Почвенные ресурсы России (Урок географии в 8 классе)

0
0
Материал опубликован 17 February 2019

ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ.

Классическая линия учебников по географии для 8 класса

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

изучить значение почв для человека;

продолжить формирование умений определять последствия негативных воздействий на почвы и обосновывать необходимость их охраны.

Образовательные задачи:

Сформировать представление о значении почв для жизни и хозяйственной деятельности человека, убеждение в необходимости охраны почв;

Познакомить с мероприятиями, сохраняющими свойства почв.

Возможные методы и приемы выполнения

Объяснительно-иллюстративный;

Самостоятельный поиск знаний;

Работа с текстом

Работа с несплошным текстом: схемой, картосхемами

Информационные ресурсы:

И.К-Земельные ресурсы России И-8кл-6, карта «Земельные ресурсы России», компьютер, презентация «Почвенные ресурсы России», плакаты «Как защитить почву», атласы «География России», атласы Курской области.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний и умений по теме «Закономерности рас­пространения почв».

1.  Индивидуальный устный опрос.

1)  Почему на территории России образуются разные типы почв? Какова закономерность в размещении почв на равнинах и в горах?

2)  Сравните черноземы и тундрово-глеевые почвы по свойст­вам и условиям почвообразования.

3)  Сравните бурые полупустынные почвы и дерново-подзолистые по свойствам и условиям почвообразования.

2.  Письменный опрос по карточкам.

КАРТОЧКА 1

1)  Охарактеризуйте серые лесные почвы.

2)  В каких условиях почвы подвергаются засолению?

КАРТОЧКА 2

1)  Охарактеризуйте бурые полупустынные почвы.

2)  В лесной зоне значительно больший опад, чем в степях. Од­нако чернозёмы значительно плодороднее лесных почв. Какими причинами это объясняется?

3.  Проверка умений работать с почвенной картой.

1)  Определите, какие типы почв занимают наибольшие площади.

2)  В каком направлении основные типы почв сменяют друг друга?

3)  Какая часть России, западная или восточная, имеет большее разнообразие почвенного покрова и какими причинами это объяс­няется?

4)  Перечислите типы почв на Западно-Сибирской равнине.

5)  Какие типы почв характерны для юга европейской части России?

Проверка выполненных заданий.

III. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых зна­ний.

Учитель.

-Прослушайте легенду

«У старика была дочь-красавица на выданье. Собрались добры молодцы – все хорошие и пригожие. Кого выбрать отцу дочери в мужья? И предложил он женихам ответить на три вопроса. Первый вопрос: «Без чего не может жить человек?». Один говорил – без коня, другой – без денег. И только самый молодой Иванушка дал правильный ответ: «Жить нельзя без воды, без воздуха, без земли». На второй вопрос: «Чего больше всего на земле?», Иван ответил: «На земле больше всего зёрен песка и глины». Последний вопрос гласил: «Что самое ценное на свете?». Молодцы вспомнили всё: и жемчуга, и золото, и драгоценные камни. Один Иван сказал: «Самое ценное на свете – земля. На ней мы рождаемся, живем и умираем, она наша кормилица. Поэтому земля - дороже жемчуга и злата».

Дороже жемчуга и злата под ногами –

Земля, обычная земля, простая почва,

Людей ведь не накормишь жемчугами,

А хлебом, фруктами и овощами – точно.

-Какова главная мысль легенды? (Самое дорогое на свете - Земля-кормилица)

-Попробуйте сформулировать тему урока. Обучающиеся отвечают......

III. Получение новых знаний.

1.На первом этапе лекции учащиеся усваивают объяснение учителя о земельных ресурсах в целом, дают оценку обеспеченно­сти России земельными ресурсами.

Затем формируется понятие «почвенные ресурсы».

 

Объявляется тема и цели урока

Итак, тема урока «Почвенные ресурсы России»

Мы узнаем

•      Что такое почвенные ресурсы и как они используются?

•      Почему, отчего и как следует защищать почву?

. Познакомимся с новыми понятиями «эрозия», «мелиорация».

-Как вы понимаете выражение «Почва-богатство страны»? Объясните его.

(Чем выше плодородие почв, тем больший урожай можно получить).

Работа с понятиями «почвенные» и «земельные» ресурсы.

Учитель:

-Земля - один из главных ресурсов природы, источник жизни.

Недаром говорят: “Труд – отец богатства, а Земля - мать его”.

Почва покрывает поверхность суши почти сплошным тонким слоем. И этот верхний рыхлый слой в обыденной жизни часто называют просто землей. Слова “земля” и “почва” здесь употребляются как синонимы.

- Как вы думаете, есть ли разница между этими понятиями или это одно и то же?

- Нередко смешивают понятия земельные и почвенные ресурсы. Но это не всегда одно и то же.

(запись в тетрадь)

Земельные ресурсы – это часть территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища.

Эти земли можно использовать в различных целях.

И для большинства отраслей не имеет значения, какие почвы развиты на этих землях.

 

Почвенные ресурсы это часть земельных ресурсов, используемых в сельском и лесном хозяйстве. Для этих отраслей важно качество земель, их плодородие.

