Научна-исследовательская работа в 5 классе «Почтовая открытка как исторический источник»
IV Муниципальная научно-практическая конференция «Я познаю мир»
Выполнил:
Томасенко Максим
МБОУ СОШ № 90, 5 класс
Руководитель:
Лихина Е.В.
МБОУ СОШ № 90, учитель истории и обществознания
Железногорск - 2013
ВВЕДЕНИЕ
В этом учебном году в нашей школе прошли две выставки коллекций родителей и детей. Выяснилось, что коллекционирование сегодня на пике моды!1 Мы в нашем классе решили составить свою коллекцию и выбрали почтовые открытки, притом советского периода.
Актуальность нашей работы в том, что рассматривая открытки, мы находим в них отражение времени и приобщаемся таким образом к истории своей страны, т.е. мы предлагаем коллекционировать открытки, но не бездумно, а изучая историю. Собранный материал может использоваться не только в воспитательной работе с классом, но и в учебной деятельности.
Наша работа основана на гипотезе о том, что обыкновенная открытка может стать путеводителем в мире истории коллекционирования, истории самой открытки, в мире истории страны.
Цели работы – узнать, о чем может рассказать открытка и составить свою коллекцию открыток.
Для реализации поставленной цели мы поставили следующие задачи:
Выяснить, как называется коллекционирование открыток;
организовать сбор открыток;
Узнать способы систематизации открыток в коллекции;
Узнать о праздниках, которые мы сейчас не отмечаем;
Узнать о событиях тех лет, когда были выпущены открытки;
Узнать о художниках - авторах открыток.
Объект исследования: исторические источники.
Предмет исследования: почтовые открытки.
Методы исследования:
поиск информации в печатных и электронных источниках;
систематизация;
конкретно - исторический метод;
теоретический анализ и синтез;
обобщение.
Глава 1. Филокартия
Первый вопрос, которым мы задались: как называется коллекционирование открыток? Выяснилось, что коллекционирование открыток называется филокартия, а коллекционер- филокартист.
Филокартия зародилась в конце XIX века, когда начался массовый выпуск открыток, получивших международное распространение как самый дешёвый вид почтового отправления. Первая почтовая открытка (открытое письмо) увидела свет в 1869 году, однако уже к 1875 году в странах — членах Всемирного почтового союза было послано 231,5 миллиона открытых писем.
Филокартия началась с собирания видовых и этнографических открыток, которые были одним из наиболее доступных средств знакомства с природой, бытом и культурой народов мира. Филокартия сыграла значительную роль в популяризации произведений изобразительного искусства, экспонируемых в музеях и на выставках. Открытки с изображениями современных их выпуску исторических, географических, архитектурных и других объектов, памятников материальной культуры и т. п., приобретая со временем характер документальных источников, сблизили филокартию со вспомогательным историческими дисциплинами.
В конце XIX — начале XX веков возникли первые организации филокартистов. Стали издаваться специальные журналы и каталоги (в Германии, Австро-Венгрии, Франции, России, Великобритании, США, Италии, Швейцарии, Испании и др.), состоялись международные выставки Лейпциге, Петербурге, Ницце, Париже, Флоренции, Нюрнберге, Лондоне и др.), конгрессы коллекционеров и издателей открыток (в Лейпциге — 1896, 1910; в Ницце — 1899), начали проводиться первые аукционы.
С начала XX века филокартия стала одним из популярных видов коллекционирования, чему способствовали массовый выпуск разнообразных по тематике (география, этнография, история, различные виды искусства, техника, спорт, портреты и т. д.) и высококачественных по художественному и полиграфическому исполнению почтовых открыток и значительно расширившийся с укреплением международных связей почтовый обмен между странами.
Первоначальные взгляды на филокартию несколько отличались от сегодняшних. В начале ХХ века считалось, что лишь открытка, прошедшая почту, «выполнившая свою функцию», может быть достойным предметом коллекционирования. Более того, открытка с видом какого-либо города (местности) может быть послана только из этого города (местности). Чистая открытка без почтового штемпеля приравнивалась к «картинке». В настоящее время, напротив, ряд коллекционеров исповедует принцип игнорирования исписанных открыток, тем более если они имеют низкую сохранность.
