Поддержка семейного воспитания, содействие формированию ответственного родительства
Поддержка семейного воспитания, содействие формированию ответственного родительства.
В обществе существует мнение о том, что с ребенком обязательно надо дружить. Таким образом, понятие родительской ответственности часто подменяется понятиями доброго отношения, заботы и расположения к ребенку – это, несомненно, важные компоненты родительства, но недостаточные.
По мнению специалистов, ответственный родитель, в первую очередь, – зрелый человек, способный отвечать за свои поступки и за свою жизнь, ведь, если этого нет в отношении самого себя, как можно говорить об ответственности за маленького человека? Являясь зрелой личностью, человек в состоянии обеспечить себя работой, жильем и создать благоприятные условия для развития ребенка.
Итак, ответственное родительство это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания:
Коммуникативная сторона – это регулярное общение с ребенком. В условиях современного мира, полного опасностей и соблазнов, родитель должен быть всегда в курсе того, что происходит в жизни ребенка – его интересов и предпочтений, по возможности разделять их и иметь на него влияние.
Эмоциональная сторона – родитель должен быть готов не просто слушать ребенка и говорить с ним на важные темы, стараясь избегать оценок в суждениях и осуждения, но выступать в роли помощника и советчика, вызывать в ребенке ответную реакцию, давать ему возможность обсуждать проблемы и делиться своими переживаниями.
В условиях преобразования общества в целом и системы образования в частности воспитательная работа с семьей приобретает новое содержание. Ответственность родителей за выполнение своих обязанностей в условиях демократизации, гласности, гуманизации значительно повышается. Однако не каждый родитель это понимает, далеко не все возможности семейного воспитания реализуются в полной мере. Причин тому много. Одной из них является разрушение в современном обществе института семьи . Около трети детей воспитываются в неполных семьях, вследствие чего в будущем дети, воспитывающиеся в таких семьях, возможно, сами не смогут стать полноценными родителями. Другая причина - недостаточно результативная работа образовательных учреждений с семьями. Школа призвана обеспечить единство педагогов и родителей, помочь семье в полной мере реализовать свой потенциал. Семья полноценно выполняет свои воспитательные функции лишь в том случае, если она будет представлять собой коллектив единомышленников, если будет действовать согласованно со школой в решении общих воспитательных задач, если и школа, и семья будут стремиться к постоянному совершенствованию личности ребенка, учитывать и развивать способности и индивидуальные особенности детей. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы—в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности в общем доме «Школа—семья». Проявить свою индивидуальность и дети, и родители могут во время специально организованной деятельности. Одну из таких возможностей предоставляет подготовка и проведение совместных мероприятий. Опираясь на свой педагогический опыт, я разработала собственную систему взаимодействия школы и семьи, включающую в себя цикл родительских собраний по семейному воспитанию, а также привлечение родителей к подготовке и проведению мероприятий и праздников. Считаю, что подготовка к этим мероприятиям значима сама по себе, так как позволяет проявить ребятам творчество и лидерские задатки, а привлечение родителей способствует эффективному взаимодействию родителей и школы. Если в первом и классе большую часть подготовки и проведения мероприятий берут на себя родители под руководством учителя, то уже в середине второго класса ребята (под руководством учителя и родителей) могут сами составить план мероприятия, распределить обязанности по подготовке и проведению праздника.
Поддержка семейного воспитания является одним из приоритетных направлений в области государственной политики и педагогическое просвещение родителей является необходимым элементом.
В течение первого класса проводится 6 родительских собраний, объединённых общей темой «Роль семьи в преодолении кризиса 7 лет» посвященных повышению педагогической грамотности родителей: психологическая адаптация ребенка к школе, возрастные особенности первоклассников, наказание и поощрение в семье, формирование системы ценностей ребёнка, повышение родительского авторитета, роль матери в семье.
Также систематически взаимодействем со специалистами ГИБДД, мед. работниками, психологами и соц. педагогами.
В результате работы более 70% родителей занимают активную позицию в отношении воспитания учащихся, а именно:
В проведении классных воспитательных мероприятий принимают участие 100% родителей(сценарии, стихи, конкурсы);
В проведении общешкольных мероприятий 53 % (постановка номеров, помощь в изготовлении стенгазет);
100 % родителей принимают участие в организации досуга детей вне школы (экскурсии, прогулки на каток, поездки в цирк)
По инициативе родителей был снят видеороликролик, в котором принимали участие, и дети , и родители (показать ролик). Конечно, это только отрывок, и продолжение несомненно следует.
Во втором классе темы собраний расширяются. Речь уже идет о детских увлечениях, о знании друзей ребенка, если в первом классе большее внимание уделялось роли матери, то во втором упор идет на роль отца в воспитании.
В течение года проводятся праздники «Защитник отечества», «Разговор о наших бабушках и дедушках», семейный праздник «Голубой огонек» в конце учебного года.
Укрепление связи с семьёй;
Повышение психолого-педагогического просвещения родителей;
Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.
Повышение уровня воспитательно - образовательной деятельности родителей.
Развитие творческой инициативы родительской общественности