 

-Таким образом, «земельные ресурсы» или «земельный фонд»- это вся площадь России-17,1 млн.км. В среднем на одного жителя приходится 11,5 га..

Почвенные ресурсы - это лишь та часть земли, которая может быть использована в сельском хозяйстве под пастбища, сенокосы, пашни.

Работа с круговыми диаграммами «Земельный фонд РФ»

13% территории России – продуктивные сельскохозяйственные земли.

Из них 8%-нашня и 5% - сенокосы, пастбища.

Россия относится к числу стран высокообеспеченных почвенными ресурсами на душу населения – 0,91 га.

Работа с картой атласа «Почвы России»

-В какой части страны больше земельных, а в какой почвенных ресурсов? Почему?

(в азиатской-земельных, в европейской-почвенных)

-Как размещены почвенные ресурсы страны?

(Наиболее ценные сельскохозяйственные угодья - пашни, которые расположены в зоне степей, лесостепей и смешанных лесов. Это в основном чернозёмные и тёмно-­каштановые почвы.

Здесь сосредоточена основная зона земледелия. Плодородные почвы сочетаются с умеренным климатом и доста­точным увлажнением).

-Какие почвы наиболее распаханы? (Плодородные-черноземы и серые лесные)

-В характере использования почв существуют различия: почвы тундры - это оленьи пастбища, они не распаханы, на почвах полупустынь - пастбища верблюдов и овец. А почвы степей на 85% и более распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу.

2.   Далее рассматривается вопрос об изменении почвы в процес­се хозяйственной деятельности.

Учитель.

- Почему необходимо охранять почву? Отчего и как охраняют почву? (ответы)

- Да, не всегда человек к почвам относится бережно.

 

Главным врагом почвы является эрозия.

(Запись в тетради)

- Что такое эрозия почвы?

- Эрозия - это процесс разрушения почв.

Схема в тетради - Виды эрозии.

- Различают естественную и антропогенную эрозию почв.

Есте­ственная эрозия протекает медленно, за счет чего скорость почво­образовательного процесса, как правило, превышает процесс есте­ственного разрушения почв.

Естественная эрозия - это саморегулируемый процесс.

При возрастающей в последнее время антропогенной нагрузке на природную среду и, в частности, вследствие увеличения площа­дей пахотных земель происходит ускоренная человеком эрозия почв.

Антропогенная эрозия протекает с разной степенью интен­сивности. При соблюдении норм агротехнической обработки почв и применении современных технологий возделывания сельскохо­зяйственных культур процессы антропогенной эрозии замедляют­ся. Например, при правильном севообороте поля теряют 20 см поч­вы за 100 лет, а при монокультуре всего за 15 лет. Изменение хи­мического состава почв вследствие химического загрязнения ок­ружающей среды и избыточного внесения минеральных удобре­ний, ядохимикатов, гербицидов и пестицидов приводит к накопле­нию в почве соединений, оказывающих существенное влияние на рост и развитие растений. Употребление в пищу растений и про­дуктов растительного происхождения с избыточным содержанием нитратов, окислов тяжелых металлов и других химических соеди­нений оказывает вредное воздействие на здоровье человека. Отри­цательное воздействие на состояние почв оказывают вырубка ле­сов, чрезмерный выпас скота, усиливающие ветровую и водную эрозию почв, а также неправильное орошение, загрязнение почвы нефтепродуктами в местах добычи и переработки нефти и многое другое.

Схема в тетради «Виды эрозии»

-Водная эрозия заключается в смыве плодородного слоя талыми водами, ливнями.

-Ветровая эрозия – это выдувание почвы.

Для лучшего усвоения объясняемого материала учитель опира­ется на схему

«Причины развития эрозии почв», которая приведена в учебнике на с.104

-Назовите причины, вызывающие эрозию.

Учитель. 

-Водная эрозия смывает сотни миллионов тонн плодо­родной почвы, образует рытвины, борозды, овраги. Тысячи гекта­ров теряют плодородие, за счет роста оврагов площадь пашни со­кращается ежегодно на 100 тыс. га.

Просмотр отрывка «Водная эрозия» док. фильма «Русский чернозем» (2013г.)

Учитель. 

-Опасна и ветровая эрозия. Её результат - пыльные бури, выдувающие плодородный слой значительно или полностью. Они особенно часты в степных районах страны, на Северном Кав­казе, в Заволжье, на Южном Урале.

«Бешено свистит ветер и несет тучи пыли над полями. Солнца не видно из-за темной мчащейся мглы. Временами оно красным шаром проглядывает на миг и снова исчезает. «Черным вихрем» зовет народ бешеные летние бури в степях и пустынях.

Вот бескрайнее пшеничное поле. Весенние зеленые всходы сплошным ежиком еще вчера радовали глаз. А сейчас, кажется, что нет такой силы, которая спасла бы их: рыхлую почву слой за слоем уносит ветер - стелются по земле зеленые всходы пшеницы, уже показались белые прикорневые части стеблей. Новый порыв ветра, и стебель оголен до самого корешка. Ещё миг - и ветер подхватил пшеничный стебелек вместе с корешком, завертел в воздухе, снова подхватил и унес. А за первым стебельком выдуло из земли второй, третий, тысячный, и за полчаса поле оказалось прополотым, словно здесь и не было посева.

