12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Клишина Валентина Егоровна408
Россия, Тамбовская обл., Староюрьевский р-н, с. Подгорное

Тамбовская область Староюрьевский район

 

Всероссийский фестиваль литературно – художественного творчества «Литературный венок России»

Под небом Победы

/70 – летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается/


 

 

Творческая встреча писателя, краеведа Староюрьевского района Лежнёва А.В. с читателями филиала МБОУ Староюрьевской СОШ в с. Подгорное


 


 

Учитель: Клишина В.Е.


 

- 2015 –

Аннотация

Данное литературное мероприятие предназначено для учащихся школ 5-7 классов, носит название «Под небом Победы». В первой его части особое внимание уделяется художественному исполнению учащимися произведений автора. Вторая часть содержит рассказ школьникам известного в районе писателя, краеведа Лежнёва А.В. о позитивной роли чтения в его жизни, о своих любимых книгах и жизненных приоритетах. Творческая встреча с писателем и краеведом показала, что большинство учащихся смогли прочувствовать сердцем память павших героев за освобождение Родины. Встреча носила характер неформального диалога, в котором дети могли свободно задавать вопросы.

 

Методические рекомендации по проведению творческой встречи «Под небом победы» писателя, краеведа Староюрьевского района Лежнёва А.В. с читателями филиала МБОУ Староюрьевской СОШ в с. Подгорное

Пояснительная записка

Настоящая разработка внеклассного мероприятия основывается на федеральном государственном образовательном стандарте. «Внеурочная деятельность – это полноценная органичная часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществить полноту и цельность образования».

Актуальность литературного мероприятия заключается в том, что в рамках фестиваля литературно – художественного творчества «Литературный венок России», оно посвящено 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Чем дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, тем ценнее становятся художественные произведения. Они – свидетели и памятники истории.

Новизна данной разработки обнаруживается в том, что, основываясь на ФГОС, она расширяет рамки урока живыми встречами с поэтами – земляками. С большим интересом учащиеся воспринимают такие встречи, учатся общаться, задавать вопросы, вести диалог. Путешествие и перемещение во времени обостряют слух и внимание аудитории.

Выбор автора и произведений объясняется активизацией учебного процесса. Чтобы приобретаемые учащимися знания становились не только более осознанными, но и переходили бы в убеждения.

Цели: знакомство  с интересным человеком, творческой личностью, человеком активной жизненной позиции –  А.В. Лежнёвым; развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия ими художественного текста в исполнении автора; популяризация литературы по краеведению; воспитание чувства патриотизма за свою страну, свой народ, спасший мир от фашизма.

Задачи:

1. Проследить, как в творчестве поэта раскрывается тема Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

2. Развивать творческие способности детей, их умение слушать, вести диалог.

3. Воспитывать читательскую культуру.

Оформление:

1. Эмблема фестиваля литературно-художественного творчества «Литературный венок России»

2. Иллюстрация обложки книги «Под небом Победы» А.В. Лежнёва

Оборудование:

1.Мультимедийный проектор; переносной проекционный экран.

2. Компьютер.

3. Музыкальное сопровождение встречи.

Возрастная категория: 5-7 классы

Информационные ресурсы:

1.Барякина Э. Как провести творческий вечер писателя [http://www.avtoram.com]

2. Грибные дни. Стихотворения. А.В. Лежнёв. – Тамбов, 2007

3. Дарю восход. Стихи. А.В. Лежнёв. – Тамбов, 2004

4. Золотые россыпи рассвета. Стихотворения разных лет. А.В. Лежнёв. – Тамбов, 2002

5. Под небом Победы. Стихотворения, поэмы. А.В. Лежнёв. – Тамбов, 2011

6. http://www.stihi.ru

7. http://zanimatika.narod.ru

(Звучит песня «Тот, кто любит читать». Слова и музыка Н. Тимофеевой. Учащиеся занимают места в зале.)

Учитель: Богат 2015 год на юбилеи. 110 лет со дня рождения М.А. Шолохова, 145 лет со дня рождения И.А. Бунина, 155 лет со рождения А.П. Чехова. 120 лет со дня рождения С.А. Есенина. Свои юбилейные дни рождения отмечают и книги. Это «Кладовая солнца» М.М. Пришвина – 70 лет со времени написания,«Дядя Стёпа – милиционер» С.В. Михалкова -60 лет со времени написания, 195 лет со времени завершения работы над поэмой «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина. А «Незнайке на Луне» Н. Носова-50 лет. «Тимур и его команда» А.П. Гайдара – 75 лет со времени написания. Юбиляров много-много. А в день рождения принято поздравлять и дарить подарки. В честь юбиляров мы читали их стихи, инсценировали их рассказы (на мой взгляд, у нас это неплохо получалось), изготовляли комплект закладок для книг с высказываниями и отрывками художественных произведений любимых писателей, выпускали миниатюрную книжку о жизни и творчестве С.А. Есенина. Книга – это могучее средство общения людей. Её называют машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее. (Звук=перемещение)

Людмила: О, как тут ярко и спокойно!

