Занятие для начальной школы «Почему нужно сидеть правильно?»

3
0
Материал опубликован 10 February 2020 в группе

Тема занятия: «Почему нужно сидеть правильно?»

Описание материала. Материал предназначен для использования в цикле занятий с первоклассниками «Азбука здоровья». Занятие соответствует возрастной категории детей 7 – 9 лет. Урок проходит в форме беседы с использованием практических заданий, с опорой на имеющиеся у детей знания. В ходе занятия используются 3 видеоролика общей продолжительностью 4 минуты 55 секунд. Рекомендуется для проведения в I полугодии.

Цель: рассказать учащимся о значении осанки в жизни человека; познакомить с нарушениями осанки и их профилактикой.

Задачи:

- формировать культуру здоровья учащихся, уважительное отношение к своему телу и своему здоровью;

- убедить в важности выполнения рекомендаций взрослых по соблюдению правильной осанки во время занятий;

- познакомить с последствиями неправильной осанки;

- показать возможные упражнения для исправления осанки.

Планируемые результаты:

- дети узнают, что такое правильная осанка;

- будут контролировать осанку свою и одноклассников во время уроков;

- узнают упражнения для поддержания правильной осанки;

- узнают о роли осанки в сохранении здоровья;

- пополнят запас знаний о своем организме и его особенностях.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Виды учебной деятельности: слушание, рассматривание, чтение, наблюдение, анализ, практическая работа, выполнение физических упражнений по образцу.

Основные понятия: осанка, скелет, сколиоз, ортопед, ростомер.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, ростомер, карандаш, карточки для проверки усвоения знаний, гимнастические коврики.

Ход занятия

Организационный момент

Нужно спину так держать,

Чтобы ровненько стоять.

Люди смотрят не дыша:

Ох, осанка хороша!

- Ребята, вы часто слышите слова: «Сиди правильно, следи за осанкой». Как вы думаете, что такое осанка?

- Что значит следить за осанкой?

(Просмотр видеоролика «Как сидеть за столом» 55 секунд)

- Вам приятно смотреть на стройного человека? (Слайд 2)

- Конечно, приятно. Он красивый, бодрый, спина ровная, светится здоровьем. А все потому, что у него правильно формируется скелет.

- Что такое скелет? (Ответы детей. Показ скелета - приложение 1)

- А на человека сутулого, у которого одно плечо выше другого, приятно смотреть? (Слайд 2)

2. Открытие новых знаний

- Люди не рождаются с правильной осанкой. Пока ребенок растет, его скелет крепнет, мышцы развиваются, и формируется осанка. До восемнадцати лет происходит рост человека и формирование осанки. Но часто уже в 7 лет появляются первые проблемы: неправильное положение тела ребенка на уроках и неправильный рюкзак школьника приводят к тому, что осанка портится (слайд 3), позвоночник искривляется, появляется сколиоз. Ежедневные многочасовые игры в телефоне и занятия в сидячем положении приводят к различным заболеваниям позвоночника, которые остаются с человеком на всю жизнь. После восемнадцати лет исправить недостатки осанки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках ещё не заменилась костной.

Поэтому взрослые вам постоянно говорят: «Не горби спину. Сиди прямо!» (Слайд 4)

- Когда вам так говорят? (Ответы детей)

- Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и в старшем возрасте не будут мучить боли в спине. Кроме этого, когда нарушена осанка, многие органы могут работать неправильно и от этого добавляются другие заболевания.

- Слышали когда-нибудь как взрослые жалуются на боли в спине? (Ответы детей)

- От чего у них может болеть спина? (Ответы детей)

- Возможно, в детстве они не оказывали должного внимания своей осанке.

3. Практическая часть. Эксперимент с ростомером

- Учёные провели наблюдения и выяснили, что, если человек низкого роста, он может казаться выше. А вот высокий может казаться ниже, чем есть на самом деле.

- Давайте проведем эксперимент и выясним, когда так бывает. (Ребенок встает к ростомеру. Сначала измеряется его рост в обычном для него положении тела в расслабленном состоянии стоя. Затем предлагается встать, прижавшись спиной, ягодицами и пятками к ростомеру. Показания записываются. После урока можно измерить рост каждого ребенка с целью уточнения соответствия учебной мебели).

- Скажите, какие результаты мы получили в первый раз? (Рост был ниже, т.к. осанка не была прямой).

- Почему при повторном измерении вы оказались выше ростом? (Соблюдали правильную осанку)

- Как вы думаете, почему у некоторых ребят первое измерение показало такие же результаты, что и второе? (У них правильная осанка)

- Когда же низкий человек может казаться выше? (Когда у него правильная осанка).

4. Продолжение беседы. Нарушение осанки

- У многих детей возникает нарушение осанки. Это называется сколиозом. (Слайд 5). Это значит, что деформирован позвоночник. Найдите у себя позвоночник. Позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей-позвонков. К позвоночнику присоединены рёбра. Найдите у себя ребра. Они защищают внутренние органы.

- Сядьте, согнув спину. Сделайте вдох и выдох. А теперь сядьте прямо. Повторите вдох и выдох.

