Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме «Почему радуга разноцветная?»
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме:
Тип урока: открытие нового знания
УМК «Школа России»
Разработала учитель начальных классов
Скорикова Ольга Викторовна
2019г.
Тема: «Почему радуга разноцветная?»
Цели: 1. формировать первоначальное представления о свете и цвете;
2. познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;
3.обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений;
4.воспитывать интерес к изучению нового.
В ходе урока учащиеся будут иметь возможность:
- описывать чувства, возникающие при виде радуги;
- называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;
- запомнить последовательность цветов радуги;
- высказывать предположения о причинах возникновения радуги,
- работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку.
Формирование УУД:
Предметные - перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
Познавательные - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные -слушать и понимать речь других.
Регулятивные - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Личностные - освоение роли ученика; формирование интереса к учению.
Ход урока
1.Организационный момент. Слайд №1
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Многое должны узнать.
– На какой вопрос мы сегодня ответим, вы узнаете позже, а сейчас…
2. Актуализация знаний. Слайд №2
Учитель: Я прочитаю стихотворение, а вы по содержанию будете показывать движения.
Почему повсюду лужи?
(дети разводят руки в стороны и помахивают плечами)
Мама зонтик свой берёт.
( имитируют движение)
Почему же? Почему же?
( движения, как в 1-ой строке)
Потому что…….
(хором: «Дождь идёт!»)
Дети хлопают в ладони, показывая какой сильный дождик.
Учитель: А теперь отгадаем загадку!
-Дождик кончился и…
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти. (Радуга)
3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса. Слайд №3
-Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется.
-Дети, кто из вас видел радугу?
- Какое настроение было, когда вы увидели радугу?
- Ребята, когда в небе появляется радуга? (когда светит солнце и идёт дождь)
Чтение стихотворения
Проблемный вопрос. Слайд №4
Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете?(высказывания детей)
4. Решение проблемной ситуации. Слайд№4
Изучение нового материала.
а) -На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)
-Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.)
-Что при этом образуется? (Радуга).
б) объяснение учителя Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.
Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже
выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга.
Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
Что такое радуга? (Это солнечное свечение)
Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики.
в) Оказывается, цвет – это волны, которые мы воспринимаем глазом. Какого цвета солнечный свет? Солнечный свет представляет собой волны разной длины и поэтому они разного цвета. Давайте их рассмотрим.
Практическая работа №1: “Прохождение луча света через стеклянную призму”.
Учитель зеркальцем “ловит солнечного зайчика” и направляет его на призму. Призма – прозрачное стекло, заменяющее капельку воды.
Так можно получить небольшую радугу.
Что нам заменяла призма? (Капельку воды)
Что стало с солнечным лучом, когда он прошел через призму? (распался на цветные лучики)
Главный “художник” в природе? (Солнце)
Практическая работа №2: “Эффект радуги в домашних условиях”.
Радуга представляет собой оптическое явление, возникающее при преломлении и отражении солнечных лучей в миллионах дождевых капель.
Вы можете сами дома расщепить видимый солнечный свет на отдельные цвета, воспроизведя эффект радуги. Для этого в очень ясный, солнечный день вам понадобятся миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.
Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в воду и прислоните его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась отраженная “радуга”
5.Физкультминутка-музыкальная. Слайд №5
6.Постановка проблемного вопроса. Слайд №6
-Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (высказывания детей)
В радуге семь цветов, и все они всегда расположены в одном порядке:
красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый
- Как запомнить их по порядку и очень быстро?
7. Решение проблемной ситуации. Слайд №8-14
-Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки:
« Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»
8. Обобщение ответов учащихся.
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.
Радуга появляется только тогда, когда одновременно идёт дождь и светит солнце.
Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. Когда дождь стихает, будто кто–то стирает радугу с неба.
Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.
9. Закрепление. Работа над проектом (работа в парах)
.а). Выбор проекта, обоснование.
– Чтобы поднять весеннее настроение и запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.
б). Выбор материалов и инструментов.
– Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)
– Какой способ подходит нам сегодня?
в). Планирование проекта.
– На белом листе нарисуем дуги радуги по шаблону. Сколько дуг вы будете рисовать? (7)
– Определим цвета наших полосок
(Дети отмечают буквами названия цветов.)
г). Практическая работа.
(Дети самостоятельно разукрашивают радугу.)
д). Защита проекта.
– У кого же самая веселая радуга?
11. Домашнее задание по выбору :
Поискать загадку о радуге.
Выучить стихотворение о радуге.
Выучить фразы – подсказки.
13. Рефлексия.Итог урока.
- Как получается радуга?
(Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)
-Почему наша радуга получилась такая весёлая?
-Чему она рада?
-Дети запомнили все её цвета.
- Молодцы!
Список литературы и ресурсов Интернет:
1.Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир ,1 класс.Сост. И.Ф.ЯценкоМ.: ВАКО,2019.
2. А.А Плешаков, В.П.Александрова, С.А.Борисова Методическое пособие к учебнику м «Просвещение»,2017
1.http://www.solnet.ee/gallery/knk134.html стих о радуге
2.http://www.liveinternet.ru/users/3900572/post142676409/ картинка слайд №4
3.http://encyc-bob.ru/nauka-i-obrazovanie/priroda/raduga образование радуги
4.http://www.antula.ru/colour-rgb.htm каждый охотник…
5.http://www.wallon.ru/photo/nature/22-39-0-0-8 радуга
6.http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=3971 проверка
7.http://www.xrest.ru/preview/653515/ веселая радуга
8.http://bukashka.org/index.php/pic/todraw.html фазан
Ломакина Ирина Алексеевна
Потамошнева Наталья Алексеевна