэнергию дома и в школе? (ответы детей)
Учитель: Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это “ЗАВТРА”? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее – парниковый эффект.
Как-то вечером мальчишки,
Двое шустрых пареньков,
У помойки жгли покрышки –
Дым летел до облаков:
- Ух ты, клёво!.. – Сколько дыма!
- Классно, Лёва!.. – Круто,Фима!
От забавы «пареньковой»
Небольшой пока что вред…
Но с годами парниковый
Получается эффект!
А. Усачёв
Учитель: Парниковый эффект вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива.
И того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!
Учитель: Кот Тишка даст нам советы, как сэкономить энергию у себя дома.
Просмотр презентации –выполненной ученицей 4 класса Смольяниной Анастасией
Сценка «Энергосбережение»
Вед. Жил-был на свете мальчик Вася.
Учился он в четвёртом классе
Обычной скромной средней школы.
Был парнем бойким и весёлым.
Порой учебник в руки брал,
И, даже, редко, но читал.
Короче – скажем напрямик –
Обычный средний ученик.
К делам энергосбережения
У Васи не было почтенья.
Вот, помню, было как-то раз:
Вбежал Василий потный в класс.
Вася. Как душно в классе и жара!
Давно окно открыть пора!
Вед. Друзьям Василий подмигнул –
Все окна в классе распахнул.
Девочка. Ты что?! Так делать не годиться!
Зима ведь, можно простудиться!
Вася. Чтобы мороза не бояться,
Всем вам придется закаляться!
Вед. Звонок. Учитель входит в класс.
Учитель. Ребята, ведь просили вас,
Чтоб окна вы не открывали.
Зима – вы этого не знали?
Свет тоже ни к чему включать –
Пора всем это вам понять!
Вед. Звонок последний, и гурьбой
Ребята все пошли домой.
Остался в школе только Вася.
Сегодня он – дежурный в классе.
Он работы не боялся,
И сегодня постарался:
Вытер доску, пол подмёл,
Вынес мусор и ушёл.
Тут претензий к Васе нет,
Но не выключил он свет.
Ночь настала – город спит,
Класс пустой, а свет горит.
Дома Вася веселился,
Изо всех старался сил:
В ванную пошёл, умылся,
Кран, конечно, не закрыл.
Вот решил утюжить брюки –
Не дошли у Васи руки,
А утюг включенный в сеть.
Телевизор стал смотреть.
Вот включил магнитофон –
Пусть работает и он!
Вася, надо бы потише.
Вася. Нет, пускай соседи слышат.
Мне к компьютеру пора –
Там крутая есть игра!
Вед. Вот и мать пришла с работы,
Разозлилась.
Мама. Вася, что ты
Натворил? Сей час же спать!
Вед. Вася лёг в свою кровать.
Спит и видит страшный сон,
Будто снова в школе он.
В класс заходит – там мороз,
Да не в шутку, а всерьёз!
Окна настежь, снег и ветер,
А над ним смеются дети.
Дети. Вася, нечего пугаться.
Просто надо закаляться.
Вед. Посыпают снегом дружно.
Дети. Успокойся! Вот как нужно!
Вед. Наш Василий – к батарее,
А она совсем не греет .
Холоднее даже льда.
Дети. Вася, Вася, ты куда?
Вед. В коридор скорее Вася –
Там страшней, чем, даже, а классе!
Посреди сугроб стоит.
Вася наш домой бежит.
К остановке подбегает,
Ждёт попутного трамвая.
Нет трамваев час, другой.
Слышит.
Прохожий. Парень, ты не стой,
А пешком иди домой.
Ток надолго отключили.
Ученик один, Василий
Израсходовал на год
Всю энергию вперёд.
Вот поэтому у нас
Отключили свет и газ,
Нет воды, а батареи
Все холодные, не греют.
Вед. Бедный Вася ужаснулся,
И, конечно же, проснулся.
Пот холодный вытер он.
Вася. Хорошо, что это сон!
А теперь он , без сомненья,
По энергосбереженью
Лучше всех в четвертом классе.
Перевоспитался Вася!
Абрам Витебский
Учитель: Сегодня на классном часе мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе. Научившись беречь энергию дома и в школе, мы постепенно научимся по-новому смотреть на своё отношение к окружающему миру. Как же стать хозяином в доме, в школе, научиться бережливому использованию энергии? (Ответы детей)
Источники:
Учимся беречь энергию.Учебное пособие в стихах. 3-4 классы. Министерство образования и науки РФ, 2012 г.
http://festival.1september.ru/articles/411202/
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/11/03/energosberezhenie
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2012/10/10/energosberezhenie
Осипова Ольга Васильевна
Домнина Валентина Владимировна
Медведева Татьяна Ивановна