Не видела таких свечей.

И все ведут себя достойно,

Не носят копий и мечей .

Руслан: Кубок и клинок боевой

Канули в Лету.

И… век уже иной…

 

Людмила: Да, милый мой Руслан,

Нас одарил создатель Пушкин

Завидной всё-таки судьбой.

 

Руслан: Позвольте представиться:

Рыцарь Руслан.

Девиз: Мечта! Дело! Совесть!

Я невинных защищаю.

Людмила: Да… Сколько лет прошло, долгих добрых лет.

Пролетевших незаметно вроде.

Но что осталось прежним? (подходит к детям)

Как прежде радость светится в глазах детей.

И снова детские доверчивые руки

Сжимают книгу бережно в руках.

(обращается к одному из присутствующих детей)

Ты помнишь, как у Пушкина,

Чтение – вот лучшее учение.

Учитель: Ребята, вы узнали пушкинских героев? Дорогие, Руслан и Людмила, приглашаем вас на встречу с поэтом, не Пушкиным, но тоже поэтом. Прошу садиться. И скажу вам по секрету, ребята, сегодня мы собрались, чтобы в очередной раз поздравить юбиляра. 22 августа 2015 года ему исполнилось 65 лет. Это известный человек в Староюрьевском районе. Учитель, писатель, краевед и просто хороший человек. Знакомьтесь, Лежнёв А.В. Поздравим его! Сегодня он гость нашей встречи. Когда я познакомилась с Александром Владимировичем (а это произошло на одной из педагогических конференций), меня очень тронул его талант умения разговаривать с людьми. На сцене районного дома культуры он создал обстановку телепередачи «От всей души», где каждый учитель почувствовал себя нужным и защищённым. Позже я познакомилась с его творчеством и прочитала его стихи. Они произвели на меня не менее удивительное впечатление. Я решила для себя, что когда-нибудь организую его встречу с учащимися нашей школы. И вот этот час настал… О чём пишет Александр Владимирович? О многом. Но суровым дорогам Великой Отечественной войны, чей 70-летний юбилей мы отметили 9 Мая, он отводит центральное место в своём творчестве. И нашу встречу мы назвали «Под небом Победы». Так называется одна из книг автора.( Чтение стих. «Под небом Победы».Читает Фролова Г., 7 кл.)

Под небом Победы

Под небом Победы царицей гуляет весна, Под небом Победы отбились деревья от сна. Подснежники, синь отобрав среди дня у небес, Зовут торопливо влюблённых в сиреневый лес.

И солнцу общения хочется с каждым из нас, И в дождике за зиму странника дух не погас: Гуляет, где хочет, а хочет и ночью. И днём, В дорогу нередко пускаемся с кем-то вдвоём.

Возносятся к небу Победы, что песнь, города, И Волгу торопят к Каспийскому морю суда, И в космос летит землякам из России привет, ГЭСы Сибири дают электрический свет.

Подросток, несущий в Орле к обелиску букет, И пишущий строки в Тамбове поэт, И конюх, отдавший рязанским лугам жеребят, Учитель, ведущий дорогою знаний ребят, Сидящий в Ростове в тельняшке моряк во дворе, И бабушка внучке поющая песнь о добре, Доярка, водитель, актриса, смоленский курьер И дворник, готовящий к празднику пензенский сквер,- Потомки героев бессмертных, как слово, боёв - Продолжат, защитник Отечества, дело твоё!

Под небом Победы живётся без выстрелов, слёз, Под небом Победы стреляют лишь почки берёз.

(Выходит девочка и спрашивает у чтеца: «А какая бывает, скажи мне, война?» Читает Минченко М., 5 кл.)

Какая бывает война…

А какая бывает, скажи мне, война? Вероятно, как море, большая-большая, Где играет с ветрами лазурью волна, Водяные полотнища с небом сшивая.

И резвится до облачной пыли закат, Заливая пространство кровавою краской. Так, наверно, встречает и грешников ад, ожидающих с Богом свиданья с опаской.

И под ливни из камня, а, может огня, Поднимая вперёд занемевшее тело, Замечают: сжимается та колея, Незаметно и свечка в руке догорела.

