Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Почему радуга разноцветная?»
Цель урока:
cформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Создать условия для усвоения новых знаний.
2. Способствовать развитию у школьников умения различать цвета радуги, знать их последовательность.
3. Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.
Развивающие:
1. Обогащать словарный запас детей.
2. Содействовать развитию внимания, памяти, мышления.
3. Развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Учиться наблюдать и замечать красоту вокруг себя.
3. Формировать самооценку школьников.
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
1. Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности.
2. Ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей.
3. Развитие эстетических чувств и духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные УУД:
1. Развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.
2. Вырабатывать способность различать способ и результат действия.
3. В сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
1. Осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии, запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма
отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок.
2. Описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.
Коммуникативные УУД:
1. Адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации.
2. Задавать вопросы, формулировать собственное мнение.
3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
4. Оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности.
Оборудование и материал:
-Учебник: А. А. Плешаков «Окружающий мир»;
-Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»;
-Компьютер;
Презентация предназначена для урока окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России». Презентация поможет сформировать первоначальные представления о свете и цвете, познакомит детей с цветами радуги и их последовательностью.
-тесты для проверки домашнего задания;
-цветные карандаши.
Учебные действия:
-Пересказывать и понимать тексты о природе. Использовать естественно-научные тексты, видеофрагмент, с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний.
-Описывать явление неживой природы, выделять её признаки.
-Обнаруживать простейшие взаимосвязи в природе, которые являются причиной возникновения радуги.
-Создавать простейшую модель радуги.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
1. Интерес к изучению явлений природы
2. Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга"
3. Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.
Метапредметные:
1. Опережающее обучение: связь природоведения и физики.
Регулятивные:
1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
3. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги.
Познавательные:
1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.).
3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий
4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
2. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Предметные:
1. Узнать, как образуется радуга.
2. Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.
3. Запомнить последовательность цветов радуги.
Основные методы:
-Исследовательский;
-Деятельностный.
Однажды Муравей-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. слайд
А когда дождь почти закончился, появилось солнышко. слайд
Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо …А какое вы узнаете, отгадав загадку:
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти?
– Что появилось на небе? (Правильно. Радуга.) слайд
III Сообщение темы и целей урока.
Постановка проблемного вопроса.
- Ребята, а кто из вас видел радугу? слайд (наст. радуга)
- Какое настроение было, когда вы видели радугу? (Хорошее)
- Какое чувство вызывает вид радуги? (Радость)
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор ее так и зовут – радуга.
- Есть такое выражение «радужное настроение». Как вы думаете, что оно обозначает? Какое это настроение?
-Да, радужное настроение - веселое, радостное, приподнятое.
А вот наши предки славяне считали, что по этому волшебному мосту спускаются ангелы, слайд
набирают воду из земных рек и морей, чтобы потом эта вода пролилась на землю живительной влагой в виде дождя.
- Итак, ребята, я думаю вы догадались о каком природном явлении мы сегодня будем говорить? (О радуге)
– Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге.
- Каждый из нас много раз видел радугу. Сейчас мы узнаем кто из вас самый наблюдательный. Скажите, а когда на небе можно увидеть радугу?
А вы знаете почему она разноцветная? (предположения детей)
Цель урока:
Сегодня мы должны выяснить: слайд
когда на небе появляется радуга
почему она разноцветная
определить цвета радуги
запомнить их в правильной последовательности
Открытие нового знания. Решение проблемной ситуации
Ребята, кто из вас любит лето?
А кто любит летом гулять по лужам?
До чего же весело летом шлепать по лужам во время теплого дождя! Пахнет мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо! Но вот дождь стихает. Уже кое-где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит: слайд
— Радуга! Смотрите — радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. Откуда они появились? Кто их построил так быстро и так красиво?
Давайте послушаем песенку, которая так и называется «Кто построил радугу». Слушайте внимательно и попробуйте найти ответ на вопрос в этой песенке.
Песня «Кто построил радугу» (поют дети)
Кто построил радугу в небе над землёю
Семь цветов, семь мостиков и загнул дугою.
Припев:
Это – 3 раза видно дождик
Он немного архитектор и чуть-чуть художник
Как бы мне хотелось знать кто рукой могучей
В небе замок сказочный вылепил из тучи.
Это – 3 раза видно дождик
Он немного архитектор и чуть-чуть художник
- Итак, кто же судя по песенке построил в небе радугу? (Дождик)
А достаточно ли только дождика, чтобы на небе появилась радуга?
-Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь.
Сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть видеосюжет, в котором енот Тотоша объяснит, как образуется радуга
Просмотр видео
- На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)
-Что при этом образуется? (Радуга).
Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
Проблемный вопрос. Решение проблемной ситуации.
-А почему радуга разноцветная?
Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, то лучики распадается на разноцветные лучики. семь цветов. Таким образом и получается радуга.
Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.
Чтение стихотворения
Летний дождь прошел с утра,
Выглянуло солнце.
Удивилась детвора,
Посмотрев в оконце, -
Семицветная дуга Заслонила облака. слайд
- Как поэт назвал радугу в стихотворении (Семицветная дуга)
- Значит сколько цветов у радуги? (Семь)
Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами.
Видеофильм
Чтобы легче было запомнить правильную последовательность цветов радуги придумали такую фразу:
«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
– По первым буквам слов и запоминаются цвета. (на доске постепенно появляются – цветные слова)
Повторение и заучивание этой фразы.
-На что попадают в небе солнечные лучи?
(На капельки дождя)
-Что происходит с солнечными лучами?
(Распадаются на разноцветные лучики.)
-Что при этом образуется? (Радуга).
-Кто главный “художник” в природе? (Солнце)
Физминутка
В небе гром, гроза.(Хлопки)
Закрывай глаза! (Закрыть глаза)
Дождь прошел.
Трава блестит, (Сжимать, разжимать пальцы рук)
В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей, (Зовущие движения)
По траве босиком, (Бег на месте)
Прямо в небо прыжком. (Прыжки)
Ладушки, ладушки!
По радуге, по радужке, (Хлопки)
По цветной дуге
На одной ноге. (Прыжки на одной ноге)
Вниз по радуге верхом,
И на землю кувырком! (Присесть)
Творческая работа
- Чтобы закрепить порядок цветов в радуге, предлагаю вам ребята создать свою радугу. (Раздать листочки)
Сколько дуг будет у вашей радуги? (7)
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Проведение теста.
Вопрос 1. У радуги 7 цветов?
Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?
Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?
Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь?
- Узнали почему радуга разноцветная?
- Как и когда появляется радуга.
Рядом с радугой нарисуйте солнышко, соответствующее вашему настроению на уроке.
Итог урока
– Как получается радуга? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)
Закрепление
Работа по учебнику с.41
Чтение объяснения Мудрой Черепахи.
- Посмотрите на картинку на с.41
- Что делают Черепаха и Муравьишка? (поливают)
- Как думаете, что они хотят получить? (радугу)
- Может у них получиться радуга?
-Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)
- Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день)
Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.
-Радугу можно увидеть в брызгах фонтана…
-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…
Что такое радуга? (Это солнечное свечение.)
– У кого же самая веселая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску)
Домашнее задание (по выбору)
– Поискать загадки, стихи про радугу.
– Выучить фразу–подсказку.