Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Почему нужно есть много овощей и фруктов?». УМК А. А. Плешаков
Цели: систематизировать и расширить знания об овощах и о фруктах; познакомить с витаминами, их значением для человека; учить соблюдать правила гигиены при употреблении овощей в фруктов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать овощи и фрукты; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма.
Оборудование: корзинка с муляжами овощей и фруктов, картинки с овощами и фруктами, таблички со словами «овощи» «фрукты», портрет Злючки-Грязючки или кукла; у учащихся - цветные карандаши, разноцветные фишки.
Предварительная подготовка: загадки об овощах и о фруктах учитель может заранее дать некоторым ученикам для заучивания.
Ход урока
Организационный момент
Не лениться, а трудиться!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Актуализация знаний
— Зачем ночью нужно спать?
— Как нужно готовиться ко сну?
— Люди каких профессий ночью не спят?
III. Самоопределение к деятельности
(На столе учителя корзинка с муляжами овощей и фруктов.)
— Муравьишка принес целую корзину овощей и фруктов. А для чего Муравьишке так много овощей и фруктов? (Они полезны. Там много витаминов.)
— А что такое витамины?
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (Об овощах и о фруктах.)
СЛАЙД 1
— Прочитайте тему урока на экране (Почему нужно есть много овощей и фруктов?)
— Прочитайте на стр. 54, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
— Вместе с корзиной Муравьишка принес и загадки. Отгадайте их.
СЛАЙД 2
Зеленая толстуха
Надела уйму юбок.
Стоит как балерина,
Из листьев пелерина. (Капуста.)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук.)
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
На грядке нет сочнее... (помидора).
Что красно снаружи,
Бело внутри,
С зеленым хохолком на голове? (Редис.)
Летом — в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою — в бочке,
Крепкие, соленые. (Огурец.)
Маленький,
Горький,
Луку брат. (Чеснок.)
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда —
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох.)
- Желтый, круглый, ты откуда?
— Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож.
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки.
Как меня ты назовешь? (Апельсин.)
Само с кулачок,
Красно-желтый бочок.
Тронешь пальцем — гладко,
А откусишь — сладко. (Яблоко.)
Что за фрукт поспел в садочке?
Кость внутри, в веснушках щечки.
Прилетел к нему рой ос —
Сладок мягкий... (абрикос)
Жарким солнышком согрет,
В шкурку, как в броню, одет.
Удивит собою нас
Толстокожий... (ананас)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет.. (банан)
— Ребята, а как вы отличаете овощи от фруктов? (Ответы детей.)
№ 1 (Приложение 1)
— Рассмотрите раздаточный материал. Отметьте овощи зелеными кружками, а фрукты — красными.
СЛАЙД 3
— Проверьте себя. Все ли фишки вы положили правильно? Кто ошибся? Какой овощ или фрукт вы определили неправильно? (Ответы детей.)
- Какие овощи и фрукты выращивают в нашей местности?
- Какие овощи и фрукты привозят из жарких стран?
№2.
— Какие фрукты и овощи вы нарисовали в первом столбике? А что нарисовали во втором столбике, в третьем?
V. Физкультминутка
- Давайте и мы встанем и проведем физкультминутку.
(Учитель называет различные овощи и фрукты. Если овощ – дети приседают на корточки, если фрукт – встают, тянутся руками вверх.)
-Молодцы! Присаживайтесь. Продолжим работу.
VI. Продолжение работы по теме урока
Беседа, работа по учебнику
СЛАЙД 4 И 5
Впервые в 1880 г. русский врач Н.И. Лунин доказал необходимость витаминов для нормального роста организма. Ученый провел следующий опыт: группа животных получала искусственно выделенные компоненты пищи — белки, жиры, углеводы, воду и минеральные соли. Содержащиеся на этом рационе животные гибли. Если же к этой пище добавлялось натуральное молоко, они выживали. Значит, кроме указанных компонентов в пище содержатся еще какие-то, причем очень важные для жизни вещества. Польский ученый Казимир Функ дал этим веществам название — витамины, соединив в одном слове латинское «вита», что означает «жизнь», и суффикс «амин», указывающий на отношение к аминокислотам. С тех пор было открыто много витаминов, определена их роль, изучено их строение, большие успехи имеются в их производстве, т. е. искусственном получении.
При разнообразном и рациональном питании, включающем овощи, фрукты, организм получает необходимый набор и количество витаминов. В случае появления, особенно весной, вялости, головных болей, ухудшения аппетита, мышечной слабости, раздражительности следует подумать о том, хватает ли в пище витаминов, и обратиться к врачу. Он определит, какие витамины необходимо принимать.
Даётся задание по рядам.
Давайте сообща познакомимся с братьями-витаминами. А поможет вам в этом ваш учебник.
— Прочитайте про витамины на с. 54 — 55, и вы узнаете, чем они полезны и в каких продуктах содержатся.
СЛАЙД 6
Витамин А. Чтобы хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы — морковь, капуста, помидоры.
СЛАЙД 7
Витамин В. Чтобы быть сильными, иметь хороший аппетит, не огорчаться и не плакать по пустякам — свекла, яблоки, репа, зелень салата.
СЛАЙД 8
Витамин С. Чтобы реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни — смородина черная, красная, лимон, лук.
- Ребята, посмотрите, что любит Муравьишка. (Морковку.)
— Какой витамин есть в моркови? (Витамин А.)
— Что произойдет, если Муравьишка будет употреблять в пищу только овощи и фрукты с витамином А? (Он может простудиться, не будет сильным, потеряет аппетит и т. д.)
— Какой вывод можно сделать? (Нужно есть все овощи и фрукты, потому что в них разные витамины.)
СЛАЙД 9
(Учитель показывает изображение Злючки-Грязючки.)
- Почему она так обрадовалась? (Морковка грязная.)
— Что надо сделать, чтобы Грязючка исчезла? (Вымыть морковку.)
2. Творческая работа
— Рассмотрите рисунок на с. 55 учебника. Придумайте по нему сказочную историю.
(Заслушиваются две-три истории.)
VII. Рефлексия
1. Игра «Угадай овощ или фрукт»
(Ученик с закрытыми глазами берет муляж овоща или фрукта и угадывает, что это.)
VIII. Подведение итогов урока
— Вернемся к учебной задаче урока. Вы научились различать овощи и фрукты? (Ответы детей.)
— Где их выращивают? (Фрукты обычно выращивают в саду, овощи — в огороде.)
— Что такое витамины? (Это вещества, необходимые для здоровья.)
— Почему надо есть много овощей и фруктов? (В них много витаминов.)
— Что надо сделать, прежде чем есть овощи и фрукты? (Обязательно вымыть.)
Рекомендации для занятий дома
1. Сочинить двустишие про овощи, фрукты, витамины, здоровье. Например:
Ешьте больше овощей —
Будете вы здоровей!
Приложение 1
Соколова Елена Борисовна