Но этого злодейства мало - «черный вихрь» унес и развеял са­мые плодоносные верхние слои почвы. Теперь нужна сотня лет, чтобы восстановить плодородие почвы естественным путем.

С диким свистом несется по степи «черный вихрь» и вдруг нале­тает на лесную защитную полосу - одну, вторую, третью. Деревья скрестили ветви, словно взялись за руки, и гневно зашелестели лист­вой. Вихрь все-таки прорвался через полосы, но потерял силу и уже не мог сдуть почву и унести всходы с полей, расположенных за по­лосами. Лес усмирил ветер. Теперь ему потребуется пробежать длинный путь для разбега по степям, чтобы снова набрать силу.

(Карпов Г. В., Соловьев А. И. Хрестоматия по физической гео­графии СССР. - С. 92.)

Учитель. 

-Давайте обратимся к географии Курской области (атлас Курской области. Карта Почвы стр.18)

 

-Какие почвы преобладают на территории Курской области? (серые лесные и черноземы)

 

-Каково антропогенное воздействие на почвы?

Выступление «Разработка месторождений КМА и деградация почв».

-А какую еще нагрузку испытывают почвы? В нашей Стрелецкой слободе?

Выступление творческой группы «Влияние бытовых отходов на состояние почв» (опережающее задание- защита плакатов).

Учитель.

-Жители Стрелецкой слободы на протяжении трех столетий возделывают эти земли.

Распахивают, засевают культурами, интенсивно вносят удобрения, чрезмерно орошают в засушливый период, а это говорит о колоссальной нагрузке на почвы. Осенью на участках сжигают опад, что также влияет на плодородие почв. Нагрузка на почву колоссальная!

3.Поняв актуальность проблемы защиты почв от разрушения, учащиеся лучше усваивают понятие «мелиорация».

Учитель:

- Как повысить плодородие почв и спасти их? (ответы)

-Важная роль в повышении плодородия почв принадлежит мелиорации земель.

(запись в тетради)

Мелиорация с/х земель – совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия.

- Различают следующие виды мелиорации земель:

Работа с учебником

-Выпишите в тетрадь «Виды мелиорации» стр.102

- Водная: орошение засушливых, осушение переувлажненных земель, обводнение пастбищ в засушливых районах.

- Агромелиорация – правильный выбор глубины и направления вспашки и др.

- Лесомелиорация – облесение склонов, оврагов, создание полезащитных лесополос.

- Рекультивация - восстановление земель, нарушенных хозяйственной деятельностью человека/очистка от камней, пней, выравнивание поверхности и т. п. /

- Химическая - внесение в почву различных удобрений, химических веществ: извести, гипса и т. п.

Учитель

-Но мелиорация почв должна быть тщательно обдумана, иначе она может принести больше вреда, чем пользы. Очень осторожно должны проводиться осушительные работы, иначе может поступить обмеление рек и озер, которые получают питание из болот. Могут погибнуть иссохшие леса.

При внесении удобрений и минеральных и химических нужно соблюдать нормы и режим внесения, иначе произойдет отравление почвы излишком минеральных солей, смыв солей в водоемы, цветение водоемов, гибель рыбы. А в культурных растениях будет излишнее вредное для человека содержание нитратов.

IV Закрепление.

Учитель.

Работа с учебником

-Используя рисунок 58 на с. 103 в учебнике, ответьте на вопрос:

- Определите, какие виды мелиорации проводятся на юге Русской равнины, на севере Русской равнины.

- В какой природной зоне необходимо известкование почвы? (В тайге, т. к. там кислые почвы, а известкование нейтрализует кислотность почвы.)

- Почему орошение почв может привести к их засолению? (Орошение приводит к подъему уровня грунтовых вод, при высокой температуре влага испаряется, а соли остаются.)

- Чем отличается мелиорация почв в тайге, от мелиорации почв в степях?

В тайге необходима комплексная мелиорация:

-внесение удобрений (из-за промыва почвы),

-известкование (почвы кислые),

-осушение (избыточное увлажнение).

В степях основные меры - это противоэрозионные (борьба с оврагами и пыльными бурями, орошение).

- С какой целью проводится террасирование склонов?

(Это противоэрозионное мероприятие — террасы — ступеньки должны снизить вероятность образования оврагов.)

- Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»? (Под хвойной растительностью -почвы подзолистые, под травами - черноземы.)

- Какие виды мелиорации проводятся в вашей местности? Почему?

 

Стих. Евглевский А. «Почвы…»

Надо помнить, что каждое поколение людей должно оставлять своим детям в наследство «землю плодородную, а не оскудевшую”.

V. Подведение итогов урока. Д/З

Домашнее задание: § 19, подготовиться к контролю знаний-повтор. § .17-18.

Выписать в тетрадь различные виды мелиорации.

Творческое задание на выбор:

Написать эссе «Какой я вижу почву будущего»

Благодарность Курской земле за плодородные земли.

Составить памятку «Как беречь землю»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.