12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Флеенко Алена Викторовна50
Работаю учителем географии с 2007 года, имею высшую квалификационную категорию, являюсь кандидатом географических наук.
Россия, Томская обл., Томск

Своя игра по теме «Почвы и почвенные ресурсы России».

Автор: Флеенко Алена Викторовна, учитель географии МАОУ СОШ №31 г. Томска.

Предмет: география.

Курс: Физическая география России – 8 класс.

Тип урока: обобщающее повторение.

Технология: игровая.

Форма работы обучающихся: групповая.

Цель: обобщение знаний по теме «Почвы и почвенные ресурсы России».

Задачи:

Образовательная – закрепить знания по теме «Почвы и почвенные ресурсы России»; проверить уровень усвоения материала.

Воспитательная – прививать любовь к России и к богатствам «РОДИНЫ», воспитывать бережное отношение к почвам; формировать культуру общения при работе в группах.

Развивающая – развивать умение работать в группах; развивать умение работать с географической картой; развивать познавательный интерес обучающихся.

Оборудование: почвенная карта России, физическая карта России.

Планируемые результаты:

Личностные:

развивать творческое мышление, воображение, память и внимание;

развивать способность управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью;

развивать готовность к саморазвитию и реализации творческого потенциала;

понимать смысл своей деятельности.

Регулятивные:

ставить учебные задачи самостоятельно или под руководством учителя;

планировать свою деятельность самостоятельно или под руководством учителя;

вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

выбирать рациональную последовательность в соответствии с её целями, задачами и условиями;

оценивать работу в сравнении с существующими требованиями;

владеть различными способами самоконтроля.

Коммуникативные:

уметь работать в группе;

уметь вести дискуссию, диалог;

выслушивать и объективно оценивать другого;

находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;

выступать перед аудиторией.

Познавательные:

уметь работать с различными источниками информации;

структурировать учебный материал;

уметь читать географические карты;

анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов;

выявлять причинно-следственные связи (зависимость раз­мещения типов почв от климатических условий и особен­ностей рельефа).

Предметные:

Умение объяснять:

условия формирования почв;

особенности строения и состава почв;

специфику изменения почв в процессе их хозяйственного использования;

особенности почвенных ресурсов России.

Умение определять:

основные свойства почв на территории России;

по картам закономерности размещения почв по территории России;

по картам меры по сохранению плодородия почв в различ­ных регионах России.

Ход урока:

Организационный момент – 5 минут;

Игра – 30 минут;

Обсуждение результатов, проставление оценок – 10 минут.

Общие условия игры:

Класс делится на 3 равных по количеству учащихся команды.

Общие условия игры ребятам оглашаются во время организационного момента.

Одного - двух самых сильных учеников можно задействовать в проведении игры (по желанию учителя).

Игра состоит из двух блоков: первый – выбор вопросов из заданных блоков; вторая – разгадывание кроссворда.

При проставлении оценок за урок, необходимо учитывать индивидуальное участие каждого ученика.

Для менее активных обучающихся (во время разгадывания кроссворда), предусмотрены дидактические карточки-задания.

Блок вопросов

             

Особенности почвообразования

1 б

2 б

3 б

4 б

5 б

6 б

7 б

Главные типы почв

1 б

2 б

3 б

4 б

5 б

6 б

7 б

Определения

1 б

2 б

3 б

4 б

5 б

6 б

7 б

Блок вопросов: «Особенности почвообразования».

– 1 балл. Основатель науки о почвах. (В.В. Докучаев).

– 2 балла. Чем отличается почва от горной породы? (Плодородием).

– 3 балла. Что обозначает горизонт «С», в строении почвенного разреза? (Материнская порода).

– 4 балла. Что является основным поставщиком органического вещества в почву? (Растения).

– 5 баллов. От чего зависит плодородие почвы? (От гумуса).

– 6 баллов. Перечислите условия почвообразования? (Материнская горная порода, растения, животные, климат, рельеф, время).

– 7 баллов. Биологические остатки перегнивают под действием живущих в земле… (Бактерий).

Блок вопросов: «Главные типы почв».

– 1 балл. Какая почва самая тяжелая? (Глины).

– 2 балла. Почему чернозем самая плодородная почва? (В ней содержится большое количество гумуса).

– 3 балла. Какой тип почвы соответствует природной зоне тундр? (Тундрово-глеевые).