Нам не знать бы, какой же бывает война, Не стремиться к войне, чтоб в земле не забыться. Аксиома простая. Конечно, она Не должна на Земле на моей повториться…

Учитель: Война унесла миллионы жизней. Погибшим и без вести пропавшим на фронтах Великой отечественной войны посвящается это стихотворение. (Стих. «Приду к тебе» читает Деяк М., 6 класс).

Приду к тебе

Умирает парень на сырой земле, Умирает парень на чужой стерне, Умирает парень в грозовую ночь, И никто не в силах Уж ему помочь. Бой ушёл далёко - В рощу иль лесок, А вот он остался, Он идти не мог. Автомату жарко на его груди, Губы шепчут жадно: - Родина, прости! Ты прости, берёза, не вернусь я в срок… И не пить мне больше Твой целебный сок. И не бегать утром по траве в росе. Но ведь не погибнут Земледельцы все. И вернутся парни - В орденах вся грудь, и навесят к трактору Майским утром плуг. Но мне не увидеть, как встаёт заря. Мама, как узнаешь, что погибший я?.. …Золотые звёзды падают в стерню, Чтобы дать дорогу молодому дню. …Я приеду в поле и припаду к могиле На чужой земле.

 

Учитель: Подвиг первой женщины, удостоенной звания Героя Советского Союза во время ВОВ, нашёл отражение в творчестве нашего гостя. Стихотворение посвящено нашей землячке Зое Космодемьянской. ( Стих. «Зоя Космодемьянская» читает Баева Н., 5 кл.).

Зоя Космодемьянская

У этого порога стыла Зоя, Бросая взгляд на лес – морозным небом жил. И грохот смеха окружил – не боя: Фашист к её губам сигару приложил.

И птицей пепел в снег огонь забился Меж дрожью девушки и белизной бумаг. Тот бодрый огонёк недолго злился, Кусал же губы Зои, будто вурдалак.

Ни стона, крика изверг не услышит, Лишь гнев в глаза зверушкой забежит – жива… Да песня упадёт синички с крыши, И отзовутся шорохом в закат хлева.

Оставить это им? Из сосен хаты? Ворчание ручья, что спрятано в снегах? Голодный Ленинград, печаль Арбата, Тамбовские хлеба, весенних вод размах?

И вопль пилы, что нежность тела мяла? И штык – в коварный час на сто процентов враг? А виселица новая дремала. Но петли вскрик уж слышала сквозь сон – да как!

Оставить это им? А честь? А совесть? Спокойно растрепать фашистам про отряд? Бесчестье хуже смерти – то не новость, Предательство – сильнейший в мире яд.

И вспыхнет в скорби день. Мороз по-русски: Столбы поставил прямо каждый дом жилой. Палач, запомни час народа в грусти Да девушку, что видишь ты пока живой.

Она такой останется навеки, Живой в поэмах, песнях – данковский заряд! Художники уловят эти веки - в граните, бронзе бьётся партизанки взгляд…

У старого порога стыла Зоя. Тот день не стёрт – вписала Зоя. Тот день не стёрт – вписала в летопись страна. Но подвигу, известно, нет покоя, А Зоя, к счастью, у России не одна.

Учитель: Когда проходишь по залам музея, то чувствуешь, как дух времени наполняет тебя. Здесь можно часами рассматривать удивительные экспонаты. (Стихотворение«В музее войны читает Деяк М., 6 кл.).

В музее войны

На пилотку смотрю сквозь стекло, На седую, со звёздочкой алой; Убежало со стенда тепло, И в музее уютнее стало.

Одинокий иду средь войны, Затаившейся в снимках тревоги, Вдоль уставшей балтийской волны, Ленинградской блокадной дороги.

Партизан пулемёт боевой. Котелок. И листовка гестапо. На портрете Олег Кошевой. На плакате: «Смелее! На Запад!»

И лопатке, горевшей в бою, Отыскалось в музее местечко. У витрины минуту стою - Фронтовая – в стаканчике – гречка.

Вот гармошка – подружка бойца, Не чужая средь нот балалайка, Заиграет – и живы сердца, Улыбнулась мгновенно лужайка.

Телефон застудился совсем (Показалось, что взят из окопа), Алексея Маресьева шлем, Парашюта погасшие стропы.

Имена: Талалихин, Казей, Кожедуб, Рокосовский, Шевцова…- Сохраняет героев музей И о каждом сердечное слово.

Не забыт в Дубосекове бой (Вновь истории слово проверьте!), Здесь, на снимке, Панфилов живой, Ведь герои сраженья – вне смерти!

Забываю, что годы текли, Что сменяться дано поколеньям, Но та память отнюдь не вдали, Впереди – то Истории звенья.

И великая наша Победа Не забудется русским народом, Что чрезмерное горе изведал… …И не стать той войне эпизодом.

