Внеклассное мероприятие по химии в 8 классе «Под знаком углерода»
Пояснительная записка к презентации
Эпиграф
Под знаком углерода мы живём
и нет на свете лучшей жизни
Тема урока: Под знаком углерода мы живём
Цель урока: расширить знания об углероде и его соединениях, о круговороте углерода, показать взаимосвязь веществ
Задачи:
Предметные
1.Показать важность изучения хим. элемента углерода и его соединений в природе.
2.Совершенствовать практические умения через проведение опытов.
3.Обобщить знания о веществах на примере углерода, а так же об основных процессах, протекающих в природе ( синтез, анализ, растворение, диффузия, горение, окисление)
4.Показать значимость изучаемых веществ.
Познавательные
1.Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
2. Вычитывать все уровни текстовой информации
3. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений
4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой
Коммуникативные УУД:
1.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
2. Учиться критично относиться к своему мнению.
Тип урока: урок комбинированный
Деятельность ученика
DOCX / 15.38 Кб
.
Методы урока: словесные, словесно - наглядные, интерактивные, практические
Оборудование: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости, мультимедийная презентация, компьютер. проектор, интерактивная доска, модели кристаллических решеток алмаза и графита, мел, мрамор, каменный уголь древесный уголь, активированный уголь, коллекция углеродсодержащих минералов, минеральная вода, простой карандаш., сахар, крахмал..
Ход урока
1.Постановка цели
Учитель: Обратите внимание на предметы, которые лежат на демонстрационном столе. Как вы думаете, что объединяет эти предметы и как они связаны с темой нашего сегодняшнего урока?
(Во всех этих веществах содержится элемент углерод).( опыт образование сажи-тоже углерод) смотри оборудование.
2. На листочке дан список веществ органических и неорганических сложных и простых. Проверяется умение сравнивать, обобщать, делать выводы, видеть состав вещества.
Оксид углерода (IV), карбанат натрия, хлорид кальция,соляная кислота, ДНК(нуклеиновая кислота), белки, углеводы(хитин, гликоген)
Выберите вещества, имеющие в своём составе углерод? Сделайте вывод.
3.Показ слайда с показом цепочек, которые образует атом углерода (белки,НК,углеводы-целлюлоза,гликоген,хитин). Задаются вопросы: Что происходит с атомами углерода? Они связаны между собой очень по разному.
Вот это и есть, ребята, многообразие жизни. Вот по этому, такие вещества были названы биополимерами.
4.На столе, на подносе, есть ещё один биополимер, который образуется в растениях в процессе фотосинтеза изначально?
Конечно, Крахмал. В ходят атомы углерода.
Комментарий учителя, после того, когда учащиеся сами подошли к понятию строение крахмала (см. деятельность ученика)
А еще глюкозу можно добыть из крахмала. Впервые такое производство было налажено еще во времена войны Англии с Наполеоном. Тогда многие европейские страны оказались отрезанным от стран-производителей сахара, и нужно было как-то выходить из положения. Сегодня глюкоза вырабатывается в виде сиропа или твердого вещества, которое все мы знаем под видом витаминов. Для того чтобы получить глюкозу из крахмала, нужно нагреть его с добавлением разбавленной серной кислоты (использование видио)
5 На столе, на подносе есть вещества сложные. Найдите их.А так же и простые .
Углерод входит в состав и … и … веществ. Слайд алмаз,графит,фуллерен,карбин.Это аллотропия углерода
6.Составляем паспорт углерода
Порядковый номер
Заряд ядра
Протоны,нейтроны,электроны
Период,группа
Относительная атомная масса
электронная конфигурация (электронная формула)
изотопы у углерода возможны? С12,С13
Ребята,оказывается у углерода есть ещё один изотоп с массовым числом 14 (радиоактивный, период полураспада 5568 лет) В чём же важность этого изотопа? Сейчас с вами мы посмотрим видиоролик,который позволит ответить на этот вопрос.
Углерод проявляет степень окисления +… и -…,значит он может быть и … и ….
7.Из того же списка веществ выберите неорганические вещества. Запишите их.
Оксид углерода (IV), карбанат натрия, хлорид кальция,соляная кислота
СО2
Na2CO3
CaCl2
HCl
Из четырёх веществ три вещества находятся в виде растворов на разносе. При сливании каких растворов образуется белый осадок. Для успешности смотрите таблицу растворимости.
Na2CO3+ CaCl2=CaCO3+2NaCl
8.Задание. Растворите осадок, добавив соляную кислоту. Что наблюдаете по мере растворения. Пузырьки. Это газ ?
Показ слайда. Где образуется этот газ? Огромное количество реакций.(на этом слайде важная реакция растворение углекислого газа
Слайд показывающий образование сталактитов и сталагмитов в природе благодаря чередующихся химических реакциях –образование осадка и растворение, что мы попытались провести.
9.Известно, что при растворении известняка образуется растворимая форма –гидрокарбонат кальция. Запишите формулу вещества, использую алгоритм
Вначале запишите угольную кислоту
Замените один атом водорода на кальций,второй оставив
Определите заряды имеющихся ионов кальция и гидрокарбоната
Найдите наименьшее общее кратное и поделите на заряды ионов , проставив индексы
Ca(HCO3)2
С возникновением жизни единственным источником неорганического Углерода, за счет которого образуется все органическое вещество биосферы, является оксид углерода (IV) (СО2), находящийся в атмосфере, а также растворенный в природных водах в виде НСО3.