Сегодня филокартия является одним из самых популярных видов коллекционирования. При этом открытки обычно ценятся пропорционально их возрасту и редкости темы. В последнее время увеличившийся спрос на открытки спровоцировал и рост цен. Так, к примеру, цена некоторых открыток на интернет - аукционах может достигать одной тысячи долларов, хотя основная масса не стоит и 5 долларов.
Один из старейших московских коллекционеров, председатель Московского клуба филокартистов В. Н. Луткин так объясняет причину неснижающейся популярности иллюстрированной открытки:
"Основная причина кроется в том, что наряду со своей демократичностью» (удачным стандартным портативным размером и дешевизной) она поднялась на высокий художественный уровень и удивительно полно откликается на многие явления человеческой жизни. С её помощью мы можем совершить путешествие, мгновенно очутиться в любом уголке земного шара, посетить музей, не выходя из дома, изучать жизнь и быт населяющих его народов, историю, приблизиться к любому виду искусства: живописи, скульптуре, литературе, музыке, театру, кино…
Глава 2. Праздники, которых больше нет
Постепенно у нас стали накапливаться открытки. Первые принесли ребята, потом стали приносить учителя, недавно очень много открыток принесли ветераны нашего микрорайона.
Возник второй вопрос: как их складывать? Может по темам?
Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, 1 Мая, 9 Мая, 1 Сентября, 7 Ноября…
Стоп!
А что это за праздники такие: 1Мая и 7 Ноября? Сейчас мы такие не отмечаем!
2.1 День международной солидарности трудящихся
Выяснили. Оказалось, что 1 Мая - это день международной солидарности трудящихся. Праздник отмечается не только в нашей стране, но и в 142 странах мира. Откуда же пошел этот праздник? Когда его впервые стали отмечать в России и в мире?
Именно 1 мая 1886 года в Америке была жестоко разогнана демонстрация рабочих, которые требовали повышения заработной платы и улучшения условий труда.
В память погибших рабочих в 1889 году 1 мая объявили Днём солидарности рабочих всего мира
В России впервые праздник отметили в 1890 году. С тех пор праздник стал официальным . В этот день проходили демонстрации трудящихся и военные парады.
Колонны людей шли по центральным улицам городов, по радио звучали марши и призывы. Люди дружно кричали: "Ура!".
1 мая 1990 года прошла последняя официальная первомайская демонстрация.
А в 1992 году праздник был переименован в «Праздник весны и труда».
2.2 День Великой Октябрьской социалистической революции
А 7 Ноября?
День седьмого ноября -
Красный день календаря!
Посмотри в своё окно:
Всё на улице красно.
Представляете, эти стихи знают почти все взрослые! Праздник очень похож на Первомай. Но почему на открытках написано с праздником Великого Октября?
Оказалось, праздник отмечался в день свершения Октябрьской революции ежегодно 7 ноября с 1917 года (а 25 октября - это по «старому стилю»).
В этот день тоже проводили демонстрации и военные парады.
Самым знаменитым парадом был парад 7 ноября 1941 года. Все солдаты, принимавшие участие в нем, сразу отправились на фронт, на защиту Москвы и отстояли город. Это была наша первая большая победа над фашистами.
Последний военный парад на Красной площади Москвы прошёл в 1990 году.
С 2005 года 7 ноября перестал быть праздником и выходным днём. Появился новый праздник: День народного единства.
Очень уж политические праздники, но выяснилось, что люди любили их и почти не думали о политике. Они радовались выходному дню и общению друг с другом, ведь на праздники обязательно ходили в гости или приглашали гостей к себе.
Глава 3. Отражение исторических событий в открытках
Но вот что интересно: рассматривая открытки, мы увидели, что они явно отражают историю страны.
Вот, например новогодняя открытка 1972 года. На ней изображены хоккеисты с кубком. Что бы это значило? Оказалось, что в 1971 году наша команда по хоккею "Красная машина", как ее называли стала чемпионом мира, а в наступившем 1972 году состоялась суперсерия СССР — Канада из 8 хоккейных матчей между сборными Советского Союза и Канады. Первые четыре игры прошли в Канаде, остальные — в Москве. В итоге сборная Канады одержала 4 победы, СССР — 3, одна встреча завершилась ничьей. Советская команда забросила 32 шайбы, канадская — 31.
