Проект урока окружающего мира в 1 классе на тему «Почему Луна бывает разной?»

7
2
Материал опубликован 11 January 2018 в группе

Проект урока с использованием инновационных средств обучения.

Тема урока: Почему Луна бывает разной?

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

 Тип урока: урок приобретения новых знаний

Цели по содержанию:

обучающие:

расширить представления обучающихся о космических телах;

выявить основные особенности Луны;

развивающие:

научить выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать) при работе с текстами и иллюстрациями;

учить детей делать умозаключения;

развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание;

воспитательные:

воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

мотивировать учащихся на здоровый образ жизни.

Планируемые результаты:

Личностные:

Умение

проявлять интерес к содержанию предмета окружающий мир;

самостоятельно определять и объяснять свои ощущения, возникающие в результате обсуждения.

Метапредметные

Познавательные:

Умение

ориентироваться в учебнике, учебном тексте;

находить ответы на вопросы, используя учебные тексты;

делать выводы, сравнивать, обобщать, пересказывать тексты;

Регулятивные:

Умение

составлять план деятельности на уроке;

формулировать с помощью учителя цель урока, высказывать гипотезы по поводу ее достижения;

давать эмоциональную самооценку деятельности на уроке;

определять степень успешности своей работы и других обучающихся.

Коммуникативные:

Умение

доносить свою позицию до окружающих;

оформлять свою мысль в устной речи;

слушать и понимать одноклассников;

cотрудничать;

Предметные

В познавательной сфере: выявить особенности Луны, с помощью учителя установить причинно – следственные связи о том, почему Луна бывавет разной?.

В ценностно-ориентированной сфере: бережное отношение к окружающей среде.

Организация образовательного пространства.

Оборудование:

Традиционное:

загадка о Луне;

иллюстрация поверхности Луны;

картинки (звездочки) для рефлексии;

карточки с кроссвордом «Планеты Солнечной системы»;

Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир», 1кл., М: Просвещение, 2011.

Дополнительные адаптированные тексты о Луне на карточках из детской энциклопедии «Почемучка».

Инновационное оборудование:

Интерактивная доска

Документ-камера

Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass

Модульная система экспериментов PROLog


 

Формы работы:

фронтальная (Ф)

групповая (Г)

индивидуальная (И)

І. этап. Вырабатывание (5 мин)

Нагрузка относительно невелика

Этап мотивации к учебной деятельности

Подрастал, подрастал,

Был рогатым – круглым стал.

Только круг, чудо круг

Стал опять рогатым вдруг.

В голубой станице

Девица круглолица.

Ночью ей не спится –

В зеркало глядится (Луна).

О чём мы сегодня говорим на уроке? Луна – это звезда или планета? А почему естественный спутник?

Луна, ребята, скрывает очень много загадок. И сегодня вам предстоит разгадать несколько из них.

2.Этап актуализации опорных знаний

Работа с текстом «Почему у месяца нет платья?»

(Сербская сказка)

Решил Месяц сшить себе платье.

Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. А платье узко и коротко.

Видно, я ошибся, – говорит портной. И снова сел за работу.

В назначенный срок пришел Месяц за платьем. Опять платье мало.

Видно, и теперь я ошибся, – сказал портной. И снова стал кроить и шить.

В третий раз Месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый месяц, не Месяц, а целая Луна, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его Месяц, искал, да не нашел.

Так и остался Месяц без платья.

Почему месяц остался без платья?

ІІ. этап. (20 мин) Максимальная работоспособность

Нагрузка максимальное снижение на 15 мин

3.Этап построения проекта выхода из затруднения.

Нарисуйте иллюстрацию к сказке. Посмотрите на «Фазы Луны» (работа с документ - камерой) (Приложение 1).

Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием. Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днем. И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.

Выступление 1-2 учеников с коротким рассказом о Луне.

Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется.

Вывод учителя: Иногда мы видим полную поверхность Луны, а иногда Солнцем освещена только её часть. (Опыт с настольной лампой)

Луна моментально упала бы на Землю, если бы была неподвижной. Но Луна не стоит на месте, она вращается вокруг Земли. Сила, которая не даёт Луне «убежать» при вращении – это сила притяжения Земли. ( опыт с игрушкой «Ё-Ё» -шарик на резинке, при раскручивании не падает, а как только остановиться, упадёт)

Луна по своим размерам в 4 раза меньше Земли. Если бы Луна была арбузом, то Луна всего лишь яблоком. А вес Луны в 81 раз меньше Земли. Если на одну чашу весов положить Землю, то на другую чашу надо положить 81 Луну, чтобы чаши весов были в равновесии.

4.Физкультминутка (на 15 мин).

Раз, два – стоит ракета (руки вверх)

Три, четыре – самолёт (руки в стороны)

Раз, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре-

Мы на месте походили.

Тик-так, тик – так,

Целый день крутись вот так.

5. Этап первичного закрепления.

Детский писатель Н. Носов написал повесть «Незнайка на Луне», сценаристы создали мультфильм. Когда Незнайка вернулся с Луны, он рассказал о своем путешествии коротышкам и, конечно, все напутал! Помогите Незнайке, ответив на вопросы теста (Приложение 2).

Для выполнения теста используется система мониторинга и контроля качества знаний PROClass.

6.Эмоциональная пауза (10 мин до конца урока) (Цель - эмоционально-смысловая разрядка).

ІІІ. этап. Конечный порыв (10 мин)

Небольшое повышение работоспособности

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Работа в тетрадях. Проверка по образцу (Приложение 3).

Итак, ребята, наше изучение Луны подходит к концу. Мы много успели сделать на уроке. Ответили на все интересующие  вопросы.
Давайте проверим, как вы усвоили новые знания. Выполните тестовое задание (да +, нет –)

8. Этап рефлексии и оценивания учебной деятельности на уроке.

Продолжите фразу:

Мне особенно было интересно, когда…

Мне было трудно, когда…

Ребята, дайте вашу оценку сегодняшнего урока. Нарисуйте смайлику ротик. Если урок понравился – улыбку, а если нет – огорчение.


 


 

Используемые источники информации:

1. Список используемой литературы

Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир», 1кл., М: Просвещение, 2011.

Детская энциклопедия «Почемучка», М: «Педагогика-Пресс». 1993.

2. Список использованных материалов, Интернет-ресурсов

(Фазы Луны) Afps Keys

http://900igr.net/prezentatsii/astronomija/Planety-3/010-P.-Fazy-luny.html.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1.

Фазы Луны.


 


 


 


 


 

Приложение 2.

Тест

1.На Луне есть…

A

воздух

B

растения

C

вода

D

мертвая тишина

2. На Луне нет…

A

черного неба

B

кратеров

C

воздуха

D

камней

3. Кратер – это…

A

гора

B

камень

C

котлован

D

холм

4. Почему на Луне люди не живут?

A

темно

B

холодно

C

нет воздуха

D

много камней и ям


 

Ключи: 1 – D, 2 – C, 3 – C, 4 – С.


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 3.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересный урок, большое спасибо.

11 January 2018

Наталья Алексеевна,спасибо большое!

11 January 2018