Урок на тему «Почвенные ресурсы России»
Тема: «Почвенные ресурсы России.»
Урок №:34
Дата:___.01.202___г.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: раскрыть значение почв для жизни человека, познакомить с мерами по охране почв.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать понятия о почвенных ресурсах и их отличии от земельных, причины разрушения почв и роли мелиорации в повышении плодородия почв; выявить меры по охране почвенных ресурсов, повышению плодородия почв.
Развивающие: развивать умение работать с картой, работать с текстовой и графической информацией; развивать логическое мышление, память, умение сравнивать, обобщать и классифицировать, делать выводы.
Воспитательные: формировать чувство гордости, патриотизма, гражданственности.
Оборудование к уроку: Классная доска, атлас, учебный текст.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Домашнее задание: п.24 читать, пересказывать, устно отвечать на итоговые вопросы на стр. 128
3. Письменный опрос домашнего задания.
Географический диктант:
Почва – это тонкий поверхностный слой суши, обладающий плодородием.
Перечислите основные свойства почв – содержание питательных веществ, вода, воздух.
Учёный, который дал определение почвы, как поверхностного слоя Земли. Автор научного учения «Русский чернозём» (Василий Васильевич Докучаев)
Горные породы, на которых образуются почвы называются - материнскими почвами.
Основное свойство почв – плодородие.
Вертикальное строение почвы от поверхности до материнской породы называется - Почвенный профиль.
Структура почв бывает – зернистой и комковой.
Перечислите виды почв – арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, чернозёмы, каштановые и др.
Чем отличаются почвы различных типов – строением, цветом, составом, плодородием.
Какой тип почвы обладает самым мощным гумусовым слоем (чернозём).
От чего зависит изменение состава почвы (климата, растительности)
Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются…соли
Верно ли, что для защиты почвы на полях необходимо, проводить снегозадержание, сажать полизащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения. (да)
Верно ли что, если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие. (да)
15. Верно ли что, внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность. (нет)
16. Верно ли что, почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром. (нет)
4. Изучение нового материала
Вспомните пословицы и поговорки о Земле.
- Ребята, почему в пословицах русский народ сравнивает Землю с тарелкой, сиротой, называет ее матерью?
Ответы: Земля дает урожай, нуждается в уходе, защите. Урожай зависит от качества земли, ее плодородия.
-Попробуем доказать актуальность народной мудрости в настоящее время.
- Каково значение почвы в жизни человека?
Ответы:
-Почва является основой, на которой растут растения.
-Основной источник производства растительной пищи.
-Производство мясной продукции зависит от кормов (от растений), которые растут на почве.
- В европейской или азиатской части России больше земельных ресурсов?
- Какая из них более богата почвенными ресурсами для развития земледелия?
/ученики рассматривают картосхему учебника рис.63 и почвенную карту России, делают вывод, отвечают на вопросы/
Запись в тетрадь: В соответствии с данными государственной статистической отчетности площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2005 года составила 1709,8 млн. га.
Земельные ресурсы - это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища.
Почвенные ресурсы - это часть земельных ресурсов, которые используют в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве.
Главное свойство почвенных ресурсов – естественное плодородие почв, от которого зависит продуктивность земель в сельском и лесном хозяйстве. Кроме того, почвенные ресурсы выполняют важные экологические функции – почвы служат буфером и фильтром для загрязнителей, условием сохранения биоразнообразия, играют важную роль в круговороте воды и азота.
- В процессе хозяйственного использования почв происходит изменение их свойств. Поэтому за плодородием почвы необходимо вести строгий контроль и охранять ее. Почему необходимо охранять почву? И как охраняют почву? Ответы на эти вопросы вы найдете в тексте учебника стр.125.
Ученики, читая текст учебника, приходят к выводу, что почву нужно охранять от эрозии, которая бывает двух видов: водная; ветровая
- Главным врагом почвы является эрозия.
- Водная эрозия заключается в смыве плодородного слоя талыми водами, ливнями. Особенно велико разрушение почвы на распаханных склонах возвышенностей в степях и лесостепях Русской равнины.
- Ветровая эрозия усиливается во время пыльных бурь, когда ветер уносит верхний плодородный слой с тысяч гектаров земли.
Как спасти почвы от эрозии? Какие мероприятия должен проводить человек?
Просмотр видео: https://www.youtube.com/watch?v=XhGaxxuJXws
«Останови эрозию почв, сохраним почвы» (2,11 мин.)
Ответ учащихся.
Спасти почвы от эрозии - это лишь первый шаг, необходимо сделать и второй: повысить плодородие почв
Мелиорация - это совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия. К мелиоративным мерам относятся: орошение, осушение, борьба с эрозией, обводнение, пастбище, внесение удобрений.
Виды мелиорации земель:
- Водная: орошение засушливых, осушение переувлажненных земель, обводнение пастбищ в засушливых районах.
- Агромелиорация – правильный выбор глубины и направления вспашки и др.
- Лесомелиорация – облесение склонов, оврагов, создание полезащитных лесополос.
- Рекультивация - восстановление земель, нарушенных хозяйственной деятельностью человека/очистка от камней, пней, выравнивание поверхности и т. п. /
- Химическая - внесение в почву различных удобрений, химических веществ: извести, гипса и т. п.
Но мелиорация почв должна быть тщательно обдумана, иначе она может принести больше вреда, чем пользы. Очень осторожно должны проводиться осушительные работы, иначе может поступить обмеление рек и озер, которые получают питание из болот. Могут погибнуть иссохшие леса.
При внесении удобрений и минеральных, и химических нужно соблюдать нормы и режим внесения, иначе произойдет отравление почвы излишком минеральных солей, смыв солей в водоемы, цветение водоемов, гибель рыбы. А в культурных растениях будет излишнее вредное для человека содержание нитратов.
В тайге необходима комплексная мелиорация:
-внесение удобрений (из-за промыва почвы),
-известкование (почвы кислые),
-осушение (избыточное увлажнение).
В степях основные меры - это противоэрозионные (борьба с оврагами и пыльными бурями, орошение).
С какой целью проводится террасирование склонов?
(Это противоэрозионное мероприятие — террасы — ступеньки должны снизить вероятность образования оврагов.)
- Используя рис. 63 учебника определите, где сосредоточены основные площади орошаемых земель? Почему?
- Где находятся основные районы осушения земель? Почему?”
Итак, объясните выражение: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».
Ответ: Спасти почвы, повысить их плодородие.
Человек как хозяин относится к земле, защищает ее от ветровой и водной эрозии, вносит удобрения, осушает или орошает, чтобы сохранить плодородие. От постоянного использования земля истощается и если не вносить перегной и удобрения, то и урожая не будет.
Вывод: Надо помнить, что каждое поколение людей должно оставлять своим детям в наследство землю плодородную, а не оскудевшую.
5. Закрепление.
Сегодня на уроке мы познакомились с почвенными ресурсами, значением почв для человека, способами повышения плодородия почв.
6. Итог урока. Выставление оценок.
Используемые источники:
https://videouroki.net/razrabotki/urok-geografii-pochvennye-resursy-rossii.html
https://infourok.ru/konspekt-uroka-pochvennie-resursi-rossii-713190.html