Учитель: Дата 9 Мая наполняет наши сердца гордостью за подвиг нашего народа, выигравшего битву с фашизмом, и печалью, ведь миллионы навсегда остались лежать в своей и чужой земле. (Стих. «Случай у обелиска» читает Терляков М., 6 кл.).

Случай у обелиска

Стою один у траурного списка, Касаясь букв короткого рядка. У скромного, как совесть, обелиска Ни веточки живой и ни цветка.

А в палисадах прелести сирени Июнь, резвясь, дарует синеве, Дрожат тюльпанов бедненькие тени На странно смятой солнышком траве.

Киоск теснят величием нарциссы, И чётко слышно эхо чайных роз, гвоздики есть, есть ветви кипариса. Цветы сегодня – это не вопрос.

И я стою, не взяв с собой ромашек, Не из-за жадности – отнюдь не скуп. Вот ветер встал с душою нараспашку И, как слепой, коснулся лба и губ.

И я прозрел – бегу в ближайший садик. Обняв калитку, что-то говорю. С хозяйкою минуем виноградник. И я с букетом, я благодарю…

Цветы несите, люди, к монументу, К холме под дубом, где во сне боец… И пусть живут у скорбных постаментов Цветы, укрытые теплом сердец.

 

Руслан: Прошу Вас, князь, Вы теперь подробней представьте нам свой путь, свою судьбу.

Слово поэта, краеведа Староюрьевского района Лежнёва А.В.

1. Презентация «Меняю в спешке дни я на минуты»

2. Сюжет из «Коротких новостей» телеканала «Новый век» (презентация книги «Под небом Победы»)

3. Чтение стихов автором

4. Фрагмент видеозаписи – исполнение песни заслуженным работником культуры Цуриковой Н.П. Автор слов – Лежнёв А.В.

5. Ответы на вопросы аудитории:

- Сколько Вам было лет, когда Вы написали своё первое стихотворение?

-В какое время года Вам лучше всего пишется?

- А Ваши родственники воевали в годы Великой Отечественной войны?

Людмила: Творчество каких авторов Вам ближе по духу?

Руслан: Князь, а наша с Вами встреча найдёт отражение в Вашем творчестве?

Руслан: Пусть проходит время – не беда.

Остаются рыцари всегда.

И всегда готовы ногу в стремя.

Рыцари нужны в любое время.

Людмила: Руслан, расскажи,

В восторг приводит этот ритуал!

Руслан: Князь, преклоните колено.

(А.В. Лежнёв опускается на одно колено,

Руслан кладёт меч ему на плечо)

Ты не знаешь реальные будни,

Только тем и живёшь, что творишь

Я посвящаю в рыцари тебя,

Но не меча… Пера и слова!

За то, что первым поспешил на зов.

За то, что был предельно терпеливым.

(Руслан убирает меч, гость встаёт с колен)

Ты сильный, ты смелый.

И есть ещё в жизни большие дела,

Куда тебя честь за собой не звала.

Ты смело ступай,

Наготове перо!

Людмила: (обращается к присутствующим в зале)

Я из мира сказок к вам пришла,

Книгу с собой я принесла.

В ней есть сила волшебства,

Она дарит чудеса.

(Поёт песню «Читать или не читать» на мотив песни «Если у вас нету тёти». Автор: Т. Бондаренко)

Если у вас нету книжки,
То вас не спасёт Интернет,
И будни унылы слишком, Если у вас, если у вас,
Если у вас книги нет,
Книги нет.
Если вы мало читали,
То вам бизнесменом не стать,
И сможете вы едва ли
Фирму свою, фирму свою,
Фирму свою возглавлять,
Возглавлять.

Припев:

Оркестр гремит басами,
И флейты басам под стать.
Думайте сами, решайте сами,
Читать или не читать,
Читать или не читать.

Если лекарства в аптеке
Вас не спасают давно,
То только лишь в библиотеке,
Где среди книг знаний родник,
Вам исцелиться дано,
Вам дано.

Припев.

Людмила: Читайте, дети, книги чаще,

Писателей всех настоящих,

В которых помыслы чисты.

Они во тьме – как свет звезды!

Ученица: Уважаемый Александр Владимирович, мы поздравляем Вас с юбилеем! Мы поздравляем Вас с Днём учителя! С нетерпением будем ждать Ваших новых книг. Храни Бог Ваш ум, талант и красоту! Мы говорим Вам – до свидания! Мы говорим Вам - до новых встреч!

(Звучит песня «Читайте». Музыка: Олег Гуртовой,

стихи: Татьяна Пригожина)

Учитель: Приглашаю детей и гостя пройти для совместной фотографии на память.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.