На открытках 60-х годов прошлого века отражено начало космической эры. А ведь Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос в 1961 году, вот и дед мороз сменил средство передвижения. А на открытке к Дню космонавтики 1963 года портрет Валентины Владимировны Терешковой, ставшей в этом году первой женщиной - космонавтом.
На новогодней открытке 1977 года нарисован Дед Мороз в каске с надписью БАМ, именно в начале 70-х годов началось строительство Байкало - Амурской магистрали.
Глава 4. Систематизация открыток
Далее мы обратились к сайтам филокартистов и выяснили, что абсолютного правила в систематизации нет, и схему построения собрания может избрать сам коллекционер, учитывая необходимость логического развития темы, ее специфику и простоту пользования ею. Вот наиболее распространенные способы систематизации:
Открытки с видами городов.
Как правило, собирают открытки с видами одной страны, города, территории (например, губернии). Помимо этого, ряд коллекционеров собирает открытки с видами определённых зданий (храмы, крепости, заводы и т. д.), монументальными композициями (памятники, фонтаны, надгробия), с видами интерьеров зданий, с природными пейзажами.
Этнографические открытки.
В конце XIX — начале XX веков начали выпускаться открытки с изображениями людей в национальных костюмах. Серии таких открыток называются «типами», например, «типы Малороссии», «типы Кавказа».
Поздравительные открытки.
Большая группа открыток, посвящённых праздникам и отдельным событиям, например, «С Новым годом!», «С Днём Победы!», «С Международным женским днём!».
Открытки с изображением монархов и членов августейших семей.
Выпускаются в государствах, вляющихся монархиями (например, Соединённое Королевство, Королевство Швеция, Королевство Иордания). В России были весьма популярны открытки с портретами членов семьи Романовых.
Милитария.
Открытки с видами различных видов войск, как правило, времён Первой мировой войны. Особенно ценятся открытки с видами воздушных и подводных аппаратов военного назначения. Ряд коллекционеров ограничивается собиранием открыток по какой-либо конкретной военной кампании (например, русско-японской война).
Политические открытки.
Агитационные открытки, плакаты, карикатуры.
Авторские открытки.
Известен целый ряд авторов, которые посвятили значительную часть своего творчества созданию рисунков на открытках, например, Е. Бём, В. Зарубин, Четвериков и др.
Художественные открытки.
Открытки с репродукциями произведений изобразительного искусства.
«Гламурные» открытки.
Открытки с изображением женских образов, в том числе обнажённой натуры.
Артистические открытки.
Портреты театральных и киноактёров, сцены из опер, драматических спектаклей, кинофильмов и т. п.
Персональные открытки.
Портреты видных государственных, общественных и культурных деятелей, военачальников и героев войны, писателей, учёных и др.
Рекламные открытки.
Открытки, рекламирующие определённые фирмы или товары, а в последние годы, кроме того, служащие анонсом культурных мероприятий (фестивалей, спектаклей, выставок и т. д.); социальная реклама в открытках.
Транспортные открытки.
Открытки с изображением средств транспорта и транспортной инфраструктуры (железная дорога, авиация, автомобили, морские и речные суда и др.).
Открытки на темы флоры и фауны.
Изображения животных и растений как в дикой природе, так и в зоопарках (ботанических садах), а также изображения цветов.
Необычные открытки.
Открытки, изготовленные из нестандартных материалов — с применением дерева, металла, целлулоида, шёлка, кожи, берёсты, пробки, птичьих перьев, натуральных волос, бисера, вышивки, светящихся красок; открытки-лепорелло; музыкальные открытки; стереооткрытки с объёмным изображением.
Почтовые карточки.
Особый вид открыток, у которых одна сторона чистая, а изображение располагается на адресной стороне. В большинстве случаев коллекционируют почтовые карточки с оригинальной маркой.
Иные, менее распространённые, темы.