– 4 балла. Какой тип почвы соответствует природной зоне тайги? (Подзолистые).

– 5 баллов. Какой тип почвы соответствует природной зоне степей? (Черноземные и каштановые).

– 6 баллов. Какой тип почвы соответствует природной зоне смешанных и широколиственных лесов? (дерново-подзолистые и серые лесные).

– 7 баллов. Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности? (Россия имеет большую протяженность с севера на юг).

Блок вопросов: «Определения».

– 1 балл. Почва – это… (верхний рыхлый слой земной коры, обладающий плодородием).

– 2 балла. Земельные ресурсы – это… (территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, пастбища, поля).

– 3 балла. Почвенные ресурсы – это… (часть земельных ресурсов, используемая в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве).

– 4 балла. Мелиорация – это… (комплекс мер, направленных на сохранение плодородия почв).

– 5 баллов. Орошение – … (полив засушливых территорий).

– 6 баллов. Почвенные горизонты – это… (почвенные слои в вертикальном разрезе почвы, связанные между собой).

– 7 баллов. Структура почв – это… (способность частиц почвы объединяться в комочки).

КРОССВОРД ПО ТЕМЕ «ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРС

    

 По горизонтали

4. Мероприятия по восстановлению почвы. 6. Природная зона с характерным промывом почвы. 8. Почвы тайги. 11. «Враг» почвы. 13. Тяжелая почва. 14. «Царь почв».

По вертикали

1. Повышение плодородия почв. 2. Перегной. 3. Почва сухих степей. 5. Безлесная природная зона на вечной мерзлоте. 7. Главное свойство почвы. 9. Вид мелиорации на территории с избыточным увлажнением. 10. Основатель науки о почвах. 12. Плодородный слой земной коры.

Ответы:

По горизонтали: 4. Рекультивация. 6. Тайга. 8. Подзолистые. 11. Эрозия. 13. Глина. 14 Чернозем.

По вертикали: 1. Мелиорация. 2. Гумус. 3. Каштановая. 5. Тундра. 9. Осушение. 7. Плодородие. 10 Докучаев. 12. Почва.

Список используемых источников и литературы:

Учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2011. – 336 с.

Атлас для 8 класса.

Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: природа России: 8 класс. М.: «ВАКО», 2004. – 352 с.

Дидактические карточки-задания.

Датская Е.В., Синицина Е.В., Синицин М.Г. Контрольные и проверочные работы по географии. М.: «Экзамен», 2004. – 78 с.

География в кроссвордах / Авт.-сост. С.Н. Труднева. – М. Дрофа, 2004. – 80 с.

География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 155 с.

Опубликовано


Комментарии (5)

Хлюпина Татьяна Леонидовна, 07.02.16 в 16:22 0Ответить Пожаловаться
Заявлено очень много формируемых УУД, а все ли формируются?
Флеенко Алена Викторовна, 08.02.16 в 12:56 -1Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, Татьяна Леонидовна. Вы, как педагог с почти 40 летним стажем, не могли не заметить, что некоторые УУД, мы формируем с Вами из урока в урок. Данную разработку я обкатываю уже 4 года и могу с уверенностью сказать, что лишнего здесь (в УУД) ничего нет.
С уважением, Флеенко А.В.
Панкова Ирина Николаевна
Комментарий был удалён пользователем 10 фев 2016 в 22:24
Панкова Ирина Николаевна, 10.02.16 в 22:25 0Ответить Пожаловаться
Не все заявленные УУД формируются на уроке.Например, работа с различными источниками информации - с какими? Не следует в разработке писать все УУДподряд. На одном уроке их сформировать невозможно.
Флеенко Алена Викторовна, 15.02.16 в 12:02 0Ответить Пожаловаться
Ирина Николаевна! Когда обучающиеся работают в группе с кроссвордом, им в случае необходимости можно воспользоваться учебником, атласом, энциклопедией. Разве это не различные источники информации?
С уважением, Флеенко А.В.
Панкова Ирина Николаевна
Комментарий был удалён пользователем 25 фев 2016 в 20:04
Панкова Ирина Николаевна, 25.02.16 в 20:05 0Ответить Пожаловаться
Цель Вашего урока - обобщение знаний по теме. Как можно проверить знания учащихся, если они пользуются всеми перечисленными Вами источниками информации? Если бы то-же самое они делали при изучении нового материала, тогда я с Вами была бы согласна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.