Статья «Формирование информационной культуры родителей обучающихся как условие эффективности семейного воспитания»

12
0
Материал опубликован 11 February 2018 в группе

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Чернышев Э.Н., учитель математики

Информация уже стала важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре. Информационная культура становится обязательным условием эффективной деятельности в современном обществе. Формирование такой специфической культуры всех участников образовательного процесса является первоочередной задачей вследствие того, что для решения поставленных общественных проблем востребован воспитатель, владеющий целостной профессиональной культурой, обеспечивающей его эффективное функционирование в

информационном обществе, а также продуктивное решение им задач, направленных на обучение, развитие и воспитание новых членов современного общества. На наш взгляд, только педагог с развитой информационной культурой не способен один выполнить

социальный заказ общества, а именно подготовку выпускника школы, способного гибко реагировать на изменения в социально-экономической среде, адаптироваться к требованиям рынка труда, менять и повышать свою профессиональную квалификацию.

В век глобальной информатизации, которая охватила все сферы жизнедеятельности, современным образовательным пространством востребован родитель, способный достигать социально-значимых результатов в обучении, воспитании, развитии своего ребенка; толерантный, осознающий перспективы своего личностно-педагогического развития, психологически компетентный, готовый к педагогическому сотрудничеству, творчеству и дальнейшему обучению. Другими словами, в современном информационном обществе востребован родитель, готовый к непрерывному самообразованию и обладающий высоким уровнем развития информационной культуры. Несомненной является ведущая роль родителей в воспитании личностных качеств школьника.

Информационная культура родителей — один из самых действенных факторов интеллектуального развития школьников, их адаптации к современным общественным требованиям и воспитания коммуникативных качеств личности. Информационная культура родителей определяет уклад семейной жизни, а, следовательно, представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

В связи с этим, повышение информационной культуры родителей рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в семье. Проведенные нами исследования показывают недостаточность сформированности информационной культуры родителей, из которых: умеют осуществлять поиск информации в сети интернет 27% опрошенных, из них только 9% делают это систематически; имеют навыки общения в сетевых сообществах 24%, при этом регулярно это делают 11%; обращаются к интернет-ресурсам при оказании помощи детям в выполнении домашних заданий 4%; имеют достаточный уровень умения устанавливать причинно-следственные связи 39%, выделять существенное – 24%, моделировать информационные фреймы – 0%; при этом почти у всех опрошенных отсутствуют знания о простейших методах статистической обработки информации и способах ее обработки в программных средствах.
В связи с актуальностью проблемы нами предпринимаются действия по повышению информационной культуры родителей обучающихся, понимаемой как личностно значимая система правил поведения человека в информационном обществе, способов и норм общения с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человеко-машинных системах «гибридного интеллекта», пользование средствами телематики, глобальными и локальными информационно-вычислительными сетями. Информационная культура включает в себя способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему.

Процесс формирования информационной культуры родителей обучающихся осуществляется в рамках школьного университета педагогических знаний для родителей «Колумб», основан на общих принципах андрогогики и имеет следующие отличительные особенности от обучения школьников:
1. Ведущая роль в обучении принадлежит взрослому человеку, который обучается, — обучающемуся.

2.Он, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению.

3.Взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения.

4.Взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям.

5.Процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему.

6.Процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

Процесс обучения имеет две формы: очную и заочную. В рамках очной формы обучения с родителями еженедельно проводятся групповые занятия по овладению средствами информационной культуры. Темы этих занятий определяются актуальными проблемами для данной группы родителей; в 2017-2018 учебном году проведены занятия по темам «Ресурсы электронного дневника», «Он-лайн репетитор», «Создание презентации в Power Point», «Обработка информации в электронных таблицах», «Технология создания буклета» и др. На занятиях родители школьников освоили работу на ресурсах www.interneturok.ru (он-лайн уроки, лекции и тренинги по общеобразовательным предметам), www.biouroki.ru (подготовка кроссвордов, работа с ребусами и он-лайн тестирование), www.fipi.ru (открытый банк заданий для подготовки к ГИА-9 и к ЕГЭ, рекомендации психолога, он-лайн тестирование, демоверсии) и др.

В рамках заочной формы обучения родители обучающихся получают и выполняют индивидуальные задания посредством электронной почты. Так, например, родители учеников 8 класса в соответствии с полученным заданием создали электронные плакаты по теме «Моя семья – мир добра и взаимопомощи», восстановили утерянные пароли для работы на www.dnevnik.ru, систематически обращаются к ресурсу www.azps.ru для прохождения всеми членами семьи психологического тестирования по актуальным проблемам взаимоотношения поколений и др. Результаты этой работы становятся предметом для изучения на очных занятиях.

В системе повышения информационной культуры родителей используем различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за·круглым столом, вечер вопросов и·ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

Как показал анализ проводимой работы, развитие информационной культуры родителей позволяет обеспечить: компетентные личностные смыслы в пространстве информационной деятельности; обоснованную оценку полезности и истинности получаемой информации; эффективный поиск личностно значимой информации на основе современных технологий; информационную безопасность личности; гармоничную структуру и высокий уровень информационных потребностей.

В течение двух лет диагностируемый уровень воспитанности школьников имеет положительную динамику в семьях, где родители наиболее активно занимаются самообразованием и целенаправленно повышают свою информационную культуру.