Например, религиозные открытки, открытки с картами (географическими либо картами городов), спортивные открытки и др.
Глава 5. Рассказы о художниках.
Но вернемся к нашим открыткам. На каждой указан автор открытки – художник.
Можно ведь и по фамилии художников разложить открытки! Вот имена авторов открыток.
5.1 Чарушин Евгений Иванович.
Советский писатель и художник-график Е.И. Чарушин родился 29 октября (11 ноября) 1901 года в Вятке в семье губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. Семья Ивана Аполлоновича Чарушина жила широко и очень дружно. В доме собирались музыканты, художники, а сам дом был наполнен необыкновенными вещами, привезёнными дядей маленького Жени из Китая, Вьетнама, Японии, с Сахалина. Любовь к природе родители прививали сыну с детства.
Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных. Самой любимой и дорогой книгой для него была книга А.Э. Брема "Жизнь животных".
Рисовать Чарушин начал рано. В 14 лет Чарушин со своими друзьями организовал союз поэтов и художников с неуклюжим названием "Сопохуд" (Союз поэтов и художников). С юных лет Евгений желал сохранить так быстро меняющийся мир, запечатлеть увиденное.
Окончив в 1918 году среднюю школу в Вятке, Чарушин был призван в армию. Там его использовали "по специальности", и он был назначен помощником декоратора в культпросвет Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. Отслужив 4 года, практически всю гражданскую войну, он лишь в 1922 году вернулся домой и решил учиться на профессионального художника.
В 1924 году он, воспользовавшись советом Виталия Бианки, вместе с Николаем Костровым и Валентином Курдовым отправился в увлекательное путешествие на Алтай.
В 1926 году Чарушин пришёл в Детский отдел ленинградского Госиздата, которым заведовал знаменитый художник Владимир Лебедев. Чарушинские рисованные звери понравились Лебедеву, и он принялся всячески поддерживать художника в его исканиях и творчестве.
В 1928 году он получил от ленинградского Госиздата свой первый заказ - на оформление рассказа В.В. Бианки "Мурзук". И первая же книга с иллюстрациями Чарушина привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из этой книжки был приобретён Государственной Третьяковской галереей.
В 1929 году Чарушин иллюстрировал несколько книг: "Дикие звери", "Вольные птицы", "Как мишка большим медведем стал". Уже в них проявилось незаурядное мастерство художника в передаче повадок животных. Создавая образ животного, художник умел выделить самые характерные его черты.
С тех пор Евгений Иванович создал множество иллюстраций к текстам Бианки, а также М.М. Пришвина, С.Я. Маршака и других известных писателей. Тогда же, по настоянию С.Я. Маршака, Чарушин попробовал сам писать небольшие рассказы для детей о жизни животных.
До войны Евгений Иванович создал около двух десятков книг.
Во время войны Чарушина эвакуировали из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он рисовал плакаты для "Окон ТАСС", писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе дома пионеров и школьников, занимался с детьми рисованием.
В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Помимо работы над книгами, он создал серию эстампов с изображениями животных. Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы. В 1945 году Е.И. Чарушин получил звание Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Последней книгой Чарушина стали "Детки в клетке" С.Я. Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
Умер Евгений Иванович Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965 года. Он был похоронен на Богословском кладбище.
Е.И. Чарушин - один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим художником анималистом. Равных ему не было. Но Евгений Чарушин был и одним из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.
5.2 Русаков Светозар Кузьмич
Он учился в изостудии московского Центрального Дома пионеров. Был призван на трудовой фронт в район Смоленска. Воевал на Третьем Белорусском и Втором Украинском фронтах. Награжден орденами и медалями. Но прославился не этим.
В 1967 году судьба свела его с режиссером Вячеславом Котеночкиным. А в 1969 году Русаков создал двух персонажей, которые прославили авторов в всем мире. Это мультфильм "Ну, погоди!", персонажи - Волк и Заяц.
5.3 Зарубин Владимир Иванович
Родился 7 августа 1925 года в д. Андрияновка Орловской области.
В начале войны город, где он жил, был занят фашистами, его вместе с другими подростками угнали в Германию. В 45-м он был освобожден союзными американскими войсками. А потом несколько лет служил в армии. Уже тогда он начал всерьез рисовать.
Потом поступил на курсы художников - мультипликаторов (теперь их новомодно называют аниматорами) при киностудии "Союзмультфильм", где и стал работать. Все, наверное, видели мультфильмы "Маугли", "Аргонавты", " Шел трамвай 10 номер", "Жил-был пес". Позже увлекся открытками.
5.4 Четвериков Владимир Иванович.
А еще многие помнят открытку «Заяц гусар». Её автор Четвериков Владимир Иванович.
Родился и жил в Москве. С детства любил рисовать. Когда юному художнику исполнилось пять лет, в детском саду состоялась его первая выставка. Ребята из старшей группы выстроились в очередь: «Научи рисовать мотоциклы!»
Став школьником, он с увлечением занимался в изостудии и мечтал о море. Окончив школу, он даже поступил в мореходку, где получил профессию матроса-моториста.
К сожалению, здоровье не позволило отправиться в далекое плавание.
Главным же делом его короткой жизни стало рисование. 1978 год — начало работы Владимира Ивановича в почтовой миниатюре. Открытки В.И. Четверикова были невероятно популярны в СССР. Всего было издано около 100 открыток и телеграмм общим тиражом более 650 000 000 экземпляров.
Не стало художника в марте 1992 года. А веселые открытки остались. В одном из интервью Владимир Иванович сказал: «Я рисовал, радовался и очень хотел передать эту радость другим…» Я думаю, что ему это удалось. Рассматривая открытки В.И. Четверикова, мы становимся немного счастливее. Поздравляя ими, делаем счастливыми и своих близких.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время исследование открытых писем в целом развивается достаточно активно, и можно говорить о становлении новой вспомогательной исторической дисциплины - делтиологии.
Новое формирующееся направление исторической науки находится на стыке целого ряда дисциплин, таких как история почтового дела, история полиграфической промышленности, история фотографии, источниковедение, музеология, искусствоведение, археография, региональная история и др. Под делтиологией можно подразумевать научное направление, охватывающее теорию, методику и технические приемы создания и использования открытых писем. По мнению автора, теоретическая часть дисциплины должна включать в себя такие основные разделы, как источниковедение, история открытых писем и методика использования открыток.
Непосредственно в нашей коллекции открытки систематизированы как поздравительные к разным праздникам, выделены авторские открытки, несколько этнографических открыток, есть даже почтовая карточка.
В ходе нашей работы мы пришли к следующим выводам:
Открытки можно считать историческими источниками;
Открытки могут рассказать о событиях происходивших в стране, о традициях страны, о художниках - авторах открыток.
Составили собственную коллекцию открыток.
Литература
Н. А. Мозохина
ОТКРЫТКА В МУЗЕЕ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭКСПОНИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Луткин В. Краткая история Московского клуба филокартистов // Филокартия. — 2007. — № 1
Ларина Анна Николаевна
Э. Файштейн. Систематизация и хранение открыток. Филателия СССР. 1976. №3.
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ОТКРЫТКА КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX ВВ.
http://cyberleninka.ru/article/n/otkrytka-v-muzee-problemy-formirovaniya-i-eksponirovaniya-kollektsiy-na-sovremennom-etape
Почтовая открытка начала 20 века.
http://www.mirinvestizij.ru/publ/napravlenija_v_kollekcionirovanii/10-1-0-113
Клуб филокартист http://filokartist.net/forum/viewtopic.php?t=5763&postdays=0&postorder=asc&start=15
Музей открытки http://postcards-xx.narod.ru/
Наши открытки http://finecard.ru/about.php
Музей "20 век". Назад в СССР. http://20th.su/
Уральский центр частных коллекций http://urpcc.ru/mess066.htm
ПРИЛОЖЕНИЕ
Опрошено 78 человек
Дмитриева Оксана Леонидовна
Лихина Елена Викторовна
Дмитриева Оксана Леонидовна
Лихина Елена Викторовна
Дмитриева Оксана Леонидовна
Лихина Елена Викторовна
Купрякова Любовь Александровна
Лихина Елена Викторовна