- Когда было легче дышать: когда сидели прямо или согнувшись? (Ответы детей)

- Как думаете, почему? (Ответы детей)

- Когда позвоночник деформируется, мы говорим, что у ребенка начинается сколиоз. Чаще всего это происходит в 8-10 лет, иногда раньше. Лечится долго. Нужно длительное время посещать врача, проходить всевозможные медицинские процедуры, в сложных случаях приходится лечь в больницу на лечение.

- Ребята, как вы думаете, почему появляется сколиоз? (Ответы детей)

- Определите, у кого из детей на слайде (слайд 6) может быть сколиоз. Почему? (Ответы детей)

- Может ребёнок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать ее? (Ответы детей)

-Поэтому лучше всего научиться следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.

- Есть несколько способов, которые нам помогут предупредить сколиоз и другие проблемы со здоровьем. Один из них вам очень хорошо знаком. Это … (Физкультминутка!)

5. ФИЗМИНУТКА (Видео-сопровождение «ФИЗКУЛЬТМИНУТКА» 1 минута 30 секунд. Слайд 7)

6. Правила для поддержания правильной осанки (Слайд 8)

- Посмотрите на слайд и скажите, что нужно делать, чтобы формировать у себя правильную осанку.

* Правильно сидеть за партой, не горбиться.

* Носить школьные вещи в ранце за спиной. Много вещей не брать.

* Спать на жёсткой постели с невысокой подушкой.

* Каждый день смотреть на себя в зеркало, оценивать свою осанку.

* Выполнять зарядку, физкультминутку.

- Мы сейчас назвали правила, при соблюдении которых можно сохранить правильную осанку.

- А как оценить свою осанку? Поднимите руку, кто знает. (Дети предлагают варианты оценивания осанки)

- Для этого нужно встать к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы, голени и пятки касались ее поверхности (показ у стены), и просунуть руку между спиной и стеной. Если проходит ладонь – осанка правильная, если кулак – неправильная. Но самый лучший способ проверить осанку – сходить к врачу – ортопеду. (Слайд 9)

- Сделайте вывод по фотографии, чем занимается ортопед. (Ответы детей)

- Посещать ортопеда школьнику необходимо не реже двух раз в год. Поднимите руку, кто посещал ортопеда?

- И, конечно же, ортопед обязательно посоветует заниматься утренней зарядкой. А если есть сколиоз, то даст памятку со специальным комплексом упражнений. Мы с вами тоже сейчас проведем оздоровительную минутку и постараемся запомнить упражнения для укрепления осанки.

7. Оздоровительная минутка

(На слайде 10 включается видеоролик «5упражнений для укрепления осанки», 2 минуты 30 секунд. Дети повторяют упражнения.)

8Рефлексия

-  Покажите на рисунке правильную осанку.

- Как называется нарушение осанки?

- Покажите нарушение осанки на слайде. (Слайд 11)

- Выполните в парах задание на карточке.

(Карточка для определения уровня усвоения материала выдается для парной работы. Учитель предварительно прочитывает каждое задание).

Задание

Варианты ответа

1.

Покажи на рисунке правильную осанку.

t1581367229aa.png


2.

Как называется нарушение осанки?

СКОЛИОЗ

ПРОГНОЗ

ДИАГНОЗ

3.

Отметь крестиком, что нужно делать, чтобы была красивая осанка.

t1581367229ab.pngt1581367229ac.pngt1581367229ad.gift1581367229ad.gif

t1581367229ae.jpgt1581367229ad.gift1581367229ad.gift1581367229af.jpg


9. Итог занятия

- Ребята, изобразите на лице смайлик («улыбка», «спокойное выражение», «грусть»), чтобы мне было понятно, как вы оцениваете свою работу на уроке.

- Давайте договоримся соблюдать правильную осанку, чтобы быть здоровым, сильным, крепким; помогать друг другу - подсказывать, если сосед по парте сидит неправильно. И, конечно, не обижаться на замечания.

Будьте здоровы и красивы!





Список литературы:

Интернет-ресурсы: иллюстративный материал, видео-ролики

Климова И.И. Мастерская учителя: уроки здоровья. Конспекты уроков для 1 класса. Учебно-методическое пособие. - М.: УЦ “Перспектива”, 2009

Лободина Н.В., Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2015

Неусыпова Н.М., Милованов М.А. Секреты здоровья. Пособие для учащихся начальных классов, Кострома, 1994























Приложение 1



t1581367229ag.png






Приложение 2

Карточка для определения уровня усвоения материала

Задание

Варианты ответов

1.

Покажи на рисунке правильную осанку.

t1581367229ah.png

2.

Как называется нарушение осанки?

СКОЛИОЗ

ПРОГНОЗ

ДИАГНОЗ

3.

Отметь крестиком, что нужно делать, чтобы была красивая осанка.

t1581367229ai.pngt1581367229aj.png

t1581367229ak.pngt1581367229al.png










Приложение 3

t1581367229am.pngt1581367229an.png

t1581367229ao.pngt1581367229ap.png

t1581367229aq.pngt1581367229ar.png

t1581367229as.pngt1581367229at.png

t1581367229au.pngt1581367229av.png

t1581367229aw.pngt1581367229ax.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.