 

Литература

Ветлужских Е.Н. Критерии результативности краткосрочного обучения. http://www.ikt.ru/

Гендина Н.И. Новая парадигма образования и проблемы формирования информационной культуры www.eds.samara.ru/~infcult

Колесникова И.А., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. и др.; Основы андрагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., Издательский центр «Академия», 2003.

Приложение

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В ПУР «КОЛУМБ»

(фрагмент)

Тема занятия : «Все в жизни взаимосвязано».

Креатив-тезаурус:

умный и современный человек учится непрерывно и всю жизнь !

родители учеников почти не имеют возможностей для повышения образовательного ценза !

умный и современный родитель будет понимать и помогать школе !

ученики в первую очередь заинтересованы в том, чтобы их родители повышали свой образовательный уровень !

а кроме школы эту задачу никто и не решает !

«Если кто-то ищет общества образованных людей, если он живет обыкновенно с людьми, превосходящими его по уму, то он становится от этого просвещеннее» (Клод-Адриан Гельвеций);

«Считай несчастными тот день и час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» (Ян Коменский);

«Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий» (Дмитрий Писарев).

Цели занятия :

1.Содействовать повышению математической культуры родителей.

2.Формировать у родителей навыки использования математических методов для исследования и оценки явлений повседневной жизни.

3.Обеспечивать условия для позитивной оценки родителями собственно образовательной деятельности школы и ее результатов.

Требования к участникам :

1.Отсутствие высшего математического образования. 2.Согласие на выполнение роли родителя во время занятия. 3.Интерес к новым формам взаимодействия семьи и школы. 4.Креативное отношение к проблемам. 2.Готовность учиться и меняться.

Задание слушателям : Приведите пары количественно измеряемых показателей, между которыми можно установить (измерить) корреляционную зависимость. Очень «сильно» взаимосвязаны :

рост родителей и рост их детей;

текущие оценки по предмету и итоговая оценка за четверть;

количество ям на дороге и количество произошедших здесь аварий;

количество олимпиад, в которых ученик принимал участие и оценки за год;

количество самостоятельно решенных задач по математике и результаты ЕГЭ

и т.п.

Да, причинно-следственные связи между этими величинами очевидны. Но какова «теснота» этой зависимости ?

Для определения типа (слабая, сильная, средняя) взаимосвязи между величинами МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА предлагает метод вычисления коэффициента корреляции.

Для понимания этого определения обратимся к сайту http://whatisbirga.com/burenin_upravlenie12.html

1.2.4. Использование программы Excel для расчета ковариации и коэффициента корреляции доходностей ценных бумаг

Рассмотрим технику расчета ковариации и корреляции доходностей бумаг на примере.

Пример 1.

Доходность бумаги X за пять лет составила соответственно 20%, 25%, 22%, 28%, 24%. Доходность бумаги F: 24%, 28%, 25%, 27%, 23%. Определить ковариацию доходностей бумаг.

Решение.

Приведем решение задачи двумя способами.

а) Печатаем в хронологическом порядке в ячейках с Al no A5 значения доходности бумаги X, а в ячейках с В1 по В5 - доходности бумаги F. Решение получим в ячейке С1, поэтому наводим на нее курсор и щелкаем мышью. Печатаем в ячейке С1 формулу:


 

ПРИМЕР 1. Исследуем оценки во второй четверти какого-либо одного ученика.*

опыта

Предмет

Средний балл о всем оценкам,

Оценки за четверть,

1

Алгебра

4

5

20

2,3

8,2

2

Геометрия

3

4

12

-4,7

-0,8

3

Русский язык

4

4

16

2,3

-0,8

4

Литература

4

3

12

2,3

-7,8

5

История

3

3

9

-4,7

-7,8

6

Биология

5

4

20

11,3

-0,8

7

Химия

4

5

20

2,3

8,2

8

Физика

3

5

15

-4,7

8,2

9

Физкультура

3

4

12

-4,7

-0,8

10

Английский язык

4

4

16

2,3

-0,8

 

среднее

Среднее арифм.

Среднее арифм.

Среднее арифм.

СКО

СКО

*Округляем до десятых !

Находим коэффициент корреляции по формуле :

.

Интерпретация :

Тип зависимости

Сильная корреляционная зависимость

Средняя корреляционная зависимость

Слабая корреляционная зависимость

r

Таким образом, между текущими оценками в четверти и четвертными оценками присутствует слабая корреляционная зависимость.

Задание :

Определите степень зависимости самооценки и оценки деловых качеств Вашего учителя математики.

опыта

Показатель

Самооценка,

Оценка экспертов,

1

Толерантность

4

3

12

0

-2,6

2

Требовательность

3

2

6

-7

-7,4

3

Коммуникабельность

5

4

20

9

4,4

4

Креативность

4

3

12

0

-2,6

5

Знание предмета

4

5

20

0

13,4

 

среднее

Среднее арифм.

Среднее арифм.

Среднее арифм.

СКО

3

СКО

*Округляем до десятых !

Находим коэффициент корреляции по формуле :

.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Определите степень зависимости самооценки и оценки Ваших деловых качеств:

опыта

Показатель

Самооценка,

Оценка экспертов,

1

Толерантность

         

2

Требовательность

         

3

Коммуникабельность

         

4

Креативность

         

5

Знание предмета

         
 

среднее

Среднее арифм.

Среднее арифм.

Среднее арифм.

СКО

СКО

*Округляем